Японский сад в Монако


Ю.Арбатская

         Монако – крошечное, изумительное по красоте княжество на Лазурном берегу. Богатое историей и легендами, это государство самым невероятным образом умудрилось сохранить не только свою независимость, но и неповторимое своеобразие в ряду курортов Средиземноморья. Кто не знает знаменитое казино Монте-Карло или футбольный клуб «Монако»? Только мало кому известно, что из примерно двухсот гектаров территории страны пятая часть занята садами и парками. При таком колоссальном недостатке площади отдать под сады 39 га! Уже только этот факт заставляет обратить внимание людей, интересующихся ландшафтным дизайном и архитектурой, на эту удивительную страну.

         Одним из чудес Монако, бесспорно, является японский сад, который находится на проспекте Принцессы Грейс, прямо возле пляжа. По насыщенности и полету фантазии он сравним с лучшими садами и парками мира. Недаром сотни тысяч туристов, приезжающие в Монако, обязательно включают этот объект в свои экскурсионные маршруты. Мы тоже окунулись в это царство восточной философии и, восхитившись, спешим поделиться впечатлениями.

          Сад был заказан Акционерным Обществом Купален Монако японскому архитектору-пейзажисту Ясюо Беппю, обладателю Гран-При на цветочной выставке «Осака-90». Строительство заняло 17 месяцев кропотливого труда целой команды японских дизайнеров, которым пришлось решать множество технически сложных задач в условиях Средиземноморья. Деревянные стройматериалы, бамбук, черепица и каменные фонари были завезены из Японии. Скалы и каменные блоки, использованные вокруг бассейна, привезены с Корсики, гранит – из окрестностей района Овернь, известняк – из долины Тинэ. Несколько десятков японских садовников в течение многих недель разыскивали нужный материал для сада по всей территории Франции. Около 1000 тонн камней было собрано и доставлено в Монако.
          Растения происходят из Италии, Испании, Германии, Бельгии и Франции. Все они приобретены в питомниках, затем обрезаны и сформированы согласно замыслу дизайнера Беппю. Родиной растений, используемых в саду, являются Средиземноморье, Южная Америка, Австралия, Африка, Азия. Традиционные японские растения включены в посадки в ограниченном количестве, и это придает саду особенный шарм, поскольку заподозрить что-либо «не японское» здесь невозможно.
          25 ноября 1992 года верховный жрец синтоистского храма Дазаифу благословил это место, и с этого момента сад открыт для свободного посещения.

          Сад-«дзен», сад-метафора, сад-инакомыслие. Гармонично сочетая камни, воду и растительность, авторам удалось на площади в 7000 кв. метров создать подлинный шедевр ландшафтного искусства, где закодирован космос человека во всем его необъятном величии. Каждый элемент пространства побуждает зрителя к самосозерцанию и растворению в природе. Будучи уменьшенной копией традиционного японского пейзажа, сад имеет свою гору, свой каскад, водные пространства, пляж, ручей. Площадь водного бассейна 1100 кв. м.

          В саду традиционно «работают» три фундаментальных элемента – точка, линия, поверхность. Весь спектр японского пейзажа представлен следующими композициями: вход, «затопленный» сад, пергола, чайный домик, три озера с пляжем, два сада камней, два острова, источник с ручьем, мостики, сад сакуры. Бамбуковое ограждение придает простоту и легкость. В то же время, бамбук – символ недолговечности, бренности человеческой жизни. Согласно японским представлениям, убранство входа знаменует отношение хозяев к гостям. В данном случае вход изысканно торжественен, а, значит, особенно приветлив. Внушительные размеры главного входа – знак уважения к посетителю.
          В саду использованы все пять элементов даосизма: огонь (каменные фонари, яркие клены), земля, вода, дерево (чайный домик, бамбуковые детали, мостик) и металл (пергола). Их наличие показывает «большое в малом и малое в большом», «полноту в пустоте и пустоту в полноте».
          Вода. В японской традиции каждая форма воды имеет свое символическое значение. Так, источник – это рождение человека, ручей – детство, каскад или бассейн – юность, пруд – старость. Идеальным считатется, если вода «рождается» на востоке, течет на юг, а затем меняет направление на запад. В данном саду этот принцип соблюден в точности. Кривая линия, соответствующая направлению движения воды, должна напоминать брюхо дракона, который и есть совершенство, в котором «не надо ничего перестраивать».
          Любопытная «изюминка» сада. Один остров, на котором растут две пальмы, символизирует черепаху, другой, с одной пальмой, – журавля. Оба существа в Японии приравниваются к священным и почитаются особо.

          Сочетая в равновесии энергии «ян» и «инь», дизайнеры добились удивительного ощущения внутреннего покоя у посетителя. Погружение в себя через созерцание внешнего здесь происходит очень легко и естественно. Любому европейцу, даже весьма поверхностно знакомому с восточной философией, не составляет особого душевного труда насладиться бесконечной красотой иного, неевропейского взгляда на мир.
          Растения в саду подобраны и расположены в соответствии с понятием «четырех сезонов и пяти сторон света». Четыре времени года символизируют цикл человеческой жизни: деревья и кустарники весеннего цветения (рождение и детство), густолиственные (лето – юность и зрелость), деревья осенних красок (старость) и вечнозеленые (зима, эмблема бессмертия). Как и положено, в восточной части сада посажены цветущие деревья, в западной – нецветущие.
          Вершина символизма – сад камней – выделен в отдельное пространство с отдельным входом. Необыкновенной фактурной красоты, они создают образ вечной тайны творения, неразгаданности и непостижимости вселенной.
          Ворота чайного домика открываются на дорожку, спланированную преднамеренно так, чтобы идти можно было только мелким шагом. Дорожка приобретает, таким образом, смысл очищения. Она приводит к пяти водным камням, куда посетитель приглашен очистить душу и тело, прежде чем войти в чайный домик. Сам чайный сад состоит из аллейки, укрытия, каменного бассейна и фонаря. Он не содержит «источников развлечения», - ни деревьев, ни кустов, ни цветов, ни камней. Лаконичность этого места должна способствовать сосредоточенности и медитации.

          Наконец, точка равновесия сада («сердце сада» или «очаг») смещена, согласно правилам, от оси чайного домика и удалена от геометрического центра. Симметрия – смерть сада. Свободные пространства и открытые перспективы отвратительны для души японского сада. Только сложность деталей и изобилие тени.
          Так рождается неповторимый орнамент картины мира. Так и мы отражаемся в японском саду, а сад – в нас, что расцвечивает нашу жизнь новыми красками и впечатлениями.


Смотреть фотогалерею Японский сад в Монако

str3_0.png