Бывая нередко в музеях нашей страны и рассматривая коллекции живописи, я всегда задавался вопросом: почему художники ехали рисовать в Италию, почему так много внимания уделяли римским виллам? И правда ли, что изумительный свет, который они пытались передать на своих полотнах, был именно таким, каким они его изображали? Вот, например, картина Освальда Ахенбаха «В парке виллы Торлония около Рима», написанная в 1878-1880 годах. Эта работа экспонируется в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина в Москве.
Неужели романтический пейзаж, изображенный на полотне, соответствовал действительности? Или художник приукрасил реальность? Вот еще одна его работа, написанная там же в 1882 году.
В мае 2016 года у нас появилась возможность сравнить художественное восприятие с действительностью. Сразу оговорюсь: категорический ответ дать не могу и сейчас, всё зависит от глаза зрителя, от его настроения в момент наблюдения, наконец, от степени мастерства живописца и преобладания художественного стиля. Вероятно, авангардист написал бы картину иначе, а постмодернист - тем паче.
Да, путешествуя по старинным итальянским виллам и паркам, о которых мы писали, можно сказать, что при свете закатного солнца иногда вспоминались картины и наших, русских художников, работавших в Италии - Брюллова, Иванова, Айвазовского, Семирадского. Увы, фотография, даже сделанная самым искусным фотографом, никогда не передаст романтики Средиземноморья, ее таинственности и восхитительной запущенности. А посему, не мудрствуя лукаво, просто и обыденно расскажу об одном из удивительных уголков Рима - вилле Торлония.
За свою историю вилла Торлония претерпела ряд изменений, прежде чем стать той усадьбой, которая ныне располагается на Номентантской дороге (Via Nomentana). Да и Номентантская дорога, названная так еще в античности как дорога из Рима в городок Номент, находившийся в 23 км от столицы, теперь выглядит как обычная городская улица.
Нам пришлось довольно много пройти пешком, прежде чем мы нашли виллу. Увидев боковой вход в стене, мы тут же устремились к нему. Вход оформлен в виде грота. Внутри грота нас встретила чугунная статуя прекрасной женщины с кувшином.
Оказавшись на территории, мы просто задохнулись от простора.
Оглядевшись, стало понятно, что до главного входа мы не дошли. Пришлось снова выйти на улицу и сфотографировать монументальную композицию. Этот вход на территорию появился в начале XX века. Автор композиции - архитектор Энрико Дженнари.
Теперь об истории. До конца XVIII века вилла принадлежала богатому римскому семейству Памфили (родственники папы Иннокентия X), но в 1797 году виллу приобрело другое могущественное семейство - Торлония. Известно, что до 1750 года род Торлония проживал во Франции, а в год покупки виллы глава семейства - Джованни Торлония - добился титула маркиза. Здесь не обошлось без участия Наполеона Бонапарта, ведь именно в 1796-97 годах Наполеон отличился в Итальянской военной кампании и захватил Рим. Как бы то ни было, в Италии Джованни Торлония стал князем Торлония.
Джованни Торлония (1754-1829) поручил архитектору Джузеппе Валадье произвести реконструкцию виллы. Архитектор перестроил главное здание - княжеский дом, произвел ряд построек на территории виллы, а также спроектировал парк. Поначалу парк был стандартный, прямолинейный и регулярный, в духе времен первого владельца - кардинала Бенедетто Памфили. Валадье спланировал парк в английском пейзажном стиле, искривил прямые аллеи и обновил растительность. В это время в парке появилось много фонтанов и античных скульптурных композиций, собранных на раскопках и купленных на аукционах.
После смерти Джованни Торлония наследство разделили три его сына - Марино, Карло и Алессандро. Вилла досталась последнему. В 1832 году Алессандро Торлония задумал грандиозную перестройку виллы, для чего пригласил управляющего Джованни Каретти из Новары. Тот расширил Княжеский Дом (Casino Nobile), перестроил конюшни.
Появились и новые постройки - амфитеатр, кофейный дом, искусственные руины, храм Сатурна и Трибуна с фонтаном. Около 10 лет Каретти руководил работой большой группы живописцев, скульпторов, архитекторов, строителей, декораторов, камнерезов в различных зданиях виллы, лично выполняя при этом немалую часть работ по художественному оформлению.
С обратной стороны Трибуна выглядит скромнее.
В 1839 году по какой-то причине князь Торлония расторг контракт с Каретти и нанял двух новых архитекторов. Архитектор Раймонди (1794-1848), автор виллы Каролина, принадлежавшей брату Алессандро, Карло, спроектировал Театр и Оранжерею (ныне Лимонный дом). В то же время другой архитектор, Джузеппе Джапели (1783-1852), прославившийся ранее пейзажными садами в Венеции, занимался проектом южной части виллы Торлония, уделяя внимание петляющим дорожкам, искусственным насыпям, водоемам. Он заказывал и сажал экзотические растения вокруг Швейцарского шале, Мавританской теплицы, обустраивал грот и спортивное поле, предназначенное для турниров.
Все работы завершены в 1842 году с установлением двух Обелисков из розового гранита; они были вырезаны из цельного камня и доставлены из местечка Бавено. Обелиски посвящены памяти родителей Алессандро. Обелиски стилизованы под египетские колонны. Третий обелиск - круглый, в римском стиле - посвящен рано умершему брату Алессандро, Карло.
Алессандро имел двух дочерей от жены Терезы Колонны, скончавшейся в 1840 году, которая так и не увидела завершения работ. Младшая дочь тоже умерла. Старшая дочь, Анна Мария, в 1872 году вышла замуж за Юлия Боргезе. Чтобы сохранить наследственность рода Торлония, муж взял фамилию жены и стал князем Торлония.
В 1872 году, то есть в год свадьбы дочери было закончено строительство Театра и Оранжереи.
В настоящее время в Оранжерее размещается кафе.
Алессандро Торлония скончался в 1886 году в возрасте 86 лет. Единственная наследница, дочь Анна Мария, родила четверых детей. Две дочери, Тереза и Мария, вышли замуж за представителей богатых римских семей. Сыновья, Джованни и Карло, продолжили приумножение богатств семьи Торлония, занимаясь сделками по торговле земельными участками. Дальнейшая судьба виллы Торлония связана с именем Джованни Торлония (1873-1938), внуком Алессандро.
В 1901 году Джованни унаследовал собственность матери и все активы дедушки Алессандро. Свою политическую деятельность он чередовал с дальнейшими преобразованиями на вилле Торлония. Между 1905 и 1911 годами приглашенным архитектором Энрико Дженнари был выстроен новый парадный вход с улицы Номентана.
В 1910 году возникает новая стена, появляются на территории маленькие здания («виллочки» - villino) - Средневековая «виллочка», Красная «виллочка» и «виллочка» смотрителя усадьбы (1920).
Швейцарское шале за 11 лет (1908-1919) превратилось в Дом Сов. Новые здания строились, главным образом, как обычные жилые помещения. Сам князь жил в Доме Сов, его отец Юлий Боргезе до самой смерти (1915) жил в Средневековой «виллочке», квартал малых зданий предназначался для обслуги. С годами князь становился все более угрюмым и замкнутым человеком, и потому, как утверждают историки, он ограничил свою жизнь Домом Сов, который стал его навязчивой идеей.
Вот как пишет об этом странном человеке и его жилище замечательный историк и ландшафтный специалист Наталья Мельникова: «Почему один из богатейших людей Рима выбрал такое скромное «несерьезное» жилище? Кем он был? Личность его практически неизвестна. Знают только, что он увлекался эзотерикой, был замкнутым и эксцентричным, всю жизнь жил один, без жены и детей, с несколькими слугами, а досуг свой делил либо с книгами, либо в узком кругу немногочисленных друзей. Перед входом в дом он установил камень с надписью «Мудрость и Одиночество» («Wisdom and Solitude»). Что он хотел этим сказать? И кому? Свой новый дом он населил множеством изображений сов, символизирующих ночь, тайные дела, проницательность и ясновидение. С тех пор дом и прозвали Домом Сов - Casina delle Civette».
Сегодня Дом Сов - жемчужина виллы Торлония. В нем располагается музей витражного искусства в стиле «модерн» (в итальянском варианте стиль «либерти»). Хозяин виллы пригласил известных итальянских мастеров по изготовлению витражей - Чезаре Пиккьярини, Паоло Паскетто, Камбелотти, Ботацци и других. Художники оформили интерьеры с большим вкусом. Центральным мотивом стали совы на витражах. Вероятно, потому он и стал называться Домом Сов.
Вот еще пример витража.
Не буду вдаваться в подробности и детально описывать музей - этой теме будет посвящена отдельная статья. Скажу лишь, что Дом Сов действительно является шедевром итальянского «модерна», и всем, кто доберется до Рима, советую посетить это место.
В 1925 году хозяин предложил виллу как место жительства для Бенито Муссолини, который оставался на ней и после смерти Джованни (1938), вплоть до 1943 года. Вилла сдана Муссолини за символическую плату 1 лиру в год. Муссолини с семьей занимал центральный дом усадьбы. Спальня Бенито и его жены Ракеле находилась на втором этаже, на третьем этаже размещались дети, а на первом была гостиная и залы для приемов гостей. У Муссолини была идея фикс - превратить все парки и виллы Рима в так называемые «Сады войны» - то есть, попросту говоря, в гигантские огороды. И жена его засадила цветники и партер перед главным домом картошкой, виноградом и маисом. А в дивных оранжереях место орхидей заняли клетки с кроликами и цыплятами.
С началом войны на вилле было решено оборудовать бункер в подвальном помещении. Но Муссолини им не пользовался, он даже не успел закончить строительство бункера, поскольку 25 июля 1943 года был арестован. Позже бункер использовали в разных целях, какое-то время он оставался заброшенным. Но потом бункер отреставрировали и открыли для публики, сначала в 2006 году, а затем в 2014-м. «Итальянцы не довольны открытием бункера, они не любят вспоминать те годы, - рассказывают экскурсоводы, - но это наша история, какой бы она ни была».
В июне 1944 года вилла была оккупирована англо-американскими войсками, которые устроили здесь Штаб Союзных Войск. Когда городу вернули виллу, итальянские власти обнаружили печальную картину: практически все вазоны и мелкие каменные украшения были разбиты, цветники вытоптаны, большая часть деревьев и кустов уничтожена.
В 1977 году вилла перешла в собственность муниципалитета Рима, а на следующий год открыта для публики. С тех пор на вилле проведены колоссальные реставрационные работы: полностью восстановлены Дом Сов, главный княжеский дом (Noble Casino), южная часть сада, Красная «виллочка» и частично Лимонный дом, Средневековая «виллочка», старые конюшни и северная часть парка. Вскоре обещают открыть Театр и Мавританскую теплицу. За теплицей находится грот, но он, как говорят, в самом плачевном состоянии.
Сегодня некоторые скульптуры демонстрируются в саду и в музее виллы Торлония, который расположился в главном здании виллы (Casino Nobile). Здесь же, в музее выставлены образцы старинной мебели. В годы своего процветания семья Торлония в многочисленных своих резиденциях коллекционировала предметы старины и античного искусства, ими были украшены парадные залы и спальни, коридоры и приемные комнаты. Сотни произведений искусства сегодня рассеяны по разным местам. Часть из них находится на вилле Торлония, часть - на вилле Альбания в Саларии, часть - в Палаццо Жиро и во дворце на улице Лунгара. Последний власти Рима некогда планировали превратить в Музей Древнего искусства семейства Торлония, но сейчас он закрыт для публичного посещения. Таким образом, предметы семейной коллекции, выставленные на вилле Торлония, являются на сегодняшний день лишь частью обширного собрания, которое ожидает своего часа предстать перед зрителем.
Предлагаем прогуляться по залам музея, расположенного в главном усадебном здании. Здесь в изобилии представлены копии мраморных статуй, сделанных Бартоломео Кавасепи с древних римских статуй: Пандорры, Фавна, амазонки, Афродиты. Мозаичные полы восхищают прорисовкой и насыщенностью цвета. Потолки и стены украшены фресками и росписью.
В итоге мы получили огромное удовольствие от увиденного. Вилла Торлония - прекрасный образец усадьбы римского аристократа XIX - начала XX века. В отличие от многих запущенных и разоренных вилл, это место достойно вплетается в ожерелье достопримечательностей Вечного города. О Доме Сов будет отдельный рассказ.