Первая мировая война в названиях роз. The War and the roses



Война и розы

Доклад прочитан на научной конференции в Царском Селе (24-26 ноября 2014 г.)


Ю.Арбатская, К.Вихляев



       Обращаясь к теме памяти о Первой мировой войне, историческая наука традиционно игнорирует такую важную отрасль человеческой деятельности как садоводство. И совершенно неоправданно, поскольку эта область истории не менее красноречива, чем письма с фронта, газетные публикации, военные сводки и дневники той эпохи.

       Настоящая статья посвящена совершенно не изученной на сегодня теме памяти о героях и сражениях Великой войны, запечатленной в названиях роз. Эти немые свидетели донесли до сегодняшнего времени аромат той эпохи, и многие сорта роз, созданных в те годы, сохранились в современных садах и парках на разных континентах земного шара. Поэтому при желании можно создать реальный Розовый сад Первой мировой войны, где будут присутствовать сорта, отражающие в своих названиях военные годы.

       Конечно, в любые времена садоводы, придумывающие имена своим селекционным новинкам, не свободны от идеологии своих правителей, и потому в каждой стране, участвующей в войне, превозносились свои герои и по-разному трактовались одни и те же события. При этом есть сорта, выведенные задолго до войны, но именно те люди, которым ранее были посвящены розы, в военное время стали символами эпохи. Есть розы, созданные после войны и посвященные тем или иным героям к определенной юбилейной дате. Нас же интересуют те названия роз, а их подавляющее большинство, которые появились непосредственно в период с 1914 по 1918 год. По ним можно проследить, какие общественные настроения были в разных странах, что занимало внимание рядовых граждан (в нашем случае садоводов), как понимался ими дух нации и кто был ее носителем в Первую мировую войну. Кроме того, война не ограничивалась сражениями, а потому садоводы по-своему отзывались и на другие явления и процессы, происходившие в обществе.

       Прежде чем перейти к истории возникновения названий сортов, попытаемся очень коротко обрисовать общую картину состояния культуры разведения роз в Европе в начале прошлого века. На рубеже XIX-XX столетий достижения селекционеров роз достигли небывалого размаха, каждый год на рынок поступали десятки, а то и сотни новых сортов роз. В некоторых странах существовали целые династии потомственных розоводов, их плантации исчислялись десятками миллионами кустов, которые продавались в виде саженцев, а также на срез для букетов. Признанным лидером в этой области считалась Франция, а в таких странах как Бельгия, Люксембург и Нидерланды продажа роз составляла треть экспорта страны. По количеству питомников не отставали от них Англия и Германия, хотя численность селекционеров здесь была меньше, чем во Франции.

       Каждый садовод-селекционер давал названия своим новым шедеврам сообразно собственному мировоззрению. Розы посвящались странам, родным городам, рекам и морям, историческим событиям. Многие из них носили имена, отражающие восхищение самого селекционера какими-либо качествами новой розы – цветом, размером, необычной формой или высотой куста. Но, безусловно, подавляющее большинство названий – это посвящения разным людям: друзьям и знакомым, женам и любимым женщинам, детям и внукам, королям и императорам, композиторам и художникам, поварам и модельерам, людям известным и не известным. В России практика селекции роз была не развита, хотя сами европейские цветоводы нередко называли свои сорта в честь российских императоров и императриц, великих князей и княгинь, графов и прославленных генералов.

       Война стала настоящим бедствием для садоводов, занимающихся выращиванием роз. Практически все питомники в Бельгии и Нидерладндах были уничтожены в первые месяцы войны. В красивейших розариях Европы жители стали разводить огороды. Коллекции сортов, которые собирались любителями роз долгие годы, погибали без должного ухода. Так случилось в Австро-Венгрии с крупнейшей в Европе коллекцией роз графини Хотековой, а самый красивый розарий в городе Тимишоара был превращен в пастбище для лошадей немецкой кавалерии.

       Таких примеров можно привести десятки. Однако там, где сохранялись опытные участки, розы не подчинялись военному времени: они по-прежнему цвели, а их хозяева из последних сил старались сохранить свои питомники. При этом часто садоводы сами еле-еле сводили концы с концами. Часть таких предприятий существовала на юге Франции, где военные действия не были столь активными, часть – в Германии и Англии, некоторые в США. Поскольку от начала опытных скрещиваний до появления новых сортов проходит 5-6 и более лет, то и во время войны садоводам поневоле приходилось давать названия своим новинкам селекции. Итак, какие же названия роз появились в период 1914-1918 годов?

       Целую серию роз, отражающих военные события, создали садоводы братья Барбье, жившие в Орлеане. Первой в 1915 году появилась роза ‘Фронтовик’ (‘Le Poilu’). В том же году другой сорт они назвали ‘Марна’ (‘La Marne’) в честь Марнского сражения, состоявшегося 5-12 сентября 1914 г. на реке Марна и закончившегося поражением немецкой армии. Шесть англо-французских и пять германских армий сошлись в грандиозном сражении. В нем приняли участие свыше ста пехотных и кавалерийских дивизий, то есть около 2 миллионов человек. В этой операции рухнули планы кратковременной войны кайзеровской Германии. Потери немцев составили около 800 тысяч человек, потери французов и англичан – 1080 000 человек.

006_le_poilu.jpg
‘Le Poilu’ (Barbier Frères & Compagnie, France, 1915)


001_la_marne.jpg
‘La Marne’ (Barbier Frères & Compagnie, France, 1915)


002_30.jpg
Эпизод сражения на Марне. 1914 г.



       Другой битве братья Барбье посвятили сорт розы под названием ‘Верден’ (‘Verdun’). К 1916 году на участке фронта вокруг маленького сельского города Вердена французские войска оборудовали мощную оборону. Общая глубина Верденского укрепленного района достигала 15 км, а протяженность его фронта – 112 км. К началу германского наступления французы сосредоточили здесь 8 дивизий и 634 орудия, из них 244 тяжелых. Германская армия насчитывала 12 дивизий, 1225 орудий (из них 703 тяжелых) и 152 миномета. Наступление немцев на Верден началось 21 февраля 1916 года мощной артиллерийской подготовкой, которая длилась 9 часов. За первый день наступления германские войска продвинулись на 2 км и заняли первую позицию французов. В последующие дни наступление велось по тон же схеме: днем артиллерия разрушала очередную позицию, а к вечеру пехота занимала ее.

003_verden.jpg
Бой под Верденом 15 марта 1916 г. Немецкая атака



       Сложилась реальная угроза падения Вердена. Французское командование приняло решительные меры для устранения этой угрозы. По единственному шоссе, связывающему Верден с тылом, на 6000 автомобилях срочно выдвигались резервы и перебрасывались войска с других участков фронта. За период с 27 февраля по 6 марта на автомашинах в Верден было доставлено 190000 солдат и 25000 тонн военных грузов. Французы, достигнув полуторного превосходства над противником, остановили его продвижение. Верденская операция, длившаяся десять месяцев, закончилась безрезультатно для немцев. Сквозь «верденскую мясорубку» прошли 70 французских и 50 германских дивизий, причем германская армия потеряла до 600 тысяч человек, а французская – свыше 350 тысяч.

004_26.jpg
‘Verdun’ (Barbier Frères & Compagnie, France, 1916)



       C июля по середину ноября 1916 года на берегах реки Сомма состоялась одна из самых кровопролитных битв между англо-французскими и немецкими войсками, в которой было убито и ранено более 1 000 000 человек. Впервые в мире на Сомме были применены танки. Несмотря на их техническую слабость и тактические ошибки в применении, результат был впечатляющим и показал перспективность этого вида оружия. Роза ‘Сомма’ (‘La Somme’) также была создана братьями Барбье.

046_1.jpg
Британские солдаты 19 июля 1916 г.


005_26.jpg
‘La Somme’ (Barbier Frères & Compagnie, France, 1919)



       Наконец, этими же садоводами была выведена роза ‘Шампань’ (‘La Champagne’). Шампань – историческая область во Франции, где произошли два крупных сражения в ходе Первой мировой войны: первое – с декабря 1914 по март 1915 года, второе – между 25 сентября и 9 октября 1915 года.

       Впрочем, братья Барбье посвятили часть своих роз и конкретным персонам. Так, роза ‘Гислен де Фелигон’ (‘Ghislaine de Feligonde’) названа в честь молодого французского офицера графа де Фелигона, который был ранен в бою и остался лежать между окопами неприятелей. Узнав об этом, его жена под покровом ночи отправилась на поле боя, отыскала и вытащила на себе раненого. Эту историю братья-садоводы прочитали в газетной заметке и назвали сорт именем офицера. В другом случае сорт назван именем французского журналиста Огюста Жерве (роза ‘Auguste Gervais’), который, будучи одновременно известным политиком, открыто выступал в дебатах по военным вопросам. Перед войной он служил в Комитете по оказанию помощи нуждающимся семьям и много сделал для создания пенсионной системы для рабочих и крестьян.

021_ghislaine-de-feligonde.jpg
‘Ghislaine de Feligonde’ (Barbier Frères & Compagnie, France, 1916)


022_11.jpg
‘Auguste Gervais’ (Barbier Frères & Compagnie, France, 1916)



       Вице-мэр Орлеана (1912-1919) Фернан Рабье тоже удостоился чести фигурировать в названии розы братьев-садоводов – ‘Fernand Rabier’.

047_1.jpg
‘Fernand Rabier’ (Barbier Frères & Compagnie, France, 1918)



       В годы Первой мировой войны в Лионе жил и трудился другой известный селекционер – Жозеф Перне-Дюше. До войны им было создано более ста новых сортов роз. Судя по названиям своих детищ, полученных в годы войны, лионского садовода больше занимали женские судьбы и их общественная жизнь, нежели мужчины-фронтовики. Роза ‘Mme Caristie Martel’ посвящена Каристи Мартель, «музе армий», как ее называли солдаты. Каристи была дочерью известного французского архитектора, актрисой театра Комеди Франсез. В первые дни войны она активно выступала в поддержку армий Франции и Бельгии, отдавая все заработанные средства своими концертами для «чести и победы» в войне с Пруссией. Неутомима в достижении своей цели, она выступала перед бойцами на фронте, в окопах и землянках, в лазаретах и госпиталях.

018_madame_caristie_martel_photo.jpg
Роза ‘Mme Caristie Martel’ (Pernet-Ducher, 1917).
Фото из журнала «Amis des Roses» 1917 г.


019_na_inaguracii_byusta_kamoensa.jpg
Каристи Мартель на инаугурации бюста Камоэнса



       Ее концерты проходили в Париже, Туре, Амьене, Нанси, затем в Дюнкерке, в бельгийском Ипре, в Лотарингии и Эльзасе. Часто приходилось выступать под снарядами. В Вердене она выступала на месте подавленной французами огневой пулеметной точки германцев. Каристи спала под открытым небом вместе с бойцами, на вокзалах. Чем чаше она выступала перед бойцами, тем больше укреплялась во мнении, что лучшим утешением измученному или раненому солдату является искусство. Сценки, которые она показывала, чаще были смешные. Они вызывали смех, улыбку, а именно этого и добивалась актриса. Со временем популярность Каристи Мартель стала такой огромной, что девушка превратилась в символ мужества и сплоченности нации.

       Каристи Мартель была не единственной актрисой, выступавшей перед бойцами. Десятки талантливых певцов, музыкантов и актеров, движимые патриотизмом, рисковали жизнью, выступая на передовой, но не все удостоились чести французских розоводов.

       Сара Бернар с первых дней войны также выступала на фронте. В 1914 году была награждена орденом Почетного легиона. В 1915 году, с ампутированной ногой, но все еще желая приносить пользу людям, Сара Бернар вновь уезжает на фронт. В 1916-м она писала в одном из писем капитану Рене Торелю: «Моя настоящая мечта – быть как можно ближе к окопам. Я не боюсь ни снарядов, ни прочего, что могло бы мне навредить или даже умереть на пике славы. Но это слишком красиво, и я не осмеливаюсь даже мечтать о такой вещи. Я была в пятистах метрах от немцев, и боши, стреляющие ежедневно, в тот момент не сделали ни одного выстрела. Наверное, мой час еще не пришел… Помогите мне, мой друг Торель! Я не хочу прятаться. Я хочу вернуться на фронт и в этот величайший момент истории внести свою маленькую лепту в прославление наших идеалов». Роза ‘Sarah Bernhardt’ не сохранилась.

020_sarahbernhardt_1910.jpg
Сара Бернар. Фото 1910 г.



       В 1918 году Жозеф Перне-Дюше свой новый сорт розы посвятил женщине по имени Северин (настоящее имя Реми Каролина) – ‘Séverine’. Эта женщина занимает особое место в истории журналистики Франции. Северин публиковалась в десятках газет, не считаясь с их политической направленностью. Сотрудничала в газете «Фронда», первой ежедневной газете феминисток. Будучи пылкой и экзальтированной натурой, она боролась со всякими проявлениями несправедливости и насилия, вместе с Золя и Жоресом встала на защиту невинно осужденного офицера французского генерального штаба Альфреда Дрейфуса. Будучи убежденной пацифисткой, выступала против войны. Для многих французских женщин Северин в годы войны стала символом свободолюбия и справедливости.

048_1.jpg
Рисунок розы ‘Séverine’


049_1.jpg
Портрет Северин кисти Ренуара


050.jpeg
Северин во главе марша суфражисток



       В отличие от братьев Барбье, которые прославляли исключительно французов и победы французских войск, Перне-Дюше отмечал отвагу союзников-англичан. Его роза ‘Admiral Ward’, выведенная в 1915 году, названа в честь офицера Британского Королевского флота. Не избежал прославленный садовод потерь и в собственной семье. Оба сына, Жорж и Клод, погибли на фронте. Им он посвятил розы ‘Воспоминание о Клоде Перне’ и ‘Воспоминание о Жорже Перне’.

051_1.jpg
Жозеф Перне-Дюше с сыном Клаудиусом перед войной



       В Первой мировой войне особой любовью населения пользовались летчики. Авиация делала только первые шаги, и каждый летчик был на виду. Французскому летчику Эмилю Реймону, летавшему на санитарном двухместном самолете Блерио, посвятил свою розу селекционер Луи Мерме (‘Docteur Reymond’). Однажды Реймон, совершая полеты над позициями противника, обнаружил сбитый французский самолет, вокруг которого немцы устроили настоящую облаву, пытаясь захватить летчика в плен. Реймон, пытаясь спасти своего коллегу, спустился на высоту 200 м над землей, чтобы отвлечь противника, но и он был сбит точными выстрелами из ружей. Напарник Реймона погиб еще в воздухе, летчик тоже получил ранение, но сумел посадить самолет и притворился мертвым. Четыре часа спустя, когда спустилась ночь, он, превозмогая боль, сумел самостоятельно выбраться из машины и добраться до своих. Эмиль Реймон погиб 21 октября 1915 года. Перед войной он был хирургом, и потому все называли его «Доктор Реймон». Отсюда и пошло название розы, которая сохранилась в некоторых садах мира.

023_9.jpg
‘Docteur Reymond’ (Louis Mermet, France, 1907)


024_reymond1.jpg
Летчик Эмиль Реймон. Фото из газеты Excelsior 21 февраля 1915 г.



       Такой же славы удостоился еще один летчик, словак Милан Растислав Штефаник. Политик, дипломат, астроном, Штефаник в годы Первой мировой войны служил в должности генерала французской армии. В 1918 году, с распадом Австро-Венгрии стал первым военным министром Чехословакии. Свой личный девиз «Верить, любить, работать» Штефаник воплощал везде, где бы ему ни приходилось трудиться. Штефаник считал, что поражение Австро-Венгрии и кайзеровской Германии в Первой мировой войне даст возможность словакам и чехам обрести собственную независимость. Поэтому он поступил на службу во французскую армию и обучился летному делу. Ему доверили самолет марки MFS-54s, на котором он служил сначала в районе Артуа, а затем на Сербском фронте в составе 99-й эскадрильи. Там он совершил в общей сложности более 30 вылетов над позициями неприятеля. После ранения он оказался в Париже, где с Томашем Масариком (будущим первым президентом Чехословакии) и Эдвардом Бенешем (будущим министром иностранных дел, а затем вторым президентом Чехословакии) основал Чехословацкий национальный совет, который стал прообразом будущего правительства Чехословакии, образованного 14 ноября 1918 года.

025_stefanik-12.bmp_.jpg
Милан Штефаник. Фото 1915 г.



       Еще в 1916 году Штефаник начал организовывать чехословацкие легионы в Сербии, Румынии, России, Италии, которым предстояло бороться против Австро-Венгрии и Германии. Во многом благодаря его личным дипломатическим контактам, союзники Антанты признали Чехословацкий национальный совет как правительство де-факто, а чехословацкие легионы в качестве союзных войск летом и осенью 1918 года. В январе 1919 года, когда война закончилась, Штефаник принял деятельное участие по эвакуации Чехословацкого корпуса из России через Дальний Восток. 4 мая 1919 года погиб в авиационной катастрофе на пути из Италии в Чехословакию.

026_pamyatnik_generalu_shtefaniku.jpg
Скульптура М.Р.Штефаника на Петржином холме в Праге



       Сегодня Штефанек – национальный герой, один из основателей первого правительства независимой Чехословакии. В 1939 году, в год 20-летия со дня его смерти, чешский селекционер Ян Бем создал розу, назвав ее ‘Genéral Stefánik’. Эта роза посажена в Праге на Петржином холме, рядом с Пражской обсерваторией, также названной его именем.

027_roza_general_shtefanik.jpg
‘Genéral Stefánik’ (Jan Böhm, Czechoslovakia, 1939)



       Завершая рассказ о французских розах, отметим еще одну серию сортов, названных в честь высшего руководства и генералитета французской армии. К ним можно отнести такие сорта, как ‘Maréchal Foch’ (автор Levavasseur, 1918), ‘Président Poincaré’ (Louis Walter, 1919), ‘Georges Clemenceau’ (Louis Lévêque & Fils, 1919), ‘Maréchal Pétain’ (Louis Reymond, 1926), ‘Philippe Pétain’ (Clément Nabonnand, 1938), ‘Philippe Pétain’ (Charles Mallerin, 1940). Как видно из перечня, часть сортов названо спустя много лет после окончания войны.

       Маршал Фош участвовал в битве на Марне, в мае 1917-го был назначен начальником Генерального штаба, а с апреля 1918 года стал верховным главнокомандующим союзными войсками. 11 ноября 1918 года Фердинанд Фош подписал Компьенское перемирие, завершившее Первую мировую войну. Как писал У.Черчилль в первом томе «Второй Мировой Войны», маршал Фош, узнав о подписании мирного договора в Версале в 1919 году, заявил: «Это не мир, это перемирие на 20 лет!..». В конечном итоге так и вышло. Через 20 лет началась Вторая Мировая война.

007_ferdinand-foch.jpg
Фердинанд Фош


008_getimg.php1_.jpg
‘Maréchal Foch’ ( Levavasseur, 1918)



       Раймон Пуанкаре занимал пост президента Франции с 1913 по 1920 год. В момент тяжелых испытаний для Франции, особенно в начальный период войны, Пуанкаре и его правительство во главе с Жоржем Клемансо достойно справились с организацией национальной обороны.

052_1.jpg
Раймон Пуанкаре



       В 1917 году, когда положение на фронтах было очень сложным, президент Франции Раймон Пуанкаре обратился за помощью к Жоржу Клемансо. По его просьбе Клемансо занял пост главы Совета министров, на котором уже дважды находился до начала войны. Образ Жоржа Клемансо, в простой солдатской шинели и солдатских обмотках-гетрах, с неизменной тросточкой в руках стал символом последних лет войны, а впоследствии и символом победы. Глава совета министров сам спускался в траншеи к солдатам, а однажды, как гласит легенда, даже поднялся на бруствер и крикнул в сторону немецких окопов, потрясая своей тростью: «Мы вас отсюда выкинем, слышите!». Жоржа Клемансо во Франции называют отцом Победы. Этот титул он заслужил благодаря той большой и важной политической роли, которую сыграл в последний год войны 1914-18 годов.

053_0.jpg
Портрет Жоржа Клемансо



       Анри-Филипп Петен – французский военный и государственный деятель, маршал Франции (1918), видный участник Первой мировой войны. С его именем связана победа под Верденом в 1916 году. За Верденское сражение российский император Николай II наградил Петена орденом св. Георгия 4-й степени. Французские садоводы трижды удостаивали имя Петена в названиях своих роз, есть даже сорт, посвященный жене маршала. Однако все розы с его именем появлялись, когда он занял место главнокомандующего вооруженными силами Франции вместо умершего в 1929 году Фердинанда Фоша. Его часто называли национальным героем и «Верденским победителем», и его авторитет в межвоенный период был исключительно высок.

009_19.jpg
Портрет маршала Петена


010_18.jpg
‘Philippe Pétain’ (Clément Nabonnand, 1938)



       И еще один маленький штрих. Английский поэт Фредерик Уэзерли в 1916 году написал песню «Розы Пикардии» (автор музыки Гайдн Вуд). Пикардия – историческая провинция на севере Франции, которая включает область реки Соммы, где происходили ожесточенные бои в годы Первой мировой войны. Песня быстро стала популярной по всей Великобритании, ее распевали британские солдаты, когда отправлялись на фронт во Францию. Существует легенда, что стихотворение было написано под влиянием чувства, возникшего у Уэзерли к вдове французского офицера, у которой он был расквартирован.

054_0.jpg
Ноты песни, опубликованные в 1920 г.


055_0.jpg
Открытка 1916 г. с начальными словами песни «Розы Пикардии»



       Самые ранние грамофонные записи принадлежат тенору Ламберту Мерфи в 1917 году, Эрнесту Пайку в 1918-м и Джону Маккормаку в 1919 году. На сегодняшний день существует более 150 вариантов записи песни, которые поются на английском, финском, французском, испанском и немецком языках. Есть также много инструментальных версий. После Второй мировой войны самым популярным исполнителем песни «Розы Пикардии» был Ив Монтан. В 2011 году тенор Алфи Бо записал песню для саундтрека британского телесериала «Аббатство Даунтон».

       Как известно, союзником Франции в Первой мировой войне была Великобритания, и потому вполне естественно, что британские садоводы также откликнулись на военные события. В этот период в Ирландии занимались селекцией роз Александр Диксон и Сэмюэл МакГреди, в Англии – Эдвард Смит, Джозеф Хардвик Пембертон и братья Чаплины. Наибольший след в создании роз, посвященных событиям Первой мировой войны, оставил Александр Диксон (Alexander Dickson).

       Сорт А.Диксона ‘Donald MacDonald’ (1916) назван в честь легендарного гэльского поэта-фронтовика, сочинившего знаменитую песню «Белый лебедь» в честь своей возлюбленной. Эту песню он написал перед битвой на реке Сомма, где поэт был тяжело ранен. МакДональд вернулся в Англию инвалидом, после войны жил в нищете, пока двое его сыновей-строителей не улучшили материальное положение семьи.

028_donald-macdonald.jpg
Поэт Дональд МакДональд


029_5.jpg
‘Donald MacDonald’ (Alexander Dickson II, 1916)



       Происхождение названия сорта Диксона ‘Кливленд’ (‘Cleveland’, 1918) связано с историей отправки в 1917 году из американского города Кливленд первой группы врачей, медсестер и хирургов на фронт во Францию. Организацию медицинского батальона взял на себя талантливый американский хирург Джордж Вашингтон Крайл (George Washington Crile), прославившийся первыми опытами по прямому переливанию крови. За руководство передвижным хирургическим госпиталем и разработку новаторских методов в военной хирургии Крайлу было присвоено звание подполковника, а затем полковника. В годы войны ему удалось опубликовать ряд научных медицинских статей, в том числе и философского характера: «Хирургическая анемия и реанимация» (1914), «Происхождение и сущность эмоций» (1915), «Механизм адаптации человека» (1916), «Ошибочность немецкой государственной философии» (1918). Заслуга Крайла состоит в том, что врачи и медсестры из Кливленда были первыми американцами, которые ступили на землю истерзанной войной Европы. Лишь спустя пять месяцев (в октябре 1917 г.) на линию фронта прибыла первая дивизия.

030_6.jpg
Джордж Вашингтон Крайл



       5 августа 1914 года английским военным министром был назначен 64-летний лорд Гораций Герберт Китченер – необычайно популярная фигура. Поскольку в Англии с XV века не было постоянной армии и всеобщей воинской повинности, требовалась агитация среди населения по привлечению людей в армию. Вскоре появился плакат, на котором лорд Китченер обращался к каждому британцу со словами: «Твоя страна нуждается в тебе!».

056_0.jpg
Плакат «Твоя страна нуждается в тебе!»



       Таким образом, ему удалось многократно увеличить численность британской армии за счет добровольцев. В результате было сформировано шестьдесят семь дивизий. Китченер также позаботился о том, чтобы наладить для армии производство самого современного оружия и лучшего снаряжения и боеприпасов. Он организовал для своих добровольцев быструю военную подготовку, после чего их отправляли на фронт. Благодаря этим усилиям Китченер стал еще более популярен среди соотечественников. Китченеру посвящено две розы – ‘Lord Kitchener’ (братья Чаплин, 1918) и ‘Kitchener of Khartoum’ (Александр Диксон, 1917). Последнее название указывает на историю, когда Китченер служил на должности генерал-губернатора в Хартуме (Судан). Именно с момента победной битвы за Хартум (1899) с восставшими суданцами Китченер приобрел популярность у британцев.

057_0.jpg
‘Kitchener of Khartoum’ (Alexander Dickson II, 1917)



       5 июня 1916 года Китченер отплыл с визитом в Россию на крейсере «Хэмпшир». Корабль подорвался на мине, установленной, как выяснилось, германской подводной лодкой U-75 в ночь с 28 на 29 мая. Погибли почти все находившиеся на борту крейсера, в том числе Китченер (спаслось 12 человек). Среди погибших был и бессменный адъютант Китченера, полковник Освальд Фицжеральд. А.Диксон в его честь также назвал одну из своих роз – ‘Colonel Oswald Fitzgerald’.

058_roza_polkovnik_osvald_fitc.jpg



       Успехи британских войск в Первой мировой войне отмечены розой ‘Cambrai’ (Эвард Смит, 1920). Сорт назван в честь французского города Камбре, где в октябре 1918 года состоялось сражение между британскими и германскими войсками, завершившиеся победой союзных войск и взятием города. В битве участвовали 25 дивизий Британии, Канады и Новой Зеландии, им противостояли немецкие силы количеством около 180000 человек.

013_16.jpg
‘Cambrai’ (Edward "Ted" Smith, 1920)



       Отдельная тема названий роз – участие медсестер и Общества Красного Креста в Первой мировой войне. Начнем мы с розы ‘Королева Александра’ (‘Queen Alexandra’, 1918), выведенной Джозефом Пембертоном и посвященной не столько самой королеве, сколько Службе военно-медицинских сестер имени королевы Александры (Queen Alexandra's Imperial Military Nursing Service, сокращенно QAIMNS). Эта организация брет свое начало еще со времени Крымской войны 1853-1956 годов, но наибольшее развитие это движение приобрело в Англии в годы Первой мировой войны. Более десяти с половиной тысяч женщин разного сословия трудились в тыловых госпиталях и медицинских лазаретах, работая как старшими медсестрами, так и простыми санитарками.

       Роза Александра Диксона ‘Красный Крест’ (‘Red Cross’, 1916) занимает особое место в списке «военных» роз. Конечно, садовод, давая название своему сорту, подразумевал в первую очередь достижения британского Красного Креста, однако многие женщины разных стран желали помочь больным и раненым. С началом войны британский Красный Крест объединился с Орденом Святого Иоанна, получив название Отрядов Добровольной Помощи (VADS).

032_4.jpg
Английские медсестры в годы Первой мировой войны



033_red-cross-nurses-013.jpg


       Все члены Красного Креста были обучены оказанию первой помощи, некоторые обучались уходу за престарелыми, правилам гигиены и санитарии. Однако большинство женщин VADS хотели быть медсестрами и потому проходили специальные курсы, организованные Красным Крестом. По окончании курсов их посылали по всей Великобритании и Европе. Во время войны были организованы дополнительные лазареты и санатории для раненых военнослужащих. Многие люди предлагали собственные дома и частные владения для устройства санаториев. Больницы были везде – в зданиях мэрий, начальных школ. Специально созданные рабочие группы Красного Креста по всей Англии организовали поставку одежды для солдат в больницах. Они также занимались закупкой бинтов, шин, ваты и одежды, для чего оборудовались специальные помещения и склады.

       Разумеется, требовалось много денег. Сбор денежных средств имел жизненно важное значение на протяжении всей Первой мировой войны, в основном в форме пожертвований. Деньги и подарки отправлялись не только для британских солдат, но и в другие страны.

       Символом английского милосердия и самопожертвования в годы войны стала медсестра Эдит Луиза Кэвелл. Ей посвящены не одна, а две розы, созданные в разных странах. Сорт ‘Edith Cavell’ выведен братьями Чаплин в Англии в 1918 году, а сорт ‘Miss Edith Cavell’ появился на год раньше в голландском питомнике семейной династии Ройтер. Трагическая судьба этой женщины взволновала, как оказалось, жителей не только ее родной страны.

035_miss_edith_cavell_1917.jpg
‘Miss Edith Cavell’ (De Ruiter Innovations BV, 1917)


059_edith_cavell_1918.jpg
‘Edith Cavell’ (Chaplin Bros., Ltd, 1918)



       Эдит Кэвелл окончила курсы медсестер в 1895 году, в 1907 году отправилась в Брюссель, став главой созданной там школы медсестер. После оккупации большей части территории Бельгии германскими войсками в 1914 году она стала членом подпольной группы, занимавшейся переправкой раненых и пленных солдат союзных армий в нейтральные Нидерланды. Солдат прятали в здании школы медсестер, ставшей больницей Красного Креста. Главным помощником Кэвелл был бельгиец Филипп Бак, помогавший деньгами и связями. До августа 1915 года, когда Кэвелл, Бак и несколько их помощников были арестованы, им удалось спасти около 200 человек.

       Эдит Кэвелл была подвергнута военно-полевому суду 7 октября 1915 года, признана виновной в измене и приговорена к смертной казни. Несмотря на международное давление (в особенности со стороны США и Испании), она была расстреляна немецкими солдатами. Ее казнь была подвергнута общественному осуждению в различных странах и получила широкую огласку в прессе государств-членов Антанты и их союзников, а также нейтральных стран.

034_edithcavell.jpg
Эдит Кэвелл



       В 1919 году по указу короля Георга V тело Эдит было доставлено в Лондон и после торжественного отпевания в Вестминстерском аббатстве перезахоронено в Кафедральном соборе Норвич. Сегодня в Европе существует несколько памятников в честь Эдит Кэвелл, один из них установлен в Лондоне в 2005 году недалеко от Трафальгарской площади. На нем выбит девиз героини: «Гуманность, стойкость, преданность и самопожертвование».

036_pamyatnik_edit_kevell_v_londone.jpg
Памятник Эдит Кэвелл в Лондоне



       С германской стороны женщины так же совершали подвиги во имя спасения жизней раненых. Увы, простым смертным розы не посвящались, сохранилось лишь упоминание о сорте ‘Генеральша Изенбарт’ (‘Generalin Isenbart’), который выведен немецким селекционером Петером Ламбертом в честь Герты Изенбарт. История ее вкратце такова. После внезапной кончины в 1908 году мужа-генерала вдова решила увековечить память о супруге возведением дома отдыха для старших офицеров. В живописной местности Шварцвальд, неподалеку от городка Бюль, на холме она построила грандиозное здание дома отдыха, а рядом – роскошный особняк под санаторий. (Сегодня дом отдыха является замком-отелем, а санаторий стал Клиникой Макса Грюндига).

060_buhlerhohe.jpg
Отель Бюлерхёэ, бывший дом отдыха генеральши Изенбарт



       Планам генеральши не суждено было сбыться. С началом войны в зданиях были развернуты военные госпитали. Сама Герта в ожидании окончания войны жила в Баден-Бадене, где и окончила свои дни в 1918 году.

       Несколько роз немецкого садовода Петера Ламберта посвящены главным действующим лицам Первой мировой с германской стороны. Сорт ‘Кайзер Франц Иосиф’ ‘Kaiser Franz Joseph’ (1915) назван в честь императора Австро-Венгрии. Как известно, 28 июня 1914 года в Сараево был убит племянник кайзера и наследник престола Франц Фердинанд, и это убийство положило начало Первой мировой войне. Престарелый император Франц Иосиф не желал ввязыватся в международный конфликт, но под давлением австрийских политиков начал эскалацию конфликта. В первые дни император сказал: «Если монархии суждено погибнуть, то она по крайней мере должна погибнуть достойно». С началом войны император не встал во главе армии, а назначил командующим своего брата эрцгерцога Фридриха. Еще два года император пытался держать все нити управления государством в своих руках, но затем его состояние резко ухудшилось и 21 ноября 1916 г. Франц Иосиф I cкончался в Шенбрунне.

061_franz_joseph_of_austria_1910_old.jpg
Портрет императора Франца Иосифа. 1910 г.



       Два знаменитых немецких генерала «отметились» в селекции П.Ламберта розами ‘Генерал-полковник фон Клук’ (‘Generaloberst von Kluck’, 1917) и ‘Генерал-полковник фон Гинденбург’ (‘Generaloberst von Hindenburg’, 1915).

       Александр фон Клук явился одним из самых талантливых и успешных военачальников германской армии времен Первой мировой войны. Он одержал серьезную победу возле Монса над британской армией маршала Френча 23 августа 1914 года. Во время боя на Марне ему удалось предотвратить прорыв французской армии, обеспечивая тем самым фланг германского фронта. В период сражений на Эне в середине сентября ему удалось остановить наступление франко-английский войск. В марте 1915 года генерал Клук был ранен, его наградили орденом и отстранили от армии, а в конце 1916-го перевели в резерв.

011_alexander_von_kluck_ca._1914.jpg
Генерал-полковник Александр фон Клук


012_15.jpg
‘Generaloberst von Kluck’ (Peter Lambert, 1917)



       Другой генерал, Пауль Гинденбург также был выдающимся полководцем Первой мировой войны. Промышленные и военные круги Германии связывали с фон Гинденбургом большие перспективы на возрождение страны как мировой державы. В сентябре 1914-го Гинденбурга назначили командиром 8-ой армии, которая действовала в Восточной Пруссии. В тот же месяц ему передали командование 9-ой армией. В октябре стал главнокомандующим Германии. Став главнокомандующим Восточного фронта он прославился тем, что в 1916 сумел остановить атаку русской армии у озера Нарочь. В августе 1916 года генерал-фельдмаршал фон Гинденбург назначается на должность начальника Полевого Генштаба. В ноябре 1918-го в стране произошла революция. Фон Гинденбург был одним из инициаторов вооруженного подавления революционеров в Берлине, Киле и в Баварии. Вышел в отставку в июне 1919 года. Впоследствии, когда Гинденбург был избран рейхспрезидентом Германии (1925-1934) тот же П.Ламберт посвятил ему еще одну розу – ‘Рейхспрезидент фон Гинденбург’ (‘Reichspräsident von Hindenburg’, 1933), а немецкий садовод Бом назвал свой сорт ‘Президент Гинденбург’ (‘Präsident Hindenburg’, 1927).

015_paul_fon_gindenburg.jpg
Пауль фон Гинденбург


016_roza_reyhsprezident_fon_gindenburg.jpg
‘Reichspräsident von Hindenburg’ (Peter Lambert, 1933)



       И это еще не все. Есть и четвертая роза, названная именем генерала – ‘Гинденбург’ (‘Hindenburg’, 1916). Автор сорта – немецкий садовод Герман Кизе. Кстати, судя по названиям сортов, выведенных в годы войны, Герман Кизе был наиболее ревностным немецким патриотом. Его роза ‘Энвер Паша’ (‘Enver Pascha’, 1916) названа в честь военного министра Турции – союзника Германии в войне против стран Антанты. Энвер-паша был противоречивой личностью. Он был поэтом, художником и одновременно руководителем басмаческого движения, участником и идеологом геноцида армян в 1915 году. Энвер-паша был убит 4 августа 1922 года в бою с частями Красной Армии в кишлаке Чагана в 25 км от г. Бальджуана на территории бухарского государства (сегодня территория Таджикистана).

037_2.jpg
Энвер-паша


038_2.jpg
‘Enver Pascha’ (Hermann Kiese, 1916)



       Другой сорт Германа Кизе посвящен адмиралу немецкого флота Альфреду фон Тирпицу – ‘Admiral Tirpitz’ (1918). Фон Тирпиц, приняв довольно скромный немецкий флот в конце 1890-х годов под свое руководство, к 1915 году превратил его в мощный военно-морской арсенал, который мог вполне соперничать с лучшим флотом мира – английским. Самым эффективным оружием германского флота стали подводные лодки. Они стали настоящим бедствием для кораблей стран Антанты. 7 мая 1915 года британский пассажирский лайнер «Лузитания» был торпедирован германской субмариной U-20. Судно, шедшее с закрашенным именем и не поднимавшее над собой флага никакой страны, затонуло за 18 минут в 13 км от берегов Ирландии. Погибло 1198 человек из 1959 бывших на борту. Потопление «Лузитании» настроило общественное мнение многих стран против Германии. Кайзер наложил ограничения на использование подводных лодок, и как ни пытался фон Тирпиц убедить императора на снятие ограничений, тот, опасаясь вступления США в войну, не соглашался. В итоге адмирал подал в отставку в марте 1916 года, а Соединенные Штаты, тем не менее, вступили в войну против Германии через полтора года.

039_1.jpg
Адмирал Альфред фон Тирпиц



       Следующая роза Г.Кизе ‘Dannenberg’ (1916) связана с битвой при городе Данненберг (в русском написании Танненберг) 26-30 августа 1914 года. В те дни на поле боя сошлись русская и немецкая армии. В российской историографии данное сражение известно как «самсоновская операция», «самсоновская катастрофа», «операция Гинденбурга». Германская 8-я армия под командованием Гинденбурга отразила наступление превосходящих сил двух русских армий в Восточную Пруссию и нанесла им поражение, что стало заметным оперативным успехом Германии. Общие потери русских армий под командованием генералов Самсонова и Ренненкампфа составили, по разным источникам, от 150 до более 200 тысяч человек и около 500 орудий. Германские потери, по разным данным, составили от 40 до 50 тысяч человек.

014_14.jpg
‘Dannenberg’ ((Hermann Kiese, 1916)



       Герман Кизе создал в период Первой мировой войны много сортов роз, но так как история ботаники умалчивает об их происхождении, то имена людей, в честь которых садовод называл свои произведения, ничего не могут сказать об их участии в войне. Лишь один сорт можно назвать, что он посвящен участнику сражений – ‘Fliegerheld Oehring’ (1919), что переводится как «Летчик-ас Эхринг», но об этом человеке мы не нашли сведений.

       Нужно упомянуть еще об одном сорте Петера Ламберта. Он называется ‘Peter Rosegger’ (1914) и назван в честь известного австрийского писателя и поэта Петера Розеггера. Во время Первой мировой войны Розеггер написал много националистических и воинственных стихов и песен. В 1913 году был одним из наиболее вероятных претендентов на Нобелевскую премию. С 1951 года в Граце вручается литературная премия имени Розеггера. Там же установлен памятник писателю.

062_peter_rosegger.jpg
‘Peter Rosegger’ (Peter Lambert, 1914)


063_pamyatnik_v_grace.jpg
Памятник Петеру Розеггеру в Граце



       Буквально несколько слов скажем о розах, созданных в годы войны в США и Голландии. Сорт ‘Generaal Snijders’, выведенный голландцем Матиасом Леендерсом в 1917 году, назван по имени Корнелиса Якоба Снидерса, командующего голландскими сухопутными и военно-морскими силами. Нидерланды оставались нейтральной страной в Первую мировую войну, хоть им и пришлось держать свою армию в состоянии постоянной мобилизации. Германское вторжение в Бельгию в 1914 году привело к большому потоку бельгийских беженцев в Нидерланды (около 1 миллиона человек), что сказалось на нехватке продовольствия.

040_generaal_snijders.jpg
Генерал К.Я.Снидерс


041_1.jpg
‘Generaal Snijders’ (Mathias Leenders, 1917)



       На североамериканском континенте также были свои селекционеры, и о двух сортах, созданных в годы войны, можно рассказать.

       Первый называется ‘General John Pershing’ (1917). Автор сорта, Фредерик Ундриц, посвятил розу командующему американскими экспедиционными силами в Первую мировую войну генералу Джону Джозефу Першингу. В августе 1917 прибыл во Францию. Долгое время численность американской экспедиционной армии была невелика, существенную роль она впервые сыграла только во время второго сражения на Марне летом 1918 года. В сентябре 1918 Першинг руководил Сен-Мийельской операцией. После войны Джон Першинг приобрёл огромную популярность в США. В 1919-м Конгресс США уполномочил президента присвоить ему высшее звание в американской армии – звание Генерала армий США

042_john_pershing_oktyabr_1918_v_shomone.jpg
Генерал Джон Першинг во Франции в 1918 г.


043_1.jpg
‘General John Pershing’ (Frederick R. M. Undritz, 1917)



       Второй сорт имеет название ‘Mrs Charles E. Russell’ (1914), авторство которого принадлежит селекционеру Александру Монтгомери. Чарльз Эдвард Рассел – американский журналист, аналитик, редактор газеты и политический деятель, автор ряда книг социальной направленности. Рассела называли «солдатом общего блага», поскольку он освещал самые неудобные для правительства темы – об условиях содержания людей в тюрьмах, о правах цветного населения, о коррупции и нечеловеческих условиях жизни рабочих. На общем фоне антивоенных настроений в США Рассел выступал за участие страны в военной кампании против Германии и ее союзников.

064_charles_edward_russel.jpg
Чарльз Эдвард Рассел


065_mrs._charles_e._russeli.jpg
‘Mrs Charles E. Russell’ (Alexander Montgomery, 1914)



       Роза, по традиции того времени, названа не именем самого журналиста, а его жены, госпожи Рассел – ‘Миссис Чарльз Э. Рассел’. Садоводы очень часто использовали такой способ чествования мужчин, поскольку считалось, что роза – цветок женского рода, а значит, имя розе желательно давать женское, нежели мужское.

       Первая мировая война окончилась в 1918 году подписанием перемирия во французском Компьене (11 ноября). Английский садовод Пембертон, назвав свой сорт розы ‘Мир’ (‘Pax’, 1918) подвел черту «военным» названиям роз, а фрацузский селекционер Шамбар посвятил свою розу ‘Мир - Труд’ (‘Pax Labor’, 1918) всем, кто потерял своих близких в Первую мировую войну. В 1924 году в Аркашоне на Верденской площади был установлен памятник с таким же названием.

044_1.jpg
‘Pax’ (Rev. Joseph Hardwick Pemberton, 1918)


045_1.jpg
Памятник в честь погибших и скорбящих в Аркашоне



       Справедливости ради нужно отметить, что в период с 1914 по 1918 годы в Европе было создано селекционерами разных стран гораздо больше роз, чем мы перечислили в статье. Однако имена людей, в честь которых названы розы, ничего не говорят об их судьбах. Возможно, есть и другие сорта с «военными» названиями, но мы пока таких не обнаружили. Особенно много роз с неизвестными женскими именами. Можем лишь предположить, что это были вдовы погибших или труженицы тыла.

       В заключение требуется сказать и о «русских» розах, то есть тех, которые названы в честь персон русской истории. Сразу оговоримся: ни одной розы на территории России выведено не было. А те сорта, о которых мы скажем ниже, созданы задолго до войны, причем исключительно в Европе, и посвящены они тем или иным личностям вне связи с войной.

       Роза ‘Ольга королева Греции’ (‘Queen Olga of Greece’) выведена английским садоводом Уильямом Полем в 1899 году. Дочь великого князя Константина Николаевича летом 1914 года прибыла в Россию, и с первых дней войны вплоть до революционных событий занималась благотворительной работой в помощь раненым и фронтовикам.

       Роза ‘Великая Герцогиня Виктория Мелита’ (‘Grand Duchess Victoria Melita’) выведена немецким розоводом Петером Ламбертом в 1897 году и посвящена дочери великой княгини Марии Александровны и герцога Эдинбургского Альфреда. Виктория Мелита во время Первой мировой войны работала медсестрой Красного Креста.

       Роза ‘Великая герцогиня Александра’ (‘Grossherzogin Alexandra’) создана немецким селекционером Отто Якобсом в 1904 году и названа в честь дочери великой княгини Марии Александровны и герцога Эдинбургского Альфреда. Во время Первой мировой войны ее муж, Эрнст Вильгельм, был попеременно генеральным представителем канцлера на Восточном фронте, военным комиссаром и инспектором, специальным посланником в Константинополе и на Балканах. Александра также участвовала в войне, работая помощницей медсестры в военном госпитале в Кобурге.

       Роза ‘Великий князь Михаил Александрович’ (‘Grand Duc Michel Alexandrowitsch’) выведена французским селекционером Луи Левеком в 1893 году. На германской войне он командовал сначала Кавказской туземной конной дивизией, сформированной из горских добровольцев и более известной как «Дикая дивизия». В феврале 1916 года Михаила Александровича назначили командующим кавалерийским корпусом, а в январе 1917-го - генералом-инспектором кавалерии.

       Роза ‘Великая княгиня Анастасия’ (‘Grand Duchesse Anastasie’) выведена в 1898 году французским селекционером Жильбером Набоннандом и названа в честь дочери великого князя Михаила Николаевича, сына императора Николая I. В 1897 году умер ее муж, Фридрих Франц III. С началом войны Анастасия, как немецкая герцогиня, не могла остаться во Франции, поскольку страна находилась в состоянии войны с Германией, но не могла вернуться и в Германию, ставшую врагом ее родной России. Она провела все военные годы в отеле Савой в Лозанне, сдав свою виллу в Каннах под больницу для раненых офицеров из Русского экспедиционного корпуса во Франции.

       Роза ‘Королева Александрина’ (‘Dronning Alexandrine’, 1926) создана датским селекционером Поульсеном. Старшая дочь великой княгини Анастасии Михайловны Александрина, выйдя замуж за Кристиана X, стала королевой Дании. В 1914-м королева основала Центральный комитет для малообеспеченных семей (прекратил свое существование в 1949 г.), в 1915 году ввела избирательное право для женщин. По инициативе королевы Александрины в 1917 году был создан фонд с целью поддержки персонала Военно-Морского Флота.

       Роза ‘Grand-Duc Pierre de Russie’ (Пьер Перни, Франция, 1885) названа в честь великого князя Петра Николаевича, внука Николая I. Генерал-лейтенант и генерал-адъютант русской армии. Во время Первой мировой войны Петр Николаевич находился при штабе своего брата Николая Николаевича младшего, который был сначала Верховным Главнокомандующим, а затем получил назначение на Кавказ.

       Две розы, ‘Принцесса Мария Дагмара’ (‘Princesse Marie Dagmar’, Л.Левек, 1893) и ‘Императрица Мария Федоровна’ (‘Imperatrice Maria Feodorowna’, Ж.Набоннанд, 1884), посвящены русской императрице Марии Федоровне. Под началом Марии Федоровны во время войны 1914-1918 годов все женщины императорского дома принимали участие в организации лазаретов, санитарных поездов, складов белья и медикаментов, приютов и мастерских для увечных воинов и т.д. Сама же императрица два года войны провела в Киеве, занимаясь организацией госпиталей, санитарных поездов и санаториев, где поправляли здоровье тысячи раненых. При активном участии Марии Федоровны в Киеве впервые был создан госпиталь, оснащенный рентгеновским кабинетом.

       Есть розы, посвященные Николаю II и императрице Александре Федоровне – ‘Император Николай II’ (‘Empereur Nicolas II’, Л.Левек, 1902), ‘Императрица Александра Федоровна’ (‘Impératrice Alexandra Feodorowna’, Л.Левек, 1897), ‘Александра, императрица России’ (‘Empress Alexandra of Russia’, У.Пол, 1897).

       Видовая дикорастущая роза Rosa sweginzowii названа в честь Александра Ивановича Звегинцова, нашедшего эту розу в Корее во время экспедиции в 1898 году. С первых дней войны А.С.Звегинцов служил начальником разведывательного отделения в штабе 3-й армии, сначала в чине капитана, а затем подполковника. 5 ноября 1915 года Звегинцов вылетел в боевой полет на аэроплане «Илья Муромец-3». Над станцией Барановичи аэроплан получил повреждения от зенитного огня неприятеля и при отходе (под Прилуками) разбился. Похоронен подполковник А.И.Звегинцов 13 ноября 1915 года на Всесвятском (Новостроящемся) кладбище в Воронеже.

       Две розы посвящены Франко-Русскому Союзу, заключенному в 1892 году. Два французских селекционера, независимо друг от друга, назвали свои новинки в 1899 году в честь этого исторического события. Одна из них называется ‘Франко-Русский союз’ (‘Alliance Franco-Russe’). Автор этой вариации – садовод Гуанар. Вторая названа селекционером Бежо-Пине (Bégault-Pigné) ‘Франция и Россия’ (‘France et Russie’). С началом Первой мировой войны согласно договору во Францию был отправлен Русский экспедиционный корпус, в состав которого входили четыре пехотные бригады - 50 тысяч солдат и офицеров. Сегодня в Сент-Илер-ле-Гран находится военное кладбище, где похоронены 915 русских содат и офицеров, погибших на полях сражений в Шампани в 1916-1918 годах.

       «Правда – в памяти», гласит старинное русское изречение. Мы пытались показать, что память о Первой мировой войне не ограничивается мемориалами и воспоминаниями. Розы тоже могут немало рассказать об истории. Из перечисленных в статье 64 наименований роз сохранилось 27, и это целый сад, сад памяти.



Сергей Лещенко аватар

Интересно.Историю войны усыпать розами!А если взять самые мрачные годы истории СССР/1937/и посмотреть как селекторы называли свои творения?