На Лазурном берегу, на юге Франции есть место, которое называется Сен-Жан-Кап-Ферра. «Кап-Ферра» переводится как «мыс-подкова». Основанная в 1905 году Сен-Жан-Кап-Ферра, бывшая в прежние времена маленькой рыбацкой деревушкой, сегодня стала местом отдыха всех мировых знаменитостей и представителей богемы. Это необыкновенно живописное место привлекает нескончаемые потоки туристов как своим неповторимым ландшафтом, так и множеством памятников культуры мирового значения. Одним из самых любопытных, несомненно, является вилла, некогда принадлежавшая баронессе Беатрис Эфрусси де Ротшильд, эксцентричной коллекционерке и эстетке. По примеру своего отца Альфонса де Ротшильда (1827-1905), Регента Французкого Банка, главного акционера Компании железных дорог Париж-Лион-Средиземноморье, и своего дяди Альфреда де Ротшильда, хранителя коллекции Уоллеса в Лондоне, Беатрис Эфрусси де Ротшильд коллекционировала произведения искусства и особняки.
Беатрис родилась 14 сентября 1864 года. В 1883 году в возрасте 19 лет она выходит замуж за банкира 34 лет русского происхождения – Мориса Эфрусси, друга ее родителей. В 1905 году, после смерти своего отца Беатрис приобретает 7 га земли на мысе Кап-Ферра, чтобы построить там виллу своей мечты. Уже будучи владелицей великолепной виллы в Монако, баронесса «отвоевывает» этот участок земли у короля Леопольда П Бельгийского, который желал увеличить свое имение, находящееся рядом.
Семь лет интенсивных работ понадобились для возведения дворца, напоминающего большие особняки Венеции, Флоренции или Равенны. При дворце был разбит сад общей площадью 4 га. Беатрис решила создать основной сад в форме палубы корабля, окружив его каскадами и фонтанами, а на носу его возвести Храм Любви. Находясь в нем, она ощущала иллюзию пребывания на знаменитом пакботе «Иль де Франс». Название корабля она дала и вилле, в память о своем чудесном путешествии.
Таким образом, виллу окружает фантастический двухуровневый ландшафтный парк, состоящий из 9 различных по композиции и настроению садов - Севрский, Испанский, Флорентийский, Каменный, Японский, Экзотический, Провансальский, Французский и Розарий.
Французский сад занимает центральную чать территории и является его основным композиционным ядром. Он непосредственно примыкает ко дворцу и визуально объединен с ним в единую композицию, – с балконов верхних этажей виллы можно видеть всю панораму сада-корабля, и это производит необычайно эффектное впечатление. На носу «корабля» возвышается Храм Любви со ступенчатым водным каскадом. Ближе к вилле располагаются источник и боковые пруды, оформленные симметричными группами декоративных растений. В центральной и боковых чашах установлено множество фонтанных пушек, из которых в сопровождении классической музыки бьют струи воды. В паузах между музыкальными произведениями, на успокоившейся глади воды таинственно белеет отражение Храма Любви в окружении цветущих лотосов и кувшинок.
Французский сад включает в себя зеленые газоны, украшенные большими итальянскими вазами. Розовые петунии, розовые олеандры, розовые азалии, розовые розы… Страсть баронессы к розовому цвету была на грани маниакальности. Беатрис не только выстроила дворец в розовом цвете, но и в каждой из его комнат требовала присутствия деталей розового цвета. Рассказывают, что она всегда носила розовые платья, в ее гардеробе был любимый розовый зонтик от солнца, даже сумочка из крокодиловой кожи имела этот же цвет.
Французкий сад удивительно хорош. С одной стороны – топиарные кулисы, подстриженные в стиле «кубизм», с другой – финиковые пальмы и арки с плетистыми розами. В паузах между зелеными стенами – уютные кабинеты с настоящими мраморными скамьями со всех уголков мира, возраст которых поражает воображение. Здесь же остатки ионических колон и барельефов фонтанов. На каждом шагу зрителя окружают древности, причем в отменной сохранности.
Пространство французского сада решено в изысканной манере, где симметричные горизонтали водных пространств и цветочных партеров «перебиваются» вертикалями в ассимметрии: кипарисы, мексиканские голубые пальмы, цикасы, апельсиновые деревья и гиганский фикус.
Авторы этого проекта Арнольд Петто и Ахиллес Дюшен, тот самый, что проектировал сад Альбера Кана в Париже. Гуляя по этой части сада, можно видеть руку мастера ландшафтной архитектуры: видовые точки превосходны, а их количество – знак эстетического вкуса.
Остальные сады расположены в другом уровне, на нижней терассе. В течение своих странствований на корабле Эфрусси де Ротшильд была очарована пейзажами планеты – Верона, Флоренция, Венеция, Каталония, экзотические сады пустынь, мистическая Япония. Помимо своей страсти к искусству баронесса воплотила в садах и свою любовь к природе. Садовое искусство народов мира и дикая природа планеты подвигли ее на идею собрать «за бортом» своего корабля все возможное разнообразие ландшафтов. Тем самым у зрителя возникает образ человека как вечного путешественника во времени и пространстве, в душе которого, как на фотоснимке, запечатлевается красота мира и природы. Это очень похоже, кстати, на идею другого подвижника, Альберта Хана, мечтавшего создать архив планеты при помощи фотоматериалов и садов разных стилей и эпох на окраине Парижа. Замечательно, что автор обоих этих садов один и тот же – Ахиллес Дюшен.
Теплоход готов к отплытию в кругосветное путешествие. Прежде чем отправиться по другим садам, отметим любопытную деталь. Баронесса, стремясь к славе королевы Марии-Антуанетты, эпатировала своих гостей блеском экцентричных идей. С балкона своей виллы хозяйка, словно адмирал, командовала экипажем корабля, состоящим из 30 садовников, одетых в береты с красным помпоном. Гости были восхищены, а баронесса счастлива: она снова плыла на своем любимом «Иль-де-Франс».
Севрский сад. Пройдя через веранду первого этажа посетители попадают в так называемый Севрский сад. Это небольшое пространство вечнозеленых растений характерно тем, что имеет несколько видовых «окон» в стене на бухту Вильфранш. Нежность этому уютному уголку придают гибискусы и апельсиновые деревья, между которыми расположены столики чайного салона. Диковинный по красоте пристенный фонтан находится в нише подпорной стены и окаймлен стриженной овальной зеленью. Очень напоминает по форме герб какого-либо старинного герцогского рода.
Посетители обычно именно с Севрского сада начинают свое путешествие. Приятно наслаждаться далекими видами Лазурного берега, попивая хороший чай в окружении цветущих бугенвиллей и гибискусов. Розовое цветение нисколько не раздражает, поскольку здесь удачно выбран масштаб соотнесения объемов цветущих и нецветущих растений. Удивительно хорошо чувствуют себя бальзамины, придавая своей пестротой нарядность. Вся композиция настраивает посетителя на ожидание чудес и открытий, которые еще впереди.
Испанский сад. Это сад, однажды увидев который, забыть невозможно. Крытая галерея соединяет Севрский и Испанский сады. У посетителя, оказавшегося внезапно в другой части Европы, перехватывает дыхание от увиденного.
Сад выполнен в стилистике испанских патио. Центральное место занимает узкий прямоугольный бассейн в форме буквы Т. Он расположен перпендикулярно к галерее с колоннами из розового мрамора, в центре которой грот с изумительным пристенным фонтаном-лебедем. Бассейн обсажен стрелициями, монстерами и душистыми растениями, где основное место занимают арумы, дурман, жимолость и гранат. С учетом небольшого пространства, ограниченного высокими стенами, сад превратился в сад ароматов. Особую гордость сада составляют плетистые розы и бугенвиллеи, чередующиеся вдоль стены, что отделяет Испанский сад от Французского. В сочетании с бледно-розовыми колоннами эта часть сада необычайно красива.
В центе канала небольшие островки с папирусами. Вдоль него – цветущие однолетние бордюры. Замыкает эту величественную композицию столь же грандиозная беседка с вьющимися растениями. Беседка-пергола выполнена в средневековой традиции из деревянных опор и по внешнему виду напоминает старый виноградник. Усиливают это ощущение находящиеся тут же каталонские амфоры для вина. Отдельное место под беседкой выделено для галло-римской мраморной скамьи с барельефами и орнаментами.
Испанский сад не имеет панорамных окон. Световое решение создается иными средствами. Чередование розового и желтого цвета стен, ритмически «взлетающие» колонны и неподвижная вода бассейна, отражающая синь неба, ярко красные цветы и светло зеленая листва,- все это снимает напряжение замкнутого пространства. Взглянув на общий план парка не верится, что Испанский сад меньше Севрского, настолько он насыщен и колоритен. Галерея и пергола создают равновесие света и тени, даже в самый жаркий летний день здесь не ощущается зной юга.
Флорентийский сад. Непременный атрибут флорентийского сада – флорентийская лестница, всегда пышная и парадная. Лестница является доминантой сада. Раздваиваясь в форме подковы, она обнимает влажный каменный грот с мраморной статуей юноши. Внутри и рядом с гротом красуются филодендроны, папирус, водяные гиацинты. Лестница выходит на терассу французского сада.
За гротом тянется кипарисовая аллея, обрамленная абелиями и лантанами. По эффектности Флорентийский сад проигрывает Испанскому, но у него совсем другое назначение. Здесь открываются чудесные виды на бухту и горы. Тут же, за кипарисами, установлены античные арки и части древних галерей. С одной стороны, они живописно выполняют роль рам с видом на море, а с другой – они являются увертюрой к следующему саду.
Каменный сад. Вот где проявилось в полной мере увлечение баронессы! Большую часть сада занимают архитектурные древности, собранные со всего мира.
Каменный сад представляет собой композицию из барельефов и небольших скульптур, принадлежавших светским или религиозным сооружениям. Здесь выставлено все то, чему не нашлось место внутри виллы: арки, фонтаны, барельефы, скульптуры гномов и пародийные скульптуры правителей.
Чудовища, звери, птицы, мифологические твари и прочие понравившиеся Беатрис древности окружены плотной зеленью листвы. Здесь почти темно. Сад укрывается в тени камфарного дерева и калифорнийского коричного дерева. Лучший период для посещения его – с февраля по апрель. В это время здесь цветут азалии, японские камелии, рододендроны и фуксии.
Все пространство каменного сада – это удивительный театр, где главные роли отданы каменным изваяниям, а второстепенные роли выполняют растения. В качестве декоративного задника служит высокая стена, увитая плющом с глянцевой листвой. На этом изумрудном фоне многочисленные арки и каменные алтарные врата в темной патине выглядят особенно рельефно.
Беатрис Эфрусси разыскивала произведения искусства по всему миру и заказывала доставку их поездом. Там, прямо на платформе вокзала, она выбирала предметы для покупки. Порой дело доходило до курьезов. Однажды она заказала развалины древней часовни, а выбрала только одну фреску.
Японский сад. Сад называется «Шо-Сэки-Тэй», что означает «сад, где слушают спокойный и приятный шум волн в сумерках». Сад реставрирован в 2003 году. Он состоит из сухого садика, обрамленного черным и зеленым офиопогоном, японской азалией, камелией и гарденией, а также – из расположенного чуть дальше пруда с каскадом, где плавают карпы Кой. Чуть выше находится садик в духе «дзен» с чайным домиком. Каждый элемент сада символизирует духовный микрокосмос.
Задуманный и осуществленный профессором Схижео Фюкюхара, этот японский сад включает в себя мостик и фонари, что соответствует тысячелетней японской традиции. В Европе не часто встретишь японские сады, а выполненные непосредственно японскими мастерами, в особенности. Этот сад тем и замечателен, что ему доверяешь, здесь нет псевдояпонского.
Вход в сад выполнен из бамбука. По всему садику – заборчики, предметы японского быта, таблички – все выполнено из бамбука. Есть даже миниатюрная бамбуковая роща, что согласно верованиям на Востоке символизирует единство мира от одного корня. Сад камней ухожен и богат метафоричностью. Во всем чувствуется какая-то особенная ласковость и утонченность. Любая черточка, любая тень тщательно продуманы, а потому и трогательны.
Экзотический сад. Ассортимент сада составляют кактусы и суккуленты. Гигантские алоэ, эхинокактусы, цереусы и грузоны заполняют практически все пространство сада. От самых маленьких эхеверий до трехметровых опунций, – вся эта засухоустойчивая братия в великолепном беспорядке разбросана там и сям.
Высаженные одиночно и группами, кактусы олицетворяют собой далекие мексиканские пустыни и экзотические страны с аскетичной растительностью. Агавы впечатляюще смотрятся на фоне лазури моря. Это вдохновляет многочисленных туристов на фотосъемку, а уж какой посетитель откажет себе в удовольствии сделать красивый кадр! Непрошенным гостем выглядит голубой плакучий кедр рядом с этими детьми солнца и ветра.
Розарий. Надивившись на заокеанские экзоты, зритель попадает в царство роз. Сад расположен на крутом склоне в форме амфитеатра, и такая планировка придает «собственное лицо» этому замечательному розарию. Баронесса Эфрусси де Ротшильд уделяла розе особое внимание, наделяя этот цветок мистическим смыслом. В особняке все 12 различных по стилю салонов, а также галереи, кабинеты, будуары и спальни обставлены с учетом использования любимого цветка баронессы. Надо полагать, и розарий - продолжение «жизни в розовых очках».
Три уровня сада как бы ниспадают разноцветными складками воображаемого платья с самой высокой точки розария, где водружен небольшой шестиугольный храм. В центре беседки – скульптура девушки с кувшином. В самой нижней точке – деревянная резная полубеседка, составляющая рифму к верхней ротонде. Изящество нижней беседки дополняется чудесным видом на море. Впечатляет.
Нижнюю часть портика украшают розы баронессы де Ротшильд и розы принцессы Монако, чуть выше – партер с розами Дистани Репитак и плетистой розой Пьера де Ростана. По обеим сторонам сада установлены символические колонны, к каждому кусту подведено капельное орошение.
Авторы проекта очень грамотно подошли к использованию рельефа местности, учли все видовые точки и оси перспектив. Удачная расстановка акцентов позволяет охватить одним взглядом всю композицию, отчего создается ощущение воздушности, легкости сада. Уровни отделены зеленым стриженым бордюром, темная зелень которого создает эффект картинных рам для куртин. Штамбовые розы немногочисленны, но очень декоративны.
В целом же розарий – это, безусловно, произведение искусства. Достойный памятник женщине, которая боготворила этот изысканный цветок. Любовь и страсть, которые символизирует роза, для баронессы Беатрис Эфрусси де Ротшильд тоже были не пустыми фразами.
Провансальский сад представлен средиземноморской флорой юга Франции. Кряжистые старые маслины начинаются сразу от розария, за ними расположена небольшая рощица сосен, склоненных ветром. Повсюду вдоль извилистых аллей рассажены лаванда, агапант. Сад расположен, как и розарий, на склоне и заканчивается обрывом. С точки зрения ландшафтной архитектуры сад не может похвастаться какими-либо изысками. Множество петляющих дорожек поднимаются на холм, где установлен Храм Любви. Отсюда начинается французский сад.
Несколько слов о пространстве за особняком. Почему-то путеводители обходят стороной эту часть музея. Тем не менее, этот садик, не имеющий названия, по-своему хорош. Обычно туристы, проходя через кассу виллы, попадают сначала именно сюда. Это – увертюра всего сада.
Масса малых архитектурных форм представлена в совершенно свободной планировке. В центре площадки – старинный колодец квадратной формы, украшенный барельефами в виде амфор. На противоположной от входа в здание стороне сада – изумительная по дизайну композиция. Целая стена растений и вкрапленных между ними древних скульптурных фрагментов. Заканчивается коллаж настоящим гротом с фонтаном. В центре чаши с водой находится мраморное изваяние сидящей нимфы. Грот утопает в зелени адиантумов, куфей, монстер и циперусов.
По периметру садика высажены огромные юкки, пальмы, кипарисы, цереусы. Вход в здание украшен впечатляющих размеров клумбами с бальзаминами и пальмами. Перед входом в севрский сад – еще несколько каменных произведений искусства. Особенно выделяется пристенный фонтан, остатки которого, по всей вероятности, были приобретены баронессой для коллекции.
Сколько бы ни говорили о взбалмошном характере Беатрис, после своей кончины в 1934 году она, согласно завещанию, передала все собранные ею в течение жизни предметы искусства в дар Французской Академии Изящных Искусств. Управление виллой сегодня доверено организации Культурспейс. Каждый год вилла принимает более 150 тысяч посетителей.
Бесспорно, сад виллы Эфрусси де Ротшильд – один из самых удивительных садов Лазурного берега. Блестящая идея объединить сады разных стилей и эпох олицетворяет собой примирение культур народов мира. Это лишний раз подтверждает, что садово-парковое искусство универсально по художественным достоинствам и бесконечно значимо в смысле объединяющего начала для цивилизации. С другой стороны, сад, благодаря своей уникальной планировке, выявляет самобытность каждой из представленных национальных культур. Неожиданно открывающиеся пространства заявляют о многокрасочности планеты, где каждое новое изменение мира расширяет представление человека о жизни, об истории, о красоте.
Так из единства рождается разделенность, которая снова и снова восходит к единству, но уже на другой, более высокой ступени понимания.