Арбатская Ю., Вихляев К. Камелии. Романовы и русское дворянство в названиях камелий. Camelias and Russian names



Camelias and their Russian names




Ю. Арбатская, К.Вихляев




     Изучая старые каталоги растений, опубликованные в XIX веке и посещая коллекционные сады в Европе, Южной Корее и Вьетнаме, мы обнаружили около полусотни сортов камелий, имеющих «русские» названия, то есть названных в честь выдающихся личностей, оставивших заметный след в истории Российского государства. Часть из них посвящена представителям Дома Романовых, часть – русским аристократам.


001_11.jpg


     Ни одно растение не сравнится с камелией по числу легенд, сказок, мифов, всякого рода домыслов и фантазий, исключая, пожалуй, розу. Этот древесный кустарник с удивительно душистыми цветами всегда поражал воображение королей, царей, императоров и их садовников в Европе своей прекрасной выносливостью и декоративностью. Роза и камелия долгое время соперничали за право называться королевой цветов, и не раз в этом споре побеждала именно камелия.

     Исторической родиной камелии является Япония - острова Кюсю, Сикоку и некоторые провинции Японии, где она растет в виде крупного кустарника или деревца. Однако родиной камелии как биологического вида считается Южный Китай. Из Японии произошли только два вида (C. japonica и C. sasanqua), а из Китая - более двухсот.

     Название растения связывают с именем иезуитского монаха Георга Иосифа Камеля, жившего долгое время в качестве миссионера на Филиппинских островах; он-то и завез первые два экземпляра неизвестных растений в 1738 году в Европу. История распространения камелий в западном полушарии похожа на приключенческий роман, но этот пересказ оставим для литераторов. Наша задача – показать, каким образом в названиях садовых гибридов этого растения появились русские имена. Для этого требуется несколько слов сказать об истории селекции камелий.

     Первые дикорастущие виды камелии сначала появились в Англии, а затем очень быстро распространились по странам метрополии – США (1795), Австралии (1826), Новой Зеландии (1840). Спустя несколько лет здесь уже стали экспериментировать с выведением новых гибридов. Примерно в это же время в Европе наибольших успехов в селекции камелий достигли садоводы Франции, Бельгии и Германии. Во второй половине XIX века лидерство перехватили Италия и Португалия, а в последние сто лет самыми производительными центрами селекции становятся Америка, Япония, Корея, Вьетнам, Австралия, Новая Зеландия. Сегодня во всемирном регистраторе числится более 22 000 сортов камелий, выведенных когда-либо в разных странах мира. Многие из них не дожили до наших дней, но во всем мире ширится движение по выявлению и сохранению исторических сортов камелий, С этой целью создаются специализированные сады, генетические банки данных, ведутся научные исследования.

     В Америке старинными сортами считаются те, которые созданы до 1900 года. Выведенные же с 1900 по 1960 год называют историческими. В саду Magnolia Plantation в штате Южная Каролина (г. Чальстоун) на сегодняшний день собрано более 2000 сортов камелий, 300 из них – старинные. «Мы пытаемся создать самую большую коллекцию старинных сортов камелий в мире, - говорит исполнительный директор сада Том Джонсон. – Современным садоводам, как правило, больше нравятся последние штаммы камелий: они имеют более яркую окраску, их цветы крупнее, чем у старинных. Но они менее выносливы, чем старинные сорта. В нашем саду сохраняют старые сорта, несмотря на то, что популярность их с каждым годом падает» [Газета «Post and Courier», 11 февраля 2012 г., Южная Каролина, США]. Согласно разработанной программе сотрудники сада по всему миру разыскивают старинные сорта, чтобы сохранить историческое наследие культуры камелий. В этом их поддерживает Американское Общество Камелий, объединяющее клубы и региональные общества в стране, штаб-квартира которого находится в штате Джорджия. Главным же координатором по сохранению редких исторических сортов является Международное Общество Камелий.

     Вернемся в Россию. Первая декоративная камелия (C. japonica) чистейшего белого цвета была получена в Европе в конце XVIII столетия, и уже в 1781 году известный ботаник и естествоиспытатель Паллас зафиксировал эту разновидность в каталоге садового заведения Прокопия Демидова. Затем японские камелии появились в оранжереях графа Разумовского в Горенках, в ботанических садах Кременца и Дерпта, а в первой трети XIX века директор Никитского ботанического сада Николай фон Гартвис самостоятельно занялся гибридизацией камелий в подведомственном ему учреждении. Документы архива Никитского сада свидетельствуют о четырех сортах. Первый из них - ‘Граф Нессельроде’ (‘Comte de Nesselrode’, 1847).

     Канцлер Российской империи, граф Карл Васильевич Нессельроде имел в Санкт-Петербурге на Аптекарском острове прекрасно оборудованные оранжереи, открытые для всеобщего доступа. Здесь садовник Линден демонстрировал всем желающим орхидеи, тропические пальмы, розы, цитрусовые, плодоносящие ананасы и виноград. Побывавший в этих оранжереях в 1845 году директор Императорского Никитского ботанического сада Николай фон Гартвис был настолько ошеломлен увиденным, что по возвращении в Крым новую разновидность полученной им камелии назвал в честь графа.

comte_de_nesslerode_2-27-07_p1016604.jpg
Камелия ‘Comte de Nesselrode’ (Hartwiss, 1847)


karl_nesselrode.jpg
Ф.Крюгер. Граф К.В.Нессельроде. 1840-е гг.



     К слову, Николай Гартвис очень много сделал в области селекции новых сортов растений за время своего руководства ботаническим садом в Крыму (1824-1860). Им были выведены несколько вариаций рододендронов, азалий, пассифлор, пеларгонии, яблонь, груш, персиков, а также более 110 сортов роз, которым он отдавал предпочтение перед всеми декоративными кустарниками. Свои многочисленные новинки он посвящал, как он выражался, «благодетелям» Сада - членам императорской фамилии, владельцам крымских имений, влиятельным особам, и в первую очередь генерал-губернатору Новороссии графу Михаилу Семеновичу Воронцову и членам его семьи.

     Камелия ‘Граф Воронцов’ (‘Comte Woronzoff’), выведенная в 1830-х годах, имела махровые цветы нежно-розового цвета с прожилками яркого кармина [Real Companhia Horticolo-Agricola, Portuense Catalogue, No.29, 1895-1896, p.45]. Другая называлась ‘Графиня Воронцова’ (‘Comtesse Woronzoff’) и была посвящена супруге Новороссийского генерал-губернатора, очаровательной и образованнейшей женщине своего времени, которой восхищался А.С.Пушкин. Как ни удивительно, но этот сорт сохранился в коллекционных садах Италии, правда, местные историки авторство вышеназванных трех камелий приписывают неизвестным итальянским селекционерам, что не соответствует действительности. Да и годы создания сортов указаны неверно. Николай Гартвис часто отправлял выведенные им растения в различные садовые заведения Европы, опасаясь, что в России эти новые вариации вряд ли удастся сохранить: суровый климат, отсутствие дорог, слабое общее развитие садоводства в стране и безразличие основной массы владельцев садов к редким декоративным растениям не позволяли надеяться на широкое распространение новинок директора Сада в родном Отечестве.

contessa_woronziff_pflanze.jpg
Камелия ‘Comtesse Woronzoff’ (N.Hartwiss, 1830-е гг.)



     По-видимому, так произошло и с камелией ‘Графиня Воронцова’. Что касается сорта ‘Граф Нессельроде’, то в конце 1850-х годов он очутился в бельгийском питомнике садовода Людике, где и был занесен в каталог Августа ван Гирта 1861 года [Auguste van Geert, 1861, Catalogue, No.50, p.35]. Последний сорт к тому же оказался способным к самопроизвольным мутациям, и в середине прошлого столетия в США были зафиксированы два спорта – ‘Comte de Nesselrode (MG)’ (1947) и ‘Comte de Nesselrode Pink’ (1953). Такой же спорт (устойчивая форма мутации) произошел от сорта ‘Графиня Воронцова’: в начале 1950-х годов в Австралии зарегистрирована новая разновидность – ‘Purple Woronzoff’. Этот факт опубликован в американском ежегоднике «American Camellia Yearbok» в 1955 году [Р. 27].

     Некогда существовала еще одна камелия, выведенная Гартвисом – ‘Наталья Нарышкина’ (‘Natalia Naristkine’), но о ней осталось лишь упоминание в Бюллетене Тосканского сельскохозяйственного общества 1879 года. Сорт был назван в честь супруги гражданского губернатора Тавриды в 1823-1829 годах Натальи Федоровны Нарышкиной, в девичестве Ростопчиной (1797-1866). По воспоминаниям Ф.Ф.Вигеля, писателя-мемуариста, «это была особа большого ума, сердечная в обращении, миловидная, хотя и не настолько, чтобы можно было назвать ее красавицей» [Вигель Ф.Ф. «Записки» (под редакцией С.Я.Штрайха). Артель писателей «Круг». М.: 1928, репринт Захаров, М.: 2000.].

     К сожалению, больше достоверных данных об отечественной селекции камелий пока нет. Есть, правда, некоторые предположения об экспериментах в средней полосе России, но об этом поговорим ниже. Что касается Никитского ботанического сада, то щелочные почвы, климат сухих субтропиков и холодные зимы (примерно раз в 10-12 лет) в Крыму не позволяли долго сохранять камелии, а со смертью директора Никитского ботанического сада Н.Гартвиса в 1860 году опыты по выведению новых сортов и вовсе прекратились. До 1890-х годов сорта, названные в честь Воронцовых, еще можно было найти на Кавказе, в Сухумском Военно-ботаническом саду. В 1840-х годах камелии, розы и многие другие растения были оправлены Гартвисом князю Н.Н.Раевскому, основателю Сада в Сухуми. Однако в XX столетии в списках ботанических коллекций они уже не значились.

     Примерно в то же самое время (конец 1830-х – начало 1840-х годов) в Бельгии возникла целая плеяда талантливых садоводов, которые занимались выведением новых вариаций разнообразных растений. Общество сельского хозяйства в Генте постоянно проводило садовые и цветочные выставки, регулярно информировало любителей садоводства о своих успехах в специальных бюллетенях и каталогах. Из этих публикаций мы узнали и о некоторых сортах камелий с «русскими» названиями.

verschaffelts_nursery_in_ghent.jpg
Садовое заведение Амбруаза Вершафельта в Генте в 1854 году


louis_van_houtte00a.jpg
Питомники Луи ван Гутта близ Гента в 1850-1851 гг.


louis_van_houtte00.jpg
Луи ван Гутт. Рисунок Этьена Бокура



     В каталогах 1841, 1842 и 1845-1846 годов, изданных выдающимся бельгийским ботаником и путешественником Луи ван Гуттом, находим следующие сорта: ‘Empereur Alexandre’, ‘Alexandre II’, ‘Empereur de Russie’, ‘Paulownia Impératrix’, ‘Grand Duc Constantin’. В других каталогах, 1847, 1851 и 1879 годов, автором которых явился фламандский садовод Амбруаз Вершафельт, описываются сорта ‘Impératrice de Russie’, ‘Comte Bobrinsky’, ‘Prince Troubetzkoy’, ‘Madame Tretiakoff’, ‘Constantin Tretiakoff’, ‘Contessa Samailoff’, ‘Madame de Strekaloff’. Некоторые из этих наименований выведены в Бельгии, но большинство - в Италии. Именно там, в Великом княжестве Тоскана, княжестве Лукка и Ломбардии-Венеции были сконцентрированы садовые предприятия по разведению камелий. «Столицей камелии» стала Флоренция. Своего пика селекция в этих районах достигла в середине XIX века, когда усилиями итальянских садоводов Франкетти (самый плодовитый создатель замечательных сортов), Меркателли Бернье, Грилли и других были созданы сотни великолепных гибридов камелий.

     Внимание итальянских садоводов к «русской» теме было привлечено в связи с прибытием в Италию в 1838 году великого князя Александра Николаевича, будущего императора Александра II. Перед этим наследник совершил 7-месячное путешествие по России, побывал в Берлине, Стокгольме, Копенгагене. На юг он отправился по настоянию врачей, отказавшись от запланированной поездки в Англию.

vel.knyaz-aleksandr-nikolaevich.jpg
Ф.Крюгер. Великий князь Александр Николаевич. 1832 г.



      29 сентября цесаревич посетил Верону. «Целых три недели, - писал биограф А.А.Половцов, - он провел на берегах Комского озера для лечения виноградом. Силы его все более и более укреплялись; он уже мог совершать продолжительные прогулки верхом по восхитительным окрестностям, побывал на Лаго-Маджиоре и на Борромейских островах. В Милане вице-король эрцгерцог Райнер и старый фельдмаршал Радецкий в продолжение семи дней устраивали в честь его блестящие военные торжества: ученья, смотры, парады. Остальное время посвящалось осмотру памятников искусства и разным увеселениям. Из Милана Цесаревич поехал через Кремону, Мантую, Верону, Виченцу и Падую, останавливаясь в каждом из этих городов для ознакомления с их достопримечательностями; время со 2-го по 23-e ноября провел в Венеции и, посетив во Флоренции великого герцога Тосканского, 5-го декабря достиг Рима» [Половцов. Александр II. – Большая биографическая энциклопедия.]

     В Риме Александр Николаевич пробыл месяц. «Со времени прибытия в Рим, — писал оттуда бывший гувернер его, Жилль, — Государь Наследник посвящает по нескольку часов в день посещению всего достойного обозрения в этом городе, столь замечательном историческими воспоминаниями своего могущества и славы, столь богатом памятниками всех веков, столь знаменитом художественными коллекциями. Ватиканские галереи и библиотека, Капитолийский музей, частные собрания картин, несравненные образцы древнего и нового зодчества, наконец, мастерские пребывающих в Риме художников всех стран — попеременно привлекают внимание Великого Князя. Его высочество с особенной заботливостью относится к русским художникам, из которых многие приобрели заслуженную славу в этой столице. С наступлением рождественских праздников начались здесь спектакли и балы. Его высочество принимает участие в увеселениях высшего общества. Воздух светел и чист, и Государь Наследник находится в вожделенном здравии» [Там же].

     5 января 1839 года наследник выехал в Неаполь. Неаполитанский Двор чествовал высокого гостя военными и светскими праздниками, парадами, спектаклями, балами и прогулками по окрестностям столицы. На обратном пути он остановился на несколько дней в Риме, а затем направился в северную Италию, провел день в Генуе и три дня в Турине при дворе сардинского короля. Дальнейший путь лежал через Милан в Вену и далее, в Карлсруэ.

     Мы недаром столь подробно описываем путешествие великого князя Александра Николаевича, поскольку все его передвижения и многочисленные светские мероприятия подробно освещались в местной прессе, что и возбудило интерес тосканских садоводов не только к персоне наследника российского трона, но и к другим представителям русского дворянства, образовавшим к тому времени целую колонию на севере Италии.

     Первое упоминание о камелии ‘Александр II’ появилось в каталоге ван Гутта в 1841 году. Другой сорт – ‘Император Александр’ – так же, как и первый, выведен в Италии. Автор этой вариации насыщенно розового цвета – садовод Слоан (Sloane, 1844). Третья камелия, названная в честь Александра II, называлась ‘Романов’ (‘Romanoff’). В 1845 году владелец огромной коллекции камелий на острове Изола Мадре, что находится в Борромейском заливе на Лаго-Маджоре, потомственный садовод Джузеппе Антонио Ровелли со своим племянником Ренато опубликовали каталог камелий, в котором присутствовал сорт ‘Романов’. К сожалению, сорт не дожил до наших дней, но на острове сохранился великолепный английский сад площадью более 8 гектаров, где когда-то цвели камелии с «русскими» именами.

isola_madre.jpg
Уголок Ботанического сада на острове Изола Мадре


isola_madre0010_copia.jpg
Остров Изола Мадре на озере Лаго-Маджоре


scrineum_catalogo_isolamadre_rovelli1845.jpg
Главный каталог растений острова Изола Мадре 1845 г.



     Кстати, если говорить о садах на Лаго-Маджоре, то все четыре острова с XVII века славились обилием камелий, а в парке дворца Борромео на острове Изола-Белла и сейчас можно увидеть старинные сорта, цветущие с февраля по апрель.

isola_bella.jpg
Изола Белла на Лаго-Маджоре


isola-bela_fallingarden.jpg
Висячий сад в парке виллы Борромео на острове Изола-Белла



     Здесь требуется одно замечание. Александр Николаевич, путешествующий по Европе в 1838-39 годах, не был императором. Он взошел на трон лишь в феврале 1855 года после смерти отца. Видимо, садоводы хотели польстить наследнику, называя его императором.

     Через семь с лишним лет, 3 октября 1845 года русские корабли «Камчатка» и «Бессарабия» вошли в гавань Палермо. На их борту находились император Николай I, его супруга Александра Федоровна, великая княжна Ольга Николаевна и множество придворных разных чинов. 25 декабря на военном корабле «Ингерманланд» в Палермо прибыл великий князь Константин Николаевич. Августейшей чете и великому князю были посвящены три камелии. Первая из них - ‘Император России’ (‘Empereur de Russie’).

borgio._empereur_de_russie.jpg
Камелия ‘Empereur de Russie’ (синоним ‘Borgia’)


nikolay_1.jpg
В.Д.Сверчков. Портрет императора Николая I. 1856 г.



    В двадцатом столетии от этого сорта произошли два спорта – ‘Emperor of Russia’ (1938, США) и ‘Emperor of Russia variegated’ (1944, США). Они-то и сохранились в некоторых коллекционных садах Америки.

emperor_of_russia.jpg
‘Emperor of Russia’ (1938, США)


emperor_of_russia_variegated.jpg
‘Emperor of Russia variegated’ (1944, США)



     Именем супруги Николая I, императрицы Александры Федоровны, была названа камелия ‘Императрица России’ (‘Impératrice de Russie’) [Verschaffelt Catalogue, 1847-1848, p.58]. Через сто лет в Соединенных Штатах, в садовом предприятии Мак-Айленни на юго-западе штата Луизиана появилась камелия ‘Empress of Russia’ (1941), но история ее создания нам пока не известна. Возможно, это спорт от французской ‘Impératrice de Russie’, а может быть, это самостоятельная разновидность.

alexandra_feodorovna_charlotte_of_prussia_-_christina_robertson_c.1845.jpg
К.Робертсон. Императрица Александра Федоровна. 1845 г.



     Еще один сорт назывался ‘Grand Duc Constantin’ (‘Великий князь Константин’) – посвящение великому князю Константину Николаевичу, второму сыну Николая I. Адмирал, шеф Морского кадетского корпуса, управляющий флотом и морским ведомством на правах министра, председатель комитета по проекту крестьянской реформы 1861 года – лишь краткий список его государственной службы. Любопытно, что этому человеку посвящена и роза, которая, в отличие от камелии, сохранилась и прекрасно цветет во многих садах мира.

konsztantyn_nyikolajevicsromanov.jpg
Великий князь Константин Николаевич



     Вернемся в Италию. С отъездом цесаревича Александра Николаевича внимание тосканских садоводов к русским аристократам не ослабевало. Семейства Бутурлиных и Демидовых, обосновавшиеся во Флоренции, концентрировали вокруг себя многих приезжих аристократов из России.

     Граф Дмитрий Петрович Бутурлин (1763-1829) поселился во Флоренции в 1818 году. Его жизнь была полна событий и приключений. Дмитрий был единственным сыном графа Петра Александровича Бутурлина от брака с графиней Марией Романовной Воронцовой, его крестной матерью была Екатерина II, пожаловавшая крестника у купели сержантом гвардии. Мальчику было всего два года, когда умерла его мать, и он воспитывался у своего дяди, холостяка Александра Романовича Воронцова, будущего канцлера Российской империи. Благодаря своему дяде с юных лет увлекался передовыми воззрениями эпохи Просвещения, был страстным поклонником Вольтера и Руссо.

     В 1775 году граф, отказавшись от службы при дворе Екатерины, поселился в Москве, в собственном Доме на Яузе, в Немецкой слободе и занялся садоводством и собиранием книг. Д.П.Бутурлин стал известным коллекционером. Его библиотека считалась одной из лучших в Европе. Зная глубокую ученость и широкие энциклопедические знания Дмитрия Петровича, к нему тянулись лучшие люди Москвы. Тем более, что кроме прекрасной библиотеки, у Бутурлиных был музей, театр, ботанический сад, оранжерея. За тропическими деревьями, произраставшими здесь, граф ухаживал собственноручно. В своем подмосковном имении Белкино он также занимался садоводством.

_dmitrij_buturlin_1.jpg
Ф.С.Рокотов. Портрет Дмитрия Бутурлина. 1793 г.



     Дмитрий Петрович женился в 1793 году на своей троюродной сестре графине Анне Артемьевне Воронцовой (1774-1854). Анна Артемьевна, как и ее муж, свой досуг посвящала садоводству. Она ухаживала за редкими сортами георгинов, камелий и тюльпанов, которые выписывал Бутурлин из Европы, но еще больше она любила писать их акварелью. Она обладала незаурядными художественными способностями, много занималась живописью, любила вышивать цветы по канве прямо с натуры. Одно время в Белкине жил итальянский художник Молинари, который давал графине уроки миниатюрной живописи по слоновой кости, в чем она достигла совершенства. Анна Бутурлина хотя и была гораздо моложе своего мужа, но характер имела куда более решительный и практичный, все хозяйственные дела, включая управление имениями, держались именно на ней. Жизнерадостная и энергичная, отличавшаяся яркой обворожительной красотой и особым обаянием она всегда блестяще выступала в роли хозяйки великосветского салона.

anna_buturlina.jpg
П.Карлони. Портрет Анны Артемьевны Бутурлиной. 1820-е гг.



     Знаменитая московская библиотека Бутурлина, одна из крупнейших в Европе, сгорела во время пожара столицы в 1812 года. «Бог дал, Бог взял», - философски вздохнул Дмитрий Петрович. В августе 1817 года Бутурлин, который давно страдал тяжелой астматической болезнью, по рекомендации врачей уехал со всей своей семьей в Италию. Приехав во Флоренцию, Бутурлины сначала жили в снятом ими палаццо Гвиччардини, по соседству с дворцом Питти. В 1824 году Бутурлины переехали в собственный четырехэтажный палаццо, купленный Дмитрием Петровичем для своей многочисленной семьи. Это был старинный ренессансный дворец Никколини, называющийся с тех пор Палаццо Бутурлин. Здесь Дмитрий Петрович начал собирать новую библиотеку.

palnic01rs1.jpg
Палаццо Бутурлин. Неизвестный художник



     И снова граф увлекся коллекционированием растений, но теперь вся тосканская флора не требовала размещения в оранжереях. Главной страстью Дмитрия Петровича стали камелии. К сожалению, с момента покупки дворца граф прожил всего 5 лет (умер в 1829 г.), и его дело продолжил старший сын, Петр Дмитриевич (1794-1853). Он был женат на красавице Авроре Понятовской, о которой мы уже писали [Книга и доклад в Царском Селе], поэтому не будем пересказывать эту историю.

     В 1825 году флорентийский селекционер Карло Луццатти выводит новый сорт камелии и называет его в честь графа Петра Дмитриевича Бутурлина – ‘Conte Bouturlin’ (синоним ‘Conte Pietro Bouturlin’). Этот же садовод создал две камелии в честь хозяина Палаццо Бутурлин – ‘Demetrio Bouturlin’ (‘Дмитрий Бутурлин’) и ‘Bouturlin’ (‘Бутурлин’), но они не сохранились. Изображение сорта ‘Дмитрий Бутурлин’ было опубликовано в садовом журнале середины XIX века.

camellia_japonica_comte_boutourlin.jpg
Камелия ‘Conte Bouturlin’ (Carlo Luzzatti, 1825)


petr_buturlin.jpg
И.Н.Эндер. Граф Петр Дмитриевич Бутурлин. 1820-е гг.


60503581_scaled_264x394.jpg
Камелия ‘Demetrio Bouturlin’ (Luzzatti, 1852)



    Так же не сохранились гибриды итальянских селекционеров Стефано Пальяи ‘Pietro Bouturlin’ (1867), Нутини ‘Alba Bouturlin’ (1851), Скарлатти ‘Conte Bouturlin Nova’ (1888). Даже недавно выведенный во Франции сорт ‘Conte Bouturlin Rose’ (1980) успел кануть в безвестность. Однако камелия сорта ‘Punctata Boutourlin’ (‘Точечная Бутурлин’), авторство которой не известно, не только сохранилась с 1846 года, но и нередко демонстрируется на выставках.

puctata2.jpg
Камелия ‘Punctata Boutourlin’ (1846)



     Многочисленное семейство Бутурлиных также не обойдено вниманием итальянских садоводов. Супруга Петра Дмириевича, Аврора, не пожелала принимать фамилию мужа и по-прежнему оставалась Понятовской, поскольку прямое родство с польским королем тешило ее самолюбие, а камелия ‘Contessa Bouturlin’ (‘Графиня Бутурлина’) посвящена в 1844 году матери Петра, Анне Артемьевне Бутурлиной.

contessa_bouturlin.jpg
Камелия ‘Contessa Bouturlin’ (Sloane, 1844)



    Сестрам Петра Дмитриевича, Елене и Марии, посвящены камелии ‘Elena Boutourlin’ (Sloane, 1846) и ‘Mademoiselle Marie Bouturlin’ (Sodini, 1888), внуку Дмитрию – на итальянский лад ‘Giuseppe Boutourlin’ (1875).

maria_buturlina.jpg
И.Н.Эндер. Портрет Марии Бутурлиной. 1820-е гг.


helena_buturlina.jpg
И.Н.Эндер. Портрет Елены Бутурлиной. 1820-е гг.



     Жене генерал-майора Н.А.Дивова (1781-1869), Зинаиде, посвящена камелия ‘Generale Divoff’ (‘Генеральша Дивова’). Николай Андреанович Дивов – двоюродный брат Петра Дмитриевича Бутурлина по родной тете, сестре его отца, Елизавете Петровне Дивовой, в девичестве Бутурлиной. Семья Дивовых часто гостила в имении Бутурлиных во Флоренции.

divova_by_hua.jpg
В.И.Гау. Портрет Зинаиды Сергеевны Дивовой, ур. Кагульской



     Несколько сортов были названы в честь родственников Бутурлиных со стороны Авроры Понятовской. Так, например, жене брата Авроры, Августа Осиповича, Дионисии Понятовской (в девичестве Ивановской) посвящена камелия ‘Dionisia Poniatowski’ (1860), причем автором этой вариации является сам Петр Бутурлин. В 1949 году в Австралии от этого сорта был получен другой – ‘Dionisia Poniatowski Rosea’. Сохранилось только изображение камелии, выведенной П.Д.Бутурлиным.

lillustration_horticole_1865_camellia_dionisias.jpg
Камелия ‘Dionisia Poniatowski’ (П.Бутурлин, 1860)



     Прототип другого сорта, ‘Luisa Poniatowski’, имеет очень отдаленное отношение к Бутурлиным. Княгиня Луиза Понятовская ди Монте Ротондо, урожденная графиня Ле Он, прославилась в истории тем, что являлась владелицей рукописных мемуаров племянника польского короля Станислава Августа Понятовского. По всей видимости, это сближало ее с Авророй Понятовской, которой было небезразлично всё, что имело отношение к ее великому предку.

     Итак, мы перечислили все сорта, связанные с семьей графов Бутурлиных. Их оказалось пятнадцать. Однако Бутурлиными не кончается список русских дворян, в честь которых названы камелии. Другим влиятельным и богатейшим русским родом, оставившим заметный след в истории Флоренции, были Демидовы. Первый из них, Николай Никитович, приобрел в окрестностях Флоренции в селении Сан-Донато часть монастырской земли и построил роскошный дом. Позднее его сыну, Анатолию Николаевичу, герцогом Тосканским был присвоен титул князя Сан-Донато, который также перешел по наследству к племяннику.

2_0.jpg
Вилла Сан-Донато. Литография 1832 г.



     Вилла «Демидофф», как она называлась при первом владельце, была спроектирована архитектором Джованни Баттистой Сильвестри и построена всего за четыре года. Первый камень был заложен 27 июня 1827 года, а завершено строительство в 1831 году. По отзывам современников, это была одна из самых красивых усадеб того времени во Флоренции. Вилла занимала площадь 42 гектара и включала в себя несколько строений, реки, озера, церкви, шелковую фабрику, железную дорогу. На вилле в Сан-Донато выращивались породы экзотических животных. Был на вилле свой театр, оборудованный по последнему слову техники, а также ипподром и канал, где устраивались соревнования на каноэ. Но главными достопримечательностями, и это признавали все побывавшие на вилле, были сады и оранжереи. Ботаническая коллекция Демидовых была огромной. В теплицах у Демидовых росли орхидеи, алоказии, каладиумы, кротоны. Были даже так называемые «мухоловки» (непентесы). «Вестник Русского Общества Садоводства» писал:

     «…Это – музей изящного садоводства, в нем все прочувствовано с тем тонким, образованным вкусом, который редко встречается в таком последовательном виде и в такой гармонической связи. От решетки у входа до мельчайшей культурной подробности, от общей разбивки до деталей устройства, видно изящество образованного и просвещенного мастера» [Сан-Донато. Вилла П.П.Демидова // Вестник Русского Общества садоводства. СПб., 1875. - С. 81-83.].

anatoliy_demidov.jpg
Анатолий Николаевич Демидов



     Естественно, в саду Демидовых выращивались и камелии. Садовник Стефанчек уделял им особое внимание, особенно тем, которые носили имена владельцев виллы. Таковых было четыре сорта. Самому Анатолию Демидову посвящены две разновидности: ‘Anatole Demidoff’ (‘Анатолий Демидов’, Luzzatti 1851) и ‘Principe Demidoff’ (‘Князь Демидов’, Ambroise Verschaffelt, 1851). Сорт Вершафельта изображен на картинке.

principe_demidoff.jpg
Камелия ‘Principe Demidoff’ (Ambroise Verschaffelt, 1851)



     Камелия ‘Principessa Matilde Demidoff’ (‘Княгиня Матильда Демидова’) выведена Анатолием Демидовым и посвящена супруге, Матильде Бонапарт, дочери брата Наполеона I Жерома и его второй жены Екатерины Вюртембергской. Свадьба Демидова с Матильдой состоялась 1 ноября 1840 года, но в 1847 году они развелись. Так что мы предполагаем, что камелия была создана в начале 1840-х годов, в период их бурного романа [наша книга «Розовый сад русского дворянства»].

winterhalter.jpg
Ф.К.Винтерхальтер. Портрет Матильды Бонапарт. 1870-е гг.



     Четвертый сорт назывался ‘Amalia Demidoff’, но кому он посвящен, выяснить не удалось. Известно, что этот сорт фигурировал в каталоге Контини 1852 года и выведен в Италии.

     Говоря об Италии, нужно упомянуть еще три исторических персоны русского происхождения, чьи имена увековечены в названиях камелий.

     Князю Петру Петровичу Трубецкому (1822-1892) посвящен сорт ‘Prince Troubetzkoy’. Первое упоминание об этом сорте имеется в каталоге Вершафельта 1847 года. Женившись на американской оперной певице Аде Винанс, князь Петр Трубецкой стал искать спокойное местечко с мягким климатом, чтобы предаться любимому увлечению – ботанике и воспитанию детей. Мало-помалу в городке Гиффа на побережье озера Маджоре он приобрел довольно большую площадь земли (100.000 м2), которая в 1867 году могла сойти за настоящий ботанический сад: на его территории был построен дом в стиле русских дач, который он назвал Вилла Ада и где прожил вплоть до 1884 года, пока финансовые трудности не вынудили его продать дом. С 1851 по 1873 годы П.П.Трубецкой был бессменным председателем жюри на ежегодной международной выставке садоводства в Генте (Бельгия). Именно это обстоятельство и повлияло на решение Вершафельта назвать камелию именем ботаника.

2009-prince-troubetzkoy.jpg
Камелия ‘Prince Troubetzkoy’



     Попутно отметим, что князю Трубецкому посвящены и другие растения, в частности каладиум ‘Prince Troubetzkoy’.

p1750131.jpg
Каладиум ‘Prince Troubetzkoy’. Рисунок из «Журнала Садоводства» (М., 1861, т.1)



     Немало времени провела в Италии княгиня Юлия Павловна Самойлова, знаменитая своими отношениями с художником Карлом Брюлловым. В 1825 году Юлия, будучи фрейлиной, вышла замуж за 24-летнего графа Николая Александровича Самойлова флигель-адъютанта императора, который приходился ей родственником, троюродным дядей. В 1827 году супруги по взаимному соглашению разошлись, и Юлия Павловна уехала в Италию. Камелия ‘Contessa Samailoff’ / ‘Comtesse Samoyloff’ выведена итальянским садоводом Барки примерно в 1844 году, поэтому один из синонимов сорта – ‘Barchi’.

barchi1.jpg
Камелия ‘Comtesse Samoyloff’ (Barchi, 1844)


barchi._contesse_samoiloff.jpg
Камелия ‘Comtesse Samoyloff’ (Barchi, 1844)


samoylova_yu.p..jpg
Б.Ш.Митуар. Портрет графини Ю.П.Самойловой. 1825 г.



     К сожалению, другим сортам не так повезло, как ‘Графине Самойловой’, хотя люди, в честь которых они названы, достойны и большей славы.

     Сорт ‘Граф Бобринский’ (‘Comte Bobrinsky’, Verschaffelt, 1851) выведен в Бельгии Вершафельтом. Заслуги графа в истории России настолько значительны, что требуется целая книга для их изложения. Поэтому отсылаем к нашей публикации «Розовый сад русского дворянства» (изд-во «Н.Орiанда», 2012), где биография Алексея Алексеевича Бобринского описана подробно.

     Камелия сорта ‘Madame Tretiakoff’ выведена московским садоводом Константином Владимировичем Третьяковым до 1879 года. И о нем уже написано немало (там же, с.183-185). Замечательно то, что и самому российскому любителю-садоводу Вершафельт посвятил камелию ‘Constantin Tretiakoff’.

lillustration_horticole_1867_camellia_constantin_tretiakoff.jpg
Камелия ‘Constantin Tretiakoff’ (Verscaffelt, Belgium, 1867)



     Отметились в деле селекции камелий и французские садоводы. Они, как мы уже не раз убеждались, нередко называли свои растительные новинки в честь российских монархов. В 1914 году на Международной выставке садоводства в Санкт-Петербурге на французском стенде красовалась камелия сорта ‘Empereur Nicolas’ (‘Император Николай’), посвященная Николаю II. Сорт не сохранился.

     Завершим наш рассказ камелией ‘Paulownia Impératrix’ (‘Императрица Павловна’, 1841). Дочь Павла I правила Голландией 25 лет и снискала у своих подданных ласковое прозвище «Павловна», которое стало настолько распространенным, что некоторые учреждения и даже небольшой городок в этой стране до сих пор носят названия, производные от слова «Павловна».

1825_hulst_-_portrait_of_queen_paulowna_2.jpg
Ж.Б. ван дер Хулст. Портрет великой княгини Анны Павловны. 1847 г.



     Перечисленными камелиями не исчерпывается список посвящений. Например, неизвестно, кому посвящены такие сорта, как ‘Мадам Стрекалова’ (‘Madame de Strekaloff’, 1853), ‘Князь Дмитрий Черкасский’ (‘Prince Dmitri Tcherkasky’), ‘Belle Russe’.

     Мы не стали рассказывать и о сортах

‘Mazeppa’ (1843),
‘Dr Zhivago’ (‘Доктор Живаго’, Thomas Sellers, USA, 1965),
‘Swan Lake’ (‘Лебединое озеро’, F.S. Tuckfield, Australia, 1968),
‘Pavlova’ (‘Павлова’, Len Hobbs, Australia, 1978),
‘Russian White’ (‘Русская Белая’, Ida Berg, New Zeland, 1966),
‘Russian Snow’ (‘Русский Снег’, Reynard Way Camellia Nursery, USA, 1952),
‘Sebastopol’ (‘Севастополь’, Jean Vervaene fils, 1864),
‘Stalin’ (‘Сталин’, Fratelli Bagnasco Nursery, Italy, 1950),
‘Chernobyl’ (‘Чернобыль’, Dott, Italy, 1993)

     Каждая из этих камелий отражает события нашей истории, и наша статья еще раз доказывает, что ономастика ботанических названий вполне может рассматриваться как один из методов изучения русской истории.