Арбатская Ю., Вихляев К. Розы Юсуповского фарфора




     Интерес к фарфору у князя Николая Борисовича Юсупова возник задолго до основания собственного производства. Более восьми лет (1792 – 1800) он был директором Императорского фарфорового завода. Князь также приобрел для усадебной библиотеки пособие по изготовлению и росписи фарфора, изданное во Франции.

i.b.lampi_portret_n.b.yusupova_1790-e.jpg
И.Б.Лампи. Портрет Н.Б.Юсупова. 1790-е гг.


     Свое фарфоровое заведение Николай Борисович Юсупов начал с организации небольшой мастерской, которую в 1814 году разместил в одном из флигелей московского дома в Большом Харитоньевском переулке, а в 1818 году, уже в расширенном составе мастеров, перевел в усадьбу Архангельское. Одаренные дворовые люди князя проходили специальную подготовку в собственной художественной школе, где преподавали приглашенные художники – профессионалы. Обучение было достаточно высокого уровня, благодаря чему вкус молодых художников воспитывался на лучших образцах классического искусства.

     Производственный процесс на заводе Юсупова ограничивался созданием росписей на уже готовых формах. Формы (так называемое «белье») приобретались у владельцев лучших фарфоровых заводов России – Попова, Гарднера, Батенина, привозились из Франции.

     Фарфор расписывали по сюжетам античной мифологии, по гравюрам или популярным эстампам, по небольшим жанровым картинам голландских, английских, фламандских и французских художников XVII – начала XIX века. Копировали венские тарелки «с баталиями» (с батальными сценами). Один из любимых мастерами мотивов – широкий цветочный бордюр на чашках и венок по борту тарелок.

p1760966.jpg
Поднос с видом усадьбы Архангельское. 1831 г.


p1760967.jpg
Чашка и блюдце с гирляндами цветов. 1821-1822 гг.



     С января 1822 года фарфоровое заведение возглавил приглашенный князем французский живописец Севрской мануфактуры Август-Филипп Ламбер. Ламбер стал главным художником живописной мастерской и преподавателем. Увеличилось количество живописцев и учеников, была расширена тематика росписей, совершенствовалась технологическая сторона процесса росписи. В 1823 году в мастерской работало 26 человек, среди которых 10 девушек и 16 юношей. К 1825 году количество учеников составляло 40 человек. Производство было нацелено на создание изящных по декору драгоценных произведений декоративно-прикладного искусства, имеющих особую художественную ценность. Декорированный копиями графических и живописных произведений фарфор становился частью художественной коллекции Юсупова.

     Одной из самых популярных тем в коллекции Юсупова была серия тарелок под общим названием «Розы». Серия создавалась на протяжении четырех лет с использованием таблиц трехтомного ботанического атласа «Розы» известного французского ботаника и художника Пьера-Жозефа Редуте. Точнее сказать, в 1824-1826 гг. была создана серия тарелок, а в 1826-1827 гг. часть тарелок серии была повторена не только с указанием названия цветка на зеркале тарелки, но и с указанием номера тома и листа с гравюрой на обороте.

p1770043.jpg
Тарелки «Le petit quatre Saisons» (1824) и «Rosier des champs à tiges érigees» (1825)



     Три тома атласа «Розы» П.-Ж.Редуте (P.-J.Redouté. Les Roses. Paris, 1817-1824, т. 1-3) хранились в усадебной библиотеке Н.Б.Юсупова в Архангельском. Они были доступны для художников живописного заведения. Скорее всего, для росписи тарелок были использованы все 169 таблиц атласа. Местонахождение атласа, принадлежащего Н.Б.Юсупову, в настоящее время неизвестно.

     Большая часть тарелок серии хранилась в собрании князей Юсуповых, в московском доме. В середине второй половины XIX в. тарелки серии «Розы» были перевезены в Петербург и хранились в Юсуповском дворце на Мойке. В 1910-е гг. они украшали интерьер столовой на половине молодой четы, Феликса и Ирины Юсуповых, во дворце на Мойке. В 1925 г. часть из них была передана в Эрмитаж, часть продана на аукционе.

p1770045.jpg
Тарелки «Rosier Luisant» (1825) и «Rosier d’evrat» (1825)



     Известно, что в начале 1919 г. 50 тарелок с розами находились у Агафона Карловича Фаберже. Согласно документу от 9 апреля 1919 г., составленному на бланке Петроградского управления уголовного розыска, Управление главного розыска Петрограда предложило Эрмитажу «опечатанные тарелки Архангельского завода, как принятые 31 марта с.г. на хранение от А.К.Фаберже, с его числа принять в полную собственность «Эрмитажа», так как… приобретены Фаберже нелегальным способом». Известно, что в первом квартале 1919 г. часть тарелок с розами была похищена из Юсуповского дворца и продавалась на нелегальном антикварном аукционе в Петрограде.

p1770046.jpg
Тарелки «Rosier Pimprenelle a Fleurs doules» (1826) и «Rosier a Fruit Fetidel» (1826)



     В настоящее время в музейных собраниях России найдено 82 тарелки из серии «Розы»: в Государственном Русском музее – 49, в Государственном музее усадьбы Архангельское – 12, в Государственном Эрмитаже – 7, в Государственном музее-заповеднике «Павловск» - 7. Тарелки из этой серии представлены также в частных собраниях России (7), Германии (1) и США (7). В сентябре 2007 г. на аукционе Sotheby’s были выставлены 6 тарелок из собрания Вишневской-Растроповича (ныне – собрание А.Усманова). Три тарелки в настоящее время являются собственностью шведского антикварного дома Bukowski’s в Хельсинки. Всего в настоящее время известно 125 тарелок.

p1770048.jpg
Тарелка «Le Bengale ocillet» (1825)


p1770049.jpg
Тарелка «Rosier de Provins a grandes feuilles» (1825)


p1770052.jpg
Тарелки «Petit Rosier du Bengale» (1826) и «Rosier Evèque» (1825)


p1770053.jpg
Тарелка «Rosier la Bengale thé à fleurs Simples» (1827)


p1770057.jpg
Тарелки «Rosier d’amour» (1827) и «Rosier à feuilles de laitue» (1825)


p1770060.jpg
Тарелка «Rosier mousseux» (1827)


p1770064.jpg
Тарелки «Rosier blanc Royal» (1827) и «Rosier de Caroline en Corymbe» (1827)