Войдя в ворота сада «Spitited Garden», мы попали в Центр Мира. Центр - это не геометрическая точка в пространстве, это, согласно философии дзэн, место, где встречаются и взаимодействуют земля и небо, человек и божество. Ничто и никогда не должно занимать это место. Для создания бонсаев необходимы три основополагающие добродетели: истина, добро и красота. Говорят, что для достижения успеха творец бонсаев должен обладать благожелательностью, чувством справедливости, деликатностью, мудростью, последовательностью.
Автор этого частного сада – Бом Ён Сон, и как истинный бонсаист он обладает всеми перечисленными качествами в превосходной степени. Вот его обращение к посетителям сада:
«С тех пор как 30 июля 1992 года был открыт Парк Бонсай «Думающий сад», мировые знаменитости и пресса признали его «самым прекрасным садом в мире». Начав в 1968 году разрабатывать пустырь, заросший колючим кустарником, я надеялся, что возрождаю культуру садоводства и корейский Бонсай и создам модель мира, в котором все люди будут любить друг друга, следуя заповедям природы, как деревья, и будут жить мирно, но с отвагой. Временами, когда мне было очень тяжело ухаживать за деревьями и перетаскивать камни, я обращал свой взор к небу. И тогда каждый раз в моей душе раздавался голос: «Живи, как дерево, следуя заповедям природы».
С благодарностью
Острову Чеджу и РК за помощь в течение всей моей жизни я посвящаю этот сад людям всего мира, которые любят деревья».
«Думающий Сад» - неудачный перевод «Spirited Garden», точнее будет сказать «Одухотворенный Сад». Хотя и этот вариант не идеален, мы будем пользоваться своим переводом.
Фактически это единственный сад в мире, где все бонсаи располагаются на открытом воздухе. На площади 24 гектара расположено более 2000 композиций, представляющих примерно 100 разновидностей древесных пород. Тридцать семь лет изнурительного труда энтузиаста по имени Бом Ён Сон (Bum-Young Sung) превратили безжизненное вулканическое пространство этого уголка острова в цветущий рай.
В Корее бонсаи называется бончё. Как известно, искусство выращивания карликовых деревьев сегодня наиболее развито в Японии, куда оно проникло из Китая через Корею в VII веке н.э.
Более двух тысяч лет тому назад китайский император Ши Хуан-ти захотел побольше узнать о своей стране. Самому побывать во всех уголках Поднебесной, конечно же, было невозможно, поэтому из столицы были направлены десятки образованных людей во все провинции Китая с тем, чтобы изучить местные условия и достопримечательности, а затем изобразить их в миниатюре. Но это должны были быть не рисунки, а наглядные макеты, демонстрирующие в уменьшенном масштабе горы, реки, дома, скот и даже людей. У своего дворца император велел подготовить широкую мраморную площадку, напоминающую своими очертаниями карту страны. Вот на этом огромном стенде и предстояло разместить привезенные пейзажи провинций. Приказ императора был в точности исполнен, и с тех пор он ввел себе в привычку каждое утро прогуливаться по площадке, озирая красоты своей страны. Макеты получили название «пенжин» (penjing). Периодически их обновляли, внося сезонные коррективы. Как это часто бывает, привычки начальства были быстро переняты подчиненными. Создание рукотворных пейзажей вошло в моду, и спустя некоторое время собственные пенжины появились в домах чиновников, ученых, богатых купцов. Практика создания миниатюрных пейзажей, изображающих малую родину, приглянувшийся горный или морской вид, сохранилась до наших дней. Это искусство проделало большой путь от древних пенжинов до современных инсталляций. По мере своего развития оно разделилось на отдельные направления, в каменно-песочные композиции стали включать живую натуру — специально уменьшенные деревца и кустики, мох, траву. Так сформировались целые школы последователей этого искусства — бонсэки, суисэки, сайкэй, бонкэй, бонсай.
Бом Ён Сон настолько интересный человек, что о нем хочется рассказать особо. Родился он в 1939 году на материке, в корейской провинции Ёнгин. Отслужив в армии, молодой человек поехал проведать своего армейского друга на остров Чеджу. Это произошло в 1963 году. С тех пор, как он сам пишет в своей книге «The Spirit Garden», остров не давал ему покоя. За последующие пять лет более тридцати раз он посетил Чеджу, пока, наконец, не переехал сюда на постоянное место жительства. Поначалу вместе с женой они организовали ферму по разведению свиней и заложили мандариновый сад. Но со временем влечение к выращиванию бонсаев из хобби превратилось в профессию. 24 года ушло на создание сада. Местные жители потешались над чудаком, называли его сумасшедшим. И действительно, какой нормальный человек на пустыре, в условиях отсутствия электричества, воды и канализации может задумать необычный сад, да еще такой, который будет кормить своего хозяина? Даже жена не верила, что из этой затеи получится что-либо стоящее, что уж тут говорить о других людях!
В 1970-1980-х годах в Корее все были захвачены общенациональной идеей строительства новых городов, подъема экономики, идеей скорейшего превращения отсталой аграрной страны в передовую державу мира, а Бом Ён Сон вдали от лозунгов и парадов ворочал камни, строил стены для защиты растений от холодных ветров, терпеливо подстригал маленькие деревца и мечтал о том, что красота спасет мир. Общенациональное «Движение за новую деревню», провозглашенное руководством страны в 1970 году, вмешивалось в работу мастера, то мешая, то иногда помогая решать какие-то вопросы взаимодействия с властью.
Восемь раз мистер Сон срывал спину, четырежды лежал в хирургии, был на волоске от смерти, но упорно возвращался вновь и вновь к своему детищу. Даже после официального открытия «Одухотворенного Сада» в 1992 году его предприятие несколько раз было на грани банкротства. Особенно трудным было время финансового кризиса 1997 года, когда сад был выставлен на аукцион за долги перед банками. Но стойкость духа и самоотверженность хозяина превозмогли все трудности.
Сегодня «Spirited Garden» - гордость острова. Сад за последние годы посещали известные политики, дипломаты и бизнесмены, писатели и ученые со всего мира. Здесь были президенты Китая и Северной Кореи, президент США и премьер-министр Японии. В конце концов слава об удивительном саде распространилась среди знатоков и специалистов искусства бонсай во всех уголках земного шара, и теперь Бом Ён Сон – почетный член многих обществ и ассоциаций бонсаистов в разных странах, обладатель корейской национальной премии «Лучший предприниматель туристического бизнеса», директор региональной Ассоциации туристического бизнеса острова Чеджу, автор книг и статей и многое-многое другое. Самым лестным отзывом для него была одна запись в книге почетных посетителей. Председатель Японского Общества Искусства Бонсай оценил работу Бом Ён Сона как «лучший сад бонсаев в мире».
Мы тоже познакомились с этим необыкновенным человеком, оставили свои отзывы в книге посетителей. Бом Ён Сон проводил нас в недавно открытый музей почетных посетителей, где все стены были украшены фотографиями знаменитых личностей мира, побывавших в этом саду. Можно понять этого человека, над которым смеялись, дело которого считалось глупостью, а вера в прекрасное понималась как противопоставление себя общенациональным интересам.
Главный принцип, которого придерживался директор при создании сада, - отыскание «лица» дерева.
«Если позволить дереву расти самому по себе, как в дикой природе, его не только нельзя будет использовать в качестве строительного материала или как ландшафтно-декоративное дерево, но и продолжительность его жизни будет небольшой. Это происходит потому, что в таком случае слишком густо расположенные ветки будут мешать росту друг друга, им не будет хватать воздуха и света, не будет происходить гармоничного обновления, зато размножатся насекомые-вредители. Более того, дерево, длительно находящееся в таком состоянии, может легко сломаться и даже погибнуть при сильном ветре или снегопаде.
Подстригание жизненно необходимо для развития дерева. Правильная стрижка – это важный прием, который не только оздоравливает дерево и продлевает его жизнь, но и улучшает его внешний вид. Когда люди, считающие, что подстригать деревья жестоко, поймут вышеприведенный факт, то они почувствуют, что подстригание действительно необходимо дереву.
В зависимости от того, в какой период, каким образом и какие именно ветки обрезаются, определяется форма дерева и его применение. Думается, что и процесс образования и развития человека не отличается от этого»
Карликовые деревья принято подразделять на 10 типов:
- Вечнозеленые, имеющие декоративный эффект в течение четырех сезонов;
- Наиболее красивые при весеннем цветении;
- Деревья и растения, где главная красота в распускающейся весной нежной листве;
- Цветущие летом;
- Деревья с пышной кроной, дающей летом прохладу;
- Плодоносящие деревья;
- Цветущие осенью;
- Деревья, красота которых заключается в яркой и густой осенней окраске;
- Деревья, главной особенностью которых является своеобразие формы веток или ствола,
дающее этим деревьям преимущество зимой, когда сброшена листва;
- Деревья, цветущие зимой и вдохновляющие под белым снегом.
Так как наше посещение выпало на позднюю осень, то основное внимание привлекали плодоносящие деревья, хвойные, а также имеющие осеннюю окраску листьев. Из цветущих была только камелия, но очень красивая.
«У здоровой камелии листва имеет яркий блеск, символизируя ее здоровье. Можно почувствовать огромную разницу при сравнении с деревьями, выросшими в загрязненных местах. Камелия – вечнозеленое широколиственное дерево, произрастающее в Корее, Китае и Японии. Камелия производит на свет красные бутоны зимой, когда большинство цветов прячутся внутри почек. Цветы камелии опыляются с помощью птиц, так как зимой нет ни бабочек, ни пчел. Таким образом, камелия – это дерево, опыляемое птицами, редкое для умеренного пояса. Еще одна особенность камелии заключается в том, что ее цветы часто беспричинно опадают целыми соцветиями и именно в то время, когда они прекраснее всего. Кроме цветов камелии других таких цветов, опадающих незавядшими, наверное, нет. Говорят, что в давние времена камелию не дарили политикам и торговцам, зато на традиционной свадьбе камелия означала целомудрие и символизировала невесту».
Кроме перечисленных типов деревьев для бонсаев, существует около двух десятков стилей выращивания дерева. Мы насчитали в саду 17 разных стилей. Самыми эффектными являются каркас, каскад, полукаскад, дерево на камне, дерево на открытых корнях, а также «таримики».
«Таримики» – стиль, при котором ствол лишен коры, как у мертвого дерева. В природе можно увидеть дерево, в которое попала молния и часть его обгорела, но другая часть остается живой. Этот стиль достаточно сложен, нужно искусственно умертвить любую часть дерева, так, чтобы это было, во-первых, красиво, во-вторых, чтобы эта операция не привела к гибели всего растения.
В Корее, а тем более на острове Чеджу, нет необходимости в формировании деревьев в стиле каркаса. Здесь в диком виде растет дерево под названием Каркас китайский, которое уже по своей природе имеет эту форму.
«Каркас сажают, главным образом, около жилых домов. Это дерево, в тени которого можно отдохнуть, есть в каждой деревне острова Чеджу. Тот факт, что в центре каждой деревни растет огромный каркас, вводит в заблуждение, будто каркас определяет атмосферу всей деревни. В жаркие летние дни дедушки собираются под каркасом, прячась от жары, а в детстве они, бывало, играли, выстреливая из резинки его плодами по ногам друзей. При внимательном взгляде на каркас, обладающий врожденной эстетичностью, создается впечатление, что он воплощает образ одинокого борца с суровыми испытаниями, когда его ветки ломаются под дождем и ветром во время тайфунов. Характер людей обычно становится похож на среду, в которой они живут, так что глядя на внешний вид каркаса, можно получить представление о характере жителей острова Чеджу.
Похоже, что наличие эстетичности говорит о множестве перенесенных страданий. Насколько же ценным будет человек, который, подобно каркасу, справляющемуся с трудностями и дающему людям кислород и тень, сможет передать потомкам мудрость, которую он извлек из преодоления трудностей!»
Мы останавливаемся у плодоносящей крупными плодами 30-летней груши высотой всего 40 см, затем у 70-летней японской айвы таких же размеров, у 500-летнего можжевельника, около скрюченного в три погибели тиса, которому исполнилось 200 лет. На одной из дорожек демонстрируется вяз, сросшийся с камнем. Левая часть этой композиции – камень, а правая – вяз. Изначально это дерево зародилось естественным образом в щели между валунами и росло, обнимая камень. Дальше цитируем автора. «Когда-то дерево, приросшее к камню, было маленьким и неприметным. Однако сейчас оно защищает камень и выделяет его. Можно почувствовать разницу между неодушевленным предметом и проявлением жизненной силы. На протяжении долгого времени, благодаря заботе человека оба – дерево и камень – стали произведением искусства и теперь являют пример красивого сосуществования. Это произведение вечно останется незаконченным, поскольку ветви требуют постоянного ухода. Характер человека тоже вечно находится в состоянии незавершенности. Его нужно шлифовать и шлифовать. До самой смерти».
Предмет особой заботы директора – цветущие и плодоносящие деревья. Из цветущих, кроме камелии, здесь есть слива, груша, айва, а во время нашего посещения прекрасно плодоносила пираканта.
Любопытны рассуждения директора о значении цветов в жизни человека.
«Растущие повсюду цветы показывают нам свои прекрасные лица. У каждого цветка разный сезон и период цветения, разная форма и цвет, а также своеобразная красота и аромат.
Если бы не было растений, то людям было бы трудно поддерживать жизнь. Поэтому растения выражают святость, возвышая красоту. Красота цветка предназначена не для того, чтобы нас искушать – это всего лишь трогательный прием для его выживания. Наверное, мы должны выражать уважение цветам, которые утешают нас…
Цветы в тот момент, когда вы их увидели – это ваши мысли, а их аромат – это ваши поступки. Цените увиденное, ведь это мгновение больше никогда не повторится».
Мы заметили, что, вероятно, любимым деревом автора сада является сосна. В Корее ее называют корейской сосной, в Китае – китайской. Как бы то ни было, но сосна в саду «Spirit Garden» встречается чаще других растений. Сосна, как считают сами корейцы, олицетворяет жизнь корейской нации. С древних времен корейцы жили в домах, построенных из сосны, разводили огонь, используя сосновые дрова, а когда корейцы умирали, их хоронили в сосновых гробах. Помимо этого, сосновой смолой заделывали щели в лодках, в голодное время люди жевали смолу, а ночью для освещения использовали подожженные смоляные шарики. Осенью на праздник урожая делаются особые рисовые хлебцы, которые укладываются на слой сосновых иголок и затем готовятся на дыму. Еще из сосновых шишек, хвои и пыльцы изготавливают алкогольные напитки и чай. Грибы, паразитирующие на сосновых корнях, используются в качестве лекарственного сырья. Таким образом, действительно выходит, что сосна – это дерево, неразрывно связанное с жизнью корейской нации.
Но Бом Ён Сон рассуждает глубже. Он считает, что сосна не только сопровождает жизнь человека в Корее, она и есть символ корейского народа. Побеждая снег, ветер и морозы, сосна цепляется корнями за камни и скалы и стойко переносит, зачастую в полном одиночестве, все жизненные невзгоды. Так и корейский народ, невзирая на опустошительные войны, диктатуры и экономические катаклизмы, трудолюбиво работает на своей земле, храня гордость и достоинство.
«Чтобы обладать добродетельной душой и твердо быть верным своим принципам, нужно следовать примеру сосны, которая, справляясь с холодом и льдом, побеждает зиму и всегда сохраняет зеленые иголки».
Для выращивания сосны в форме бонсай нужно соблюдать правило пропорции длины хвои и высоты дерева. У сосны, растущей в дикой природе, иголки длиннее, чем у сосны-бонсая. Обычно при посадке в плошку 2/3 иголок удаляется, что приводит к появлению новых почек. Эту операцию проводят, когда весенние почки уже полностью распустились и затвердели, то есть где-то в середине июня. Так как удаление иголок происходит 2 раза в год, то хвоя получается короткой. Чтобы новые почки росли равномерно на всех ветках, сначала удаляют хвою на слабых ветках, а через неделю – на сильных. В случае, когда дерево обладает крепким здоровьем, операцию проводят в один прием.
Кроме того, периодически производится прореживание иголок на ветках с одновременным подстриганием всей хвои. Сосна проявляет максимум своей красоты (в момент равномерно выросшей короткой хвои) лишь один раз в несколько лет, поэтому обычно именно в этот период такие растения попадают на выставки.
«Красота вытекает из гармонии. Дерево прекрасно, когда достигается полное равновесие с природой. Человеку нельзя бежать в одиночку. Хорошо бы ему продвигаться вперед в гармонии со своей семьей и обществом».
Надо признать, что Бом Ён Сон – не только талантливый бонсаист, но и гениальный ландшафтный архитектор. Все основные ландшафтные композиции, а также множество мелких деталей придуманы и осуществлены самим автором сада. На ровной площадке устроены живописные искусственные холмы, символизирующие рельеф острова. Между ними – изящно встроенные в общий ландшафт пруды и озера, петляющие аллеи, водопад, малые скульптурные формы, художественной фактуры камни, беседки, гроты, оригинальные зеленые кулисы из пальмы вашингтонии. Трудно поверить, что все это – плоды трудов одного человека.
Мотив вулканического происхождения острова Чеджу прослеживается повсюду. Бесчисленные камни, установленные с выдумкой, а также холмы и водопады – дань красоте острова. Идеи сочетания бонсая и суисэки с традиционными корейскими деревьями, растущими в открытом грунте, позволили создать совершенно новый тип сада. Посетители, искушенные в садово-парковом искусстве, ландшафтные дизайнеры, архитекторы и специалисты по озеленению в один голос признают уникальность этого пейзажного парка. Нет человека, ожидания которого не были бы обмануты: реальность здесь всегда превосходит воображение.
Четыре тематических сада создают основу экспозиции: «Главный сад», «Сад души», «Весенний сад» и «Сад гармонии».
Понятно, что Весенний сад наполнен растениями весеннего цветения: глициния, азалия, рододендрон, питтоспорум, а также знаменитая сакура (слива), которая здесь имеет плакучую форму. Весенний сад изобилует элементами, традиционными для японских и китайских садов, - вода, каменный мост, рокарий, водопад. В воде – привычные для восточных садов священные карпы Кои. На заднем плане – волнообразной формы защитная стена, символизирующая море. Равновесие всей композиции придает открытая поляна, на которой фактурно расположены несколько камней.
Здесь же находится беседка.
Композиция из окаменевших деревьев зрительно «помещает» посетителей в единую временную точку, где соединились прошлое и настоящее. Здесь найдена удачная зрительная рифма «камни-пальмы».
Интересны две миникомпозиции каплеобразной формы. Они стилистически подчинены общей композиции и, благодаря своим плавным контурам и кажущейся прозрачности, уравновешивают все элементы этой части сада между собой.
Конечно, главными действующими лицами спектакля, представленного в Весеннем саду, являются бонсаи. Выбирая место расположения каждого растения, Бом Ён Сон учитывает множество факторов. Одним из главных он считает создание нейтрального фона, чтобы бонсаи выглядел наиболее выигрышно в каждый из четырех сезонов. Таким фоном служит в саду зеленый газон, каменные стены, даже небо. Опоры для горшков устанавливаются с таким расчетом, чтобы так называемая «линия взгляда» зрителя и линия контура композиции находились внутри одной картины, внутри одного кадра.
На фотографии хорошо видно, что серые опоры имеют разную высоту. В данной комбинации лесенка и все три бонсая имеют красивые плавные изогнутые линии, взаимно дополняющие геометрию кадра. Но эта композиция хороша лишь при условии, что растения, представленные здесь, будут иметь именно такую высоту, именно такой цвет, а трава будет именно такого тона. Но стоит поменять хотя бы одно растение на какое-нибудь другое, и сразу ломается вся картина. В таком случае возникает эффект «домино», когда одно перемещенное растение «тянет» за собой перемещение всех растений, а иногда даже и перепланировку чуть ли не всего сада или парка вплоть до выкапывания и перемещения опор.
Это происходит потому, что внутренняя геометрия каждого бонсая задает определенный рисунок для всей композиции в целом, и наоборот, плавные линии в кадре, которые независимо от нашего сознания выхватывает наше зрение, в каждом конкретном случае созданы только такими растениями и только такого цвета, высоты и прочее. Все в мире взаимозависимо, взаимопроникновенно и «взаимочувственно». Дерево, как уверяет мистер Сон, тоже чувствует, какое впечатление оно производит на зрителя. Поэтому деревья порой капризничают и «просятся» в места наивысшей одухотворенности. Это тоже приходится учитывать при продумывании композиционного решения того или иного участка.
Наряду с традиционной для восточных садов мягкостью линий и свободным перетеканием пейзажных пространств в «Одухотворенном Саду» используются элементы регулярной планировки. Это касается в основном размещения бонсайных композиций. Для удобства обозрения центральные площадки выполняют роль панорамных видовых точек, с которых эти композиции просматриваются наиболее рельефно на фоне искусственно созданных зеленых холмов.
На территории проложено пять туристических маршрутов, которые соединяют все части сада между собой. Весенний сад, таким образом, через ряд выше представленных композиций соединяется с Главным садом. Здесь, как и в Весеннем саду, доминантой является вода. По берегам озера посажены азалия, цветущая в апреле, цикасы, всевозможные пальмы, хеномелес, каркас.
В этой части «Spirit Garden» есть несколько изюминок. Одна из них – пирамидальная композиция из камней, в которую «встроены» растения. Довольно необычного вида бонсаи резко выделяется среди своих сородичей.
А это другая пирамида, и связана она с корейским поверием, что если хочешь что-либо попросить у Неба, нужно сложить пирамидку из камней, загадывая при этом желание. Причем чем выше удастся сложить пирамиду, тем быстрее твое желание достигнет Неба, а значит, и быстрее исполнится. На острове Чеджу люди складывают такие пирамидки из вулканической породы. Целые «сады» таких желаний можно увидеть вдоль побережья, где застывшая лава оставила живописные россыпи этого строительного материала.
Вообще, камень в саду такой же участник представления, как и дерево. Бонсаи это результат работы двух творцов – природы и человека. На камень же человек воздействовать не может, во всяком случае, вмешаться в его формирование. Но, говорит Бом Ён Сон, я могу найти «собственное лицо для камня», поместив его в «правильное место». В саду представлено три вида камней: камни, обкатанные речным потоком, камни вулканической лавы и камни, найденные в полях и в горах.
«Когда новый камень прибывает сад, я несколько раз прохожу по дорожкам, вновь и вновь помещая его мысленно в то или иное место. У каждого камня есть фасад. В конце концов, камень располагается рядом с одной из пешеходных аллей так, чтобы наилучшим образом показать людям его фасад. Иногда мне удается сразу найти наилучшее место для камня, иногда приходится сделать несколько кругов по саду, пока не определюсь с выбором. Передвигая камни с места на место, я начинаю думать, что природа специально сделала так, чтобы дерево и камень взаимно дополняли друг друга. Гармония с окружающей средой очень важна, но и дерево, и камень выглядят намного красивее, когда они оказываются в правильном месте с правильным партнером. Теперь я понимаю, что миссия этого сада состоит в том, чтобы найти правильное лицо для дерева и камня и соединить их в партнерстве и в гармонии с окружающим ландшафтом
Для человека в равной степени важно отыскать «лицо» своей души в течение жизни. И не очень хорошо искать отговорки, например, что вы слишком заняты».
Прекрасная иллюстрация для приведенной цитаты – участок «Spirit Garden», который мистер Сон назвал «Сад души». Он построен недавно, и первоначально был задуман как защитная зона от сильных зимних ветров. Со временем, по мере роста наружной стены, директору пришла идея создать в этом месте самостоятельную композицию.
Иногда Сад души называют Садом медитаций. В центре композиции – зеленая лужайка, по пяти ее углам расположены одиночные большие валуны. Вдоль стен по периметру сада созданы террасные экспозиции, где, наряду с бонсаями и камнями, собраны предметы искусства в стиле «модерн». На верхних ярусах высажены хризантемы.
В дальнем углу Сада души – стилизованная семи-ярусная пагода. Здесь есть необыкновенной красоты камни, отполированные дождем и ветром.
Огромное внимание в саду придается цвету и фактуре, и это касается не только камней. Бом Ён Сон указывает, что в пасмурные дни кора деревьев становится более темной, и это увеличивает контраст цветов. В дождливый день цвета в саду сильно отличаются от колеров в солнечный день. Это хорошо видно на примере толстой, с разломами коры сосен и красноватых и белых стволов можжевельника.
В ландшафтных экспозициях при помощи цвета можно передать и настроение, и время года, и необходимую глубину.
Особенно хорошо «работают» краски в сочетании с нейтрально-серыми постаментами и камнями.
Читатель, наверное, заметил, что практически каждое замечание Бом Ён Сона заканчивается философским или воспитательным выводом, где главной темой является перенос рассуждений о деревьях, камнях и природе на человека – его характер, процесс образования, отношения к природе, к жизни и к другим людям. В них сквозит не просто мудрость прожитых лет, а опыт вживания в природный космос, собственное понимание деревьев, камней, воды и земли. При этом нет и намека на религиозность.
«Люди, чувствующие красоту и загадочность природы, живут легко и не устают от жизни. А еще такие люди не погружаются в одиночество. Однако это не значит, что люди, живущие рука об руку с природой, не сердятся или не беспокоятся. Но когда они сталкиваются с проблемами, они могут быстро справиться и вернуть себе самообладание, потому что у людей, близких к природе, есть свой метод достижения спокойствия. Такие люди при столкновении с проблемами могут найти рациональный выход, а также, избавившись от гнева и беспокойства, обрести новые жизненные силы и чувствительность.
Если познать деревья, жизнь обогатится. Деревья и камни лучше, чем кто-либо другой, преподают нам урок о секретах жизни».
В 1996 году, после одной из публикаций в международном журнале об «Одухотворенном Саде», любители бонсаи из США, Канады, Великобритании и Германии попросили Бом Ён Сона провести ряд занятий по обучению их искусству выращивания карликовых деревьев. Более 30 человек прибыли на Чеджу, и директор Сон выступил перед ними в роли учителя. С тех пор такая практика повторялась еще несколько раз, а это говорит о признании его мастерства в мировом масштабе.
«С помощью Бонсаи:
«Гармония и исконная красота, которая пережила все трудности, производят сильное впечатление на людей. Когда я смотрю на искривленный ствол можжевельника, у меня перехватывает дыхание. Есть много замечательных вещей, которые привлекают наше внимание, даже когда наши мысли не сосредоточены на их красоте. Мой сад, возможно, для кого-то запомнится как одно из таких событий в их жизни».
Продолжение следует.