Ассоциация любителей роз Крыма

       В декабре 2012 года мы, Константин Вихляев, Юта Арбатская и Алексей Хоменчук, создали общественную организацию «Ассоциация любителей роз Крыма». Цель - сохранение исторического наследия культуры роз в Крыму и максимальное распространение информации о розах и всех видах деятельности, связанных с разведением и выращиванием роз в Крыму.
        Задача благородная, но трудновыполнимая без привлечения соратников и единомышленников, поскольку постепенное уничтожение исторических роз в Крыму и забвение роли подвижников в истории культуры розы никогда не воспринимались как проблема всего современного общества.
        Чтобы привлечь внимание общественности к этой теме, мы несколько последних лет потратили на изучение архивных материалов, на основании которых написали и опубликовали пять книг:

1) Розы Белой дачи А.П.Чехова. – Симферополь: Н.Орианда, 2011;
2) Повесть о жизни и приключениях доблестного рыцаря Николая Ангорн фон Гартвиса в Крыму и его прекрасных розах. – Симферополь: Бизнес-Информ, 2012;
3) Николай Костецкий: шипы и розы. – Симферополь: Н.Орианда, 2012;
4) Императорский розовый сад. - Симферополь: Н.Орианда, 2012.
5) Розовый сад русского дворянства. - Симферополь: Н.Орианда, 2013.

        Пора от первого этапа переходить ко второму. Уверены, что все вместе мы можем сделать гораздо больше, чтобы возродить розовое богатство Южного берега Крыма и вернуть ему славу «цветущего рая». Потому и приглашаем всех, кому это интересно, стать участниками нашего небольшого сообщества.
        Что дает человеку членство в «Ассоциации любителей роз Крыма»? – На самом деле ничего. Ничего, кроме возможности быть полезным и оставить после себя красивый след на земле. Денег здесь не заработаешь, славы тоже. Но! Члены Ассоциации, будь то любители роз, профессионалы или просто неравнодушные к тому, что происходит вокруг них, получают возможность найти новых друзей не в виртуальном мире, а в реальном деле в Крыму. Вполне вероятно, что в процессе нашей работы появятся какие-либо преимущества для членов Ассоциации. Кстати, мы приветствуем членство граждан любой страны мира.
        В конце концов, все настоящие и будущие члены Ассоциации любителей роз Крыма – люди по определению творческие и любознательные. Обещаем, что будем стараться организовать наше общение так, чтобы оно приносило только радость и удовольствие, а не бесконечные хлопоты и напряжение. Для этого мы и живем…
        В этом блоке материалов можно прочитать Устав Ассоциации на русском и украинском языке, ознакомиться с образцом заполнения заявления, посмотреть Свидетельство о регистрации Ассоциации. Желающие могут заполнить заявление, скачав его здесь, и отправить по адресу kajuta@inbox.ru
        Членство в Ассоциации бесплатное и добровольное. Выйти можно в любой момент по Вашему желанию.

        С уважением,

Константин Вихляев, президент Ассоциации любителей роз Крыма.

        22 декабря 2012 г.

Юта Арбатская, Константин Вихляев



      Петр I - основатель многих садов и парков Петербурга и его окрестностей - видел в садово-парковом искусстве один из способов воспитания и просвещения населения России. Все ландшафтные парки времен правления Петра I создавались по лучшим образцам европейских традиций - в регулярном и пейзажном стилях. Пространство парков наполнялось множеством диковинных растений, а также малыми архитектурными формами, павильонами, садовыми затеями, фонтанами. Список парков, основанных по указам Петра Великого, включает в себя Летний сад в Санкт-Петербурге, Екатерингофский парк, садово-огородный комплекс Стрельны, царский сад в Риге, парк Кадриорг (Екатериненталь) в Таллинне, верхний и нижний парки в Петергофе. Образцами для устройства зеленых парковых пространств служили аптекарские огороды, ботанические и увеселительные сады Голландии, Англии, Германии и Франции, которые он когда-либо посещал или мог посещать.

0001_kadriorg.jpg
Парк Кадриорг (Екатериненталь) в Эстонии



Юта Арбатская, Константин Вихляев




       Не правда ли, странное сочетание «розы и балет»? Тем не менее, эти два понятия связывает длительная творческая история. Есть балетные постановки, в названии которых присутствует слово «роза». Например, в репертуаре театра русского балета «Московия» есть спектакль «Белая роза из гарема» на музыку Шумана, Бизе и Шнитке. Удмуртский композитор А.Г.Корепанов в 1988 году написал музыку к балету «Соловей и роза» по одноименной сказке О.Уайльда (либретто А.Курбатова).

       Идею этой же сказки Оскара Уайльда использовал петербургский хореограф Константин Кейхель, поставив для Московского театра «Новый балет» спектакль «Зимняя роза». В балете звучит музыка Антонио Вивальди. Премьера этого балета состоялась 26 сентября 2015 года.


По материалам крымских газет


Юта Арбатская, Константин Вихляев




       Мы много писали о розах в Крыму. Теперь хотим на примере газетных сообщений доказать, что в советский период розы были едва ли не главными цветущими растениями, составлявшими славу зеленого богатства Крыма. Большинство публикаций касается Ялты, но, как может убедиться читатель, розы высаживались везде - и вдоль дорог, и вдоль железнодорожной магистрали, и во дворах, и на улицах, не говоря уже о скверах и парках крымских городов и поселков. Особенно широко развернулась «розомания» после смерти Сталина и окончания компании по внедрению в Крыму цитрусовых и эвкалиптов.

       Сегодня гости наших курортных городов с ностальгией вспоминают ароматы роз, витающие повсеместно на Южном берегу Крыма. Разумеется, в одну и ту же реку не войти дважды, восстановить былую славу Крыма, как полуострова роз, невозможно. Слишком много нужно изменить в стране, чтобы это произошло. Но можно вспомнить, как это было.


001_yalta.jpg



Розы Шотландии: ‘Галина Вишневская’,
‘Раиса Горбачева’, ‘Гейдар Алиев’




Юта Арбатская, Константин Вихляев



       Все три вышеназванные розы созданы одной и той же женщиной, селекционером Энн Гованс Кокер (1920-2014). Она вместе с мужем основала семейное предприятие по селекции и выращиванию роз на окраине шотландского города Эдинбурга сразу после войны, а в 1977 году, после смерти мужа, возглавила фирму «Розы Кокеров». Об этой удивительной, неунывающей подвижнице-садоводе мы писали в статье «Семейное предприятие Кокеров в Абердине». Двумя годами ранее мы сообщали о розе, выведенной и названной ею в честь выдающейся актрисы русского происхождения Ольги Чеховой. Теперь пришло время рассказать еще о трех сортах, имеющих отношение к истории бывшего СССР. Это розы, названные в честь Галины Вишневской, Раисы Горбачевой и Гейдара Алиева. Все трое в разное время побывали в Шотландии, что и послужило источником происхождения названий роз.



Роза ‘Воспоминание о Княгине Александре
Святополк-Четвертинской’
Rose ‘Souvenir de la Princesse Alexandra Swiatopolk-
Czetwertinsky’ (T, Ketten Frères, Luxembourg, 1901)




Yu. Arbatsky, K. Vikhlyaev




       Роза ‘Souvenir de la Princesse Alexandra Swiatopolk-Czetwertinsky’ выделяется из всего списка садовых роз, когда-либо выведенных в мире, самым длинным названием за всю историю селекции. Этот чайный сорт создан люксембургскими садоводами братьями Кеттен в 1901 году и посвящен княгине Александре Григорьевне Святополк-Четвертинской (1851-1899), урожденной Есиповой.

       Роза на территории Европы нами не обнаружена, но в каталогах садовых заведений Австралии она числится, правда под другим названием - ‘Souvenir de la Princesse Alexis Swiatopolk-Czetwertinsky’ [1]. С течением времени, как уже часто бывало с «русскими» розами, женское имя Александра трансформировалось в мужское - Алексей, хотя слово «княгиня» сохранилось. Сегодня этот сорт в мировом классификаторе так и значится - под двумя названиями [2].



Происхождение названия розы Звегинцова - Rosa sweginzowii




Yu. Arbatsky, K.Vikhlyaev




       С именем Александра Ивановича Звегинцова связано название дикорастущей розы Rosa sweginzowii. Европейским специалистам по истории роз практически не известно это имя, хотя в классификаторе дикорастущих видов существуют несколько вариаций этого шиповника: Rosa sweginzowii var. Grandulosa, Rosa sweginzowii var. inermis, Rosa sweginzowii var. stevensii, Rosa sweginzowii var. Sweginzowii, Rosa sweginzowii ‘Macrocarpa’. Достаточно сказать, что в известной книге Джанфранко Финеши, в главе об этимологии видовых таксонов в культуре розы, напротив Sweginzowii значится следующее объяснение: «название этой розы, интродуцированной из Китая в 1909 году и используемой работниками питомников, вероятно, имеет отношение к имени ботаника (польского?); такое трудно произносимое название, вероятно, связано с орфографической ошибкой в написании слова» [1].
       Если бы наш виртуальный розарий можно было воплотить в реальность, то роза Звегинцова сильно выделялась бы из общего ряда на «генеральской аллее». Дело в том, что все сорта, описываемые нами прежде, являются садовыми гибридами, выведенными селекционным путем, а роза Звегинцова – дикорастущий дальневосточный шиповник, который назван в честь его первооткрывателя. Об этом неизвестном «польском ботанике» и пойдет речь далее.



Роза 'Графиня Орлова'. Rose ‘Comtesse Orloff’ (N, Vibert, 1824)



       Роза ‘Граф Орлов’ (‘Comte Orloff’, N, Vibert) выведена в 1824 году Жаном-Пьером Вибером. К сожалению, ни в одном из справочников не указывается дата создания розы, да и о ней самой нет почти никаких сведений. Американский специалист по истории культуры розы Брент Дикерсон в своей книге «Old Rose Informant» (1998) сорт ‘Comte Orloff’ относит к нуазетовым с «неопределенной датой» создания. Роза посвящена одному из виднейших аристократов своего времени - графу Григорию Владимировичу Орлову.

       Другой сорт назывался ‘Графиня Орлова’ (‘Comtesse Orloff’, N, Vibert, 1824). Он выведен в 1824 году Жаном-Пьером Вибером и, судя по старым документам, принадлежал к группе нуазетовых роз. Сорт утерян, но известно, что он назван в честь супруги Орлова, графини Анны Ивановны Орловой (урожденной Салтыковой), фрейлины Екатерины II, наследницы подмосковной усадьбы Марфино.



Роза 'Князь Федор Голицын'. Rose ‘Prince Theodore Galitzine’ (T, Ketten, 1898)



       Казалось бы многочисленным представителям рода Голицыных за всю историю селекции «царицы цветов» могла быть посвящена не одна роза. Но так случилось, что только один представитель этой славной династии русских князей удостоился такой чести. Им стал Федор Сергеевич Голицын, который не отличился ни в сражениях, ни в предпринимательстве, не занимал высоких государственных постов. Это был скромный человек, волею судьбы оказавшийся в стороне от большой политики и громких событий.

       Чайная роза, посвященная князю Ф.С.Голицыну, называлась ‘Prince Theodore Galitzine’. Авторы ее – люксембургские садоводы, братья Кеттен. Сорт не сохранился; известно лишь, что он имел очень крупные, махровые, желто-оранжевые цветы с очень сильным ароматом. Год создания – 1898-й. При скрещивании были использованы сорта ‘Madame Caro’ и ‘Georges Farber’.


Ю.Арбатская, К.Вихляев




       Для русского человека Крымская война 1853-1856 годов воспринимается как война оборонительная, как защита Отечества. В соответствии с этими представлениями мы и оцениваем подвиги русских солдат и офицеров. Попробуем взглянуть на события, происходящие под Севастополем, глазами французов, точнее французских садоводов, получающих сведения о войне исключительно из газет того времени. Для них эта война стала славой французского оружия, точно так же, как поход русских войск против Наполеона, вплоть до взятия Парижа, явился для российского обывателя славой русского оружия.

       Для начала вкратце восстановим ход исторических событий. Поводом к войне послужил спор о ключах от святых мест в Палестине между католиками и православными. Султан передал ключи от Вифлеемского храма от православных греков католикам, интересы которых защищал император Франции Наполеон III. Русский император Николай I потребовал от Турции признания его покровителем всех православных подданных Оттоманской империи. 26 июня 1853 года он объявил о вступлении русских войск в Дунайские княжества, заявив, что выведет их оттуда только после удовлетворения турками русских требований.



Роза 'Василий Хлудов'. Rose ‘Wassili Chludoff’ (N, Nabonnand, 1886/1896)



       Роза ‘Wassili Chludoff’ создана Жильбером Набоннандом в 1886 году (по некоторым источникам в 1896-м). Сорт относится к группе нуазетовых роз, имеет крупные розовые цветы (26-40 лепестков). Сохранилась в розарии Лей-ле-Роз.

vasiliy_hludov_1.jpg
‘Wassili Chludoff’ (N, Nabonnand, 1886/1896)


wasily-chludoff.jpg
‘Wassili Chludoff’ (N, Nabonnand, 1886/1896)




Роза 'Генерал Д. Мерчанский'. Rose ‘Général D. Mertchansky’ (T, Nabonnand, 1890)



       В серии «генеральских» роз есть сорт ‘Генерал Д. Мерчанский’ – ‘Général D. Mertchansky’ (T, Nabonnand, 1890). Роза не сохранилась. Она описана как сорт, принадлежащий к чайной группе. Цвет – розовый, более темный к центру. Цветок крупный, махровый.

      О человеке, которому Набоннанд посвятил розу, известно очень немного. Звали его Дмитрий Васильевич Мерчанский, он занимал разные высокие должности в Москве во второй половине XIX века. Газета «Московский листок» 6 августа 1901 года опубликовала следующе сообщение: «Послезавтра, 7 августа, исполняется полувековое служение в офицерских чинах двух генералов, деятельность которых тесно связана с Москвою, - это генерал-лейтенанты Д.В. (Дмитрий Васильевич) Мерчанский и А.А.Пушкин, сын нашего великого поэта А.С.Пушкина».

42.jpg
Генерал Дмитрий Васильевич Мерчанский




Роза 'Генерал Шаблыкин'. Rose ‘Général Schablikine’ (T, Nabonnand, 1878)



       Роза ‘Général Schablikine’ (T, Nabonnand, 1878) выведена Жильбером Набоннандом. Этот чайный сорт сегодня очень популярен во всем мире; практически в любом розарии, от Японии до Англии, можно найти розу ‘Генерал Шаблыкин’. Благодаря устойчивости к болезням и чрезвычайно высокой приспособляемости к любым температурным режимам, сорт приобрел признание как профессионалов, так и любителей. Самым удивительным свойством розы является длительность цветения: она начинает цвести первой и самой последней заканчивает осенний сезон. Если в декабре или январе где-либо цветут розы, то среди них обязательно будет и этот сорт.

general-schablikine.jpg
‘Général Schablikine’ (T, Gilbert Nabonnand, 1878)




Роза 'Генерал Ф.Пешков'. Rose ‘General Th. Peschkoff’ (HT, Ketten Frères, 1909)



       Роза ‘General Th. Peschkoff’ (HT, Ketten Frères, 1909) создана братьями Кеттен из Люксембурга в 1909 году, то есть за год до смерти Федора Николаевича. Сорт принадлежит к чайно-гибридной группе, цветы бледно-розовой окраски, очень крупные, полные, душистые. Бутоны появляются, как правило, по одному и при раскрытии имеют красивую чашевидную форму. Куст невысокий, но мощный, летом покрывается большим числом цветов. Цветение повторное в течение сезона. При скрещивании использованы сорта ‘Mme. Ravary’ и ‘Étoile de France’. Сорт сохранился в музее-розарии «Европа» в Зангерхаузене (Германия).

rose_3.jpg
‘General Th. Peschkoff’ (HT, Ketten Frères, 1909)




Роза 'Генерал Захаржевский'. Rose ‘Général Zachargevski’ (HP, Ducher, 1860)



       Роза ‘Général Zachargevski’ (HP, Ducher, 1860) выведена Жаном-Клодом Дюше в 1860 году и относится к группе ремонтантных сортов. Не сохранилось даже описание сорта, есть лишь упоминание в каталогах.

       Еще больше, чем Милорадович, в части устройства садов и парков в окрестностях Петербурга сделал генерал Яков Васильевич Захаржевский. Примерно в то же самое время, что и Милорадович на должность генерал-губернатора Петербурга, Захаржевский был назначен управляющим Царскосельским Дворцовым Правлением и полицией Царского Села.

430px-zaxarzhevskij_yakov_wasiljevitch.jpg
Генерал от артиллерии Я. В. Захаржевский.
Фото из книги П.П.Потоцкого « Столетие российской конной артиллерии.
(1794–1894 г.)». СПб., 1894 г.




Роза 'Генерал Корольков'




Ю.Арбатская, К.Вихляев




       Роза ‘Général Korolkov’ (HP, Soupert & Notting, 1875) создана Супером и Ноттингом в 1875 году. Если другая «русская» роза этих оригинаторов - ‘Général Schablikine’ - широко известна любителям-садоводам, то сорт ‘Général Korolkov’, мы считаем, незаслуженно забыт, хотя его качественные характеристики не менее замечательны.

general_korolkov.jpg
‘Général Korolkov’ (HP, Soupert & Notting, 1875)




Константин Третьяков

       Роза ‘Constantin Tretiakoff’ (HP, Hippolyte Jamain, 1877/1878), выведенная Ипполитом Жаменом, относится к ремонтантным сортам и имеет темно-красный цвет. В мировом классификаторе, как уже неоднократно случалось, название сорта с течением времени исказилось и превратилось в ‘Constantin Petriakoff’. Роза не сохранилась.

       К сожалению, и человек, в чью честь назван сорт, почти не известен в истории из-за широкой популярности однофамильца – мецената и коллекционера живописи Павла Михайловича Третьякова, затмившего своего современника. Сведений о Константине Третьякове нам удалось найти крайне мало, но уже и то, что открылось, поразительно.



Роза 'Генерал Милорадович'




Ю.Арбатская, К.Вихляев

      «Около полудня, в понедельник, 14 декабря 1825 года, Милорадович мчался в санях с адъютантом своим, Башуцким, на Сенатскую площадь, где впереди монумента Петра I стояло каре из нескольких рот л.-гв. Московского полка и некоторых других полков, увлеченных своими офицерами. Громадные толпы народа запрудили значительную часть площади. Милорадович обскакал чрез Синий мост по Мойке на Поцелуев мост и здесь встретился с генерал-майором Алексеем Федоровичем Орловым, по распоряжению которого в это время выезжала из казарм конная гвардия.

       - Пойдемте вместе убеждать мятежников, - сказал Милорадович Орлову (разговор был на французском языке).

       - Я только что оттуда, - отвечал Орлов, - но советую вам, граф, туда не ходить. Этим людям необходимо совершить преступление; не доставляйте им к тому случая. Что же касается меня, то я не могу и не должен за вами следовать: мое место при полку, которым командую и который я должен привести, по приказанию, к императору.


Юта Арбатская, Константин Вихляев


(Выдержки из доклада, представленного на конференции:
«Восстановление исторических объектов ландшафтной архитектуры»
15-16 сентября 2016 г. в музее-усадьбе Г. Р. Державина, г. Санкт-Петербург)




       Старыми или старинными в России принято считать розы, выведенные до 1917 года, хотя за последние 100 лет утеряно так много сортов отечественной селекции, что впору отказаться от термина «старинные» и сохранять хотя бы то, что осталось. Во Франции первоначально границей разделения «старых» и «современных» сортов был 1867 год, когда появилась роза ‘La France’ - родоначальница чайно-гибридной группы. Сегодня здесь границы сдвинуты; например, в розарии «Дороги Розы» (Дуэ-ля-Фонтен, близ Анжера) коллекционируют сорта, созданные до 1920 года. Старинные розы на американском континенте традиционно называют «античными» или «антикварными», и в США особую гордость представляют сорта и виды, привезенные первыми колонистами из Европы.



Княгиня Лиза Трубецкая


Юта Арбатская, Константин Вихляев

       Трубецкие - княжеский род, происходящий от внука Гедимина - князя Дмитрия Ольгердовича Брянского, Черниговского и Трубчевского, убитого на Ворскле в 1399 году. Потомки его князья Трубчевские, или Трубецкие, сохранили свой удел до начала XVI в., когда поступили в подданство великих князей московских.

       Род Трубецких связан с самыми значительными событиями русской истории и культуры. Среди Трубецких были военоначальники, государственные и общественные деятели, художники и ученые. О плеяде выдающихся личностей из рода Трубецких написано в наши дни немало книг: в Канаде опубликовал свои исследования С.Г.Трубецкой [1], в Париже – В.П.Трубецкой [2], а в Москве в 1991 году вышли из печати воспоминания Владимира Сергеевича Трубецкого. [3]

       Мало кому известно, что начало этим исследованиям еще в конце XIX века положила женщина, которая не происходила из рода Трубецких. Звали ее Елизавета Эсперовна Белосельская-Белозерская (в замужестве Трубецкая). На ее работу [4] ссылаются сегодня практически все историки, занимающиеся генеалогическими исследованиями. Для женщины, живущей в позапрошлом столетии, это факт можно назвать беспримерным личным героизмом, поскольку в партиархальной России любое проявление феминизма, а особенно в научной среде, было явлением из ряда вон выходящим. Редчайшие исключения в отечественной истории, конечно, случались, и о них мы в этой книге упоминаем: этим русским женщинам посвящали свои розы французские садоводы (графиня П.С.Уварова, Анна Алексеева, Александра Бахметева).

Не случайно среди таких посвящений оказалась и роза ‘Princesse Lise Troubetskoi’ – ‘Княгиня Лиза Трубецкая’.

knyaginya_liza_trubeckaya.jpg
‘Princesse Lise Troubetskoi’ (HP, Louis Lévêque & Fils, France, 1878)




Доклад прочитан 15 сентября 2016 года в Санкт-Петербурге на V Научно-практической конференции «Восстановление исторических объектов ландшафтной архитектуры».
(Конференция организована Национальной ассоциацией «Возрождение исторических садов и парков»
и Музеем-усадьбой Г.Р. Державина филиалом Всероссийского музея А.С. Пушкина).



       Искусство селекции и выращивания роз сегодня во всем мире признано как одна из отраслей общечеловеческой культуры, наравне с живописью, архитектурой, скульптурой, литературой и театром. Сегодня в мире насчитывается, по оценкам специалистов, более 35 000 наименований сортов и видов роз. Ежегодно во многих странах наряду с увеличением ассортимента, совершенствованием форм, расцветок и полезных качеств «царицы цветов» ширится движение по сохранению исторического наследия в области культуры роз. В Алупкинском дворцово-парковом музее-заповеднике такая работа ведется на протяжении многих лет.

       В 1992 году в Рио-де-Жанейро конференцией ООН по окружающей среде и развитию принята Конвенция о биологическом разнообразии, которую подписали все страны, в том числе Россия. Угроза исчезновения многих видов растений диктуют создание в разных странах особых национальных программ по сохранения растительного генофонда. В России разработана Национальная Стратегия сохранения биоразнообразия страны, принятая в 2001 году, но она, к сожалению, носит рекомендательный характер и не является законом. Проблемы сохранения биоресурсов регулируются отдельными законодательными положениями «Об особо охраняемых природных территориях», «Об экологической экспертизе», «О недрах», а также Водным и Лесным кодексами. Разумеется, в них нет и речи об административной или уголовной ответственности за исчезновение растений на внутривидовом уровне, и тем более внутри рода, одним из которых является род Роза.



Роза 'Княгиня Мария Щербатова'


Юта Арбатская, Константин Вихляев

       Роза ‘Princesse Marie Scherbatoff’ создана садоводами из Люксембурга Жаном Супером и Пьером Ноттингом в 1913 году. Роза не сохранилась, известно лишь, что она была насыщенно желтого колера и имела крупные махровые цветы. Сорт принадлежал к чайно-гибридной группе. Материнскими сортами являлись ‘Madame Mélanie Soupert’ и ‘Lady Ashtown’.

       Эта роза – последняя из «русских» роз зарубежных селекционеров перед Первой мировой войной и революцией 1917 года. Образно говоря, она – как бы последний взмах руки уходящей эпохи, печальное «прощай» безвозвратно утерянного мира русского дворянства. Пройдет каких-то 30 лет, и вновь появятся «русские» названия роз в Англии, Франции, США, но эти розы будут уже принадлежать двум различным Россиям – миру русской эмиграции и миру страны Советов. Новые посвящения, как и сами миры, станут разительно несхожи ни в названиях роз, ни в самом подходе к названиям. Об этом мы надеемся когда-нибудь написать отдельную книгу, а пока речь пойдет о «прощальной» розе эпохи, точнее о ее прототипе. Последние дни княгини Марии Щербатовой стали реальным воплощением того ужаса и трагизма, который царил в те годы в агонизирующей царской России. Впрочем, начало истории жизни княгини не предвещало ничего опасного.



Генеральша Мария Раевская


Юта Арбатская, Константин Вихляев

       Роза ‘Générale Marie Raievsky’ (HP, Ketten Frères, 1911) создана братьями Кеттен из Люксембурга в 1911 году. Цветы у этого сорта крупные, полные (26-40 лепестков), имеют светло-розовую окраску с лососево-желтым центром. Цветение многократное. Сорт сохранился в розарии «Европа» в Зангерхаузене (Германия). Родительские сорта - ‘Frau Karl Druschki’ и ‘Fisher & Holmes’.

generale_marie_raiewsky_ketten_gebruder_1911_1.jpg
‘Générale Marie Raievsky’ (HP, Ketten Frères, 1911)




Юта Ярославна Арбатская
Главный ландшафтный архитектор Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника
Константин Анатольевич Вихляев
Президент общественной организации «Ассоциация любителей роз Крыма»
e-mail: kajuta@inbox.ru тел.: +7 978 825 24 84



КОНЦЕПЦИЯ САДА ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Для руководителей исторических садов и парков, ботанических садов
и дендрариев, частных территорий, музейных объектов, общественных учреждений


       Роза - королева цветов. Она обладает несравненной красотой и чудесным ароматом. Роза олицетворяет божественную любовь, счастье, тайну, изысканность, красоту. Она приносит удачу, бодрость, молодость, здоровье и долголетие. Выращивание роз способствует духовному здоровью нации и росту общей культуры населения.

       За 200 лет интенсивной селекции роз в Европе и других частях света возникла огромная новая отрасль человеческой культуры – розоводство (розоведение). Оно так разительно отличалось от традиционных видов сельскохозяйственной деятельности человека, что по праву выделилось в самостоятельный специфический вид творчества. Сегодня искусство селекции и выращивания роз признано во всем мире как одно из направлений общечеловеческой культуры наравне с живописью, архитектурой, скульптурой, литературой и театром. В последнее время даже возникла мода на коллекционирование старинных сортов роз, не уступающая по накалу страстей коллекционированию произведений искусства старых мастеров.



Софья Ростопчина
Роза 'Графиня де Сегюр'. Rose ‘Comtesse de Ségur’


Юта Арбатская, Константин Вихляев


Глава из нашей книги Розовый сад русского дворянства"




       «…Они стояли рядом с розовым кустом, на верхушке которого росла гигантская роза алого цвета.
       - Сорви ее, принцесса, – сказал попугай. – Ты заслужила ее. Ну, давай же, рви!
       Принцесса подошла и сорвала розу. Вдруг цветок выскользнул из ее рук, и попугай захохотал страшным голосом:
       - Спасибо, глупая Брайт, что ты сняла с меня заклятье, наложенное оленем. Я твое несчастье. И теперь ты моя! А я теперь уже не буду попугаем, – радостно захохотала коварная птица. – Я волшебник фиалкового леса…».

       Это отрывок из сказки «Брайт, прелестный олень и кот». Она, как и многие другие сказки, написана детской писательницей, графиней де Сегюр, широко известной во Франции и, к сожалению, почти не известной у нас. А ведь она по происхождению русская, и ее девичья фамилия Ростопчина.

       Французские школьники, не важно, когда они окончили школу, в начале или в конце XX века, прекрасно знают имя графини де Сегюр. Они изучают произведения писательницы по программе обязательного чтения. И это не случайно: во Франции де Сегюр считается родоначальницей жанра детской литературы и ее называют «детский Бальзак».

       Существует музей графини де Сегюр, школа в Нормандии носит ее имя, а в год двухсотлетнего юбилея со дня рождения писательницы выпущена посвященная ей марка (1999). Ее бюст в Люксембургском саду стоит рядом с памятниками другим знаменитостям. Ее произведения были экранизированы, созданы мультфильмы. Известный французский певец Жан Ферра назвал свою песню «Примерные девочки». Это один из рассказов графини де Сегюр, а современая рок-группа носит имя главного персонажа забавных историй писательницы – Софи.

comtesse_de_segur_1823_kiprenskiy_o.a.jpg
Портрет графини де Сегюр. О.А.Кипренский. 1823 г.



Юта Арбатская, Константин Вихляев


Глава из нашей книги Розовый сад русского дворянства"




       Две розы – ‘Баронесса Крюденер’ и ‘Юлия Крюденер’ – в нашем Русском Историческом Розарии занимают почетное место, ибо посвящены они женщинам поистине удивительной судьбы. Обе розы являются результатом селекции одного садовода и талантливого гибридизатора Жана Лаффея (Jean Laffay), современника Жана-Пьера Вибера.

       Сорт ‘Baronne de Krudner’ (HP, Laffay, 1842) относится к обширной группе ремонтантных роз. Роза не сохранилась, нет и ее описания.
       ‘Julie de Krudner’ (DP, Laffay, 1847) – великолепная дамасская ремонтантная роза светло-розового или палевого цвета с сильным ароматом. Цветы средние, махровые (17-25 лепестков), компактной формы. Имеет повторное цветение. Сорт находится в музее Лей-ле-Роз в Валь-де-Марне (Франция).

julie_de_krudner_1.jpg
‘Julie de Krudner’ (DP, Laffay, 1847)


julie_de_krudner_3.jpg
‘Julie de Krudner’ (DP, Laffay, 1847)


Страницы