Наступил последний день нашего пребывания на острове Чеджу. Самолет рейсом на Сеул должен был отправляться в 14-30, и мы заранее договорились с Виктором, что он заедет за нами в 9 утра, чтобы успеть посмотреть парк Халла Арборетум, находящийся на рядом с аэропортом, на северной части острова.
По дороге в парк Виктор предложил заехать в чайный сад. Мы, конечно, согласились и стали делиться своими впечатлениями об увиденном вчера – Стеклянном саде, Ботаническом парке Ёмиджи, саде камелий. Слово за слово, и снова он нам стал рассказывать о Южной Корее.
Знаем ли мы о флаге Кореи? Видели, но что означает рисунок, не знаем.
Название Корейского национального флага – Тхэгыкки, происходит от круга тхэгык, изображенного в середине флага и разделенного на две равные сбалансированные части. Верхняя часть красного цвета представляет «ян», а нижняя – «ым» («инь»), и вместе они являются древним символом Вселенной. Четыре триграммы в каждом углу также выражают идею противостояния и и равновесия. Три сплошные черты обозначают Небо, три прерывистые черты напротив – Землю. В левом нижнем углу две сплошные линии с прерывистой линией между ними символизируют Огонь. А линии, расположенные по диагонали напротив, - Воду. Белый фон является исмволом чистоты корейского народа и его миролюбивого духа. Флаг в целом воплощает идеал корейской нации – жизнь в гармонии со Вселенной. Флаг Республики Корея официально утвержден 25 января 1950 г.
Герб Южной Кореи был принят в 1963 году, состоит из традиционно корейского символа, он же есть на национальном флаге, окружен пятью стилизованными лепестками и лентой. Инь и ян представляют мир и гармонию. Эти пять лепестков все имеют значение и связаны с национальным цветком Кореи – гибискусом сирийским или Розой Шарона.
Дорога оказалась не длинной. Мы подъехали к чайному саду. Насмотревшись в разных странах на японские и китайские чайные сады, мы уже предвкушали удовольствие увидеть корейскую модель чайного сада. Увы, наши ожидания на оправдались. Весь комплекс представляет собой здание музея в форме огромной чашки, дзен-сада при нем и небольшой чайной плантации. Год открытия – 2001. Целью создания этого комплекса является знакомство туристов с традиционной культурой чая в Корее. Мы уже писали о посещении другой чайной плантации и нашим знакомством с традицией чаепития (см. главу «Субтропический парк Халлим»).
В музее выставлены образцы древней посуды для чая - чашки, кубки, чайники. Это настоящие произведения искусства. Другой зал посвящен истории чая в Корее, чайным садам мира, способам заварки, полезным свойствам чая. В отличие от японской или китайской традиции в Корее никогда не было жестких правил в отношении размеров чайной комнаты или порядка церемонии. Исторические записи свидетельствуют, что корейцы с древности предпочитали пить чай на открытом воздухе, в атмосфере беседы. Третий зал посвящен видам чая, здесь выставлено 60 видов зеленого чая, причем не только из Кореи, но также из Китая и Японии. Наконец, в музее есть любопытная коллекция чайных чашек из более, чем 100 стран мира. Эти чашки, как указано в путеводителе, являются не только оригинальными произведениями искусства, но и служат напоминанием об обмене идеями и культурами между Востоком и Западом.
С открытой площадки на втором этаже открывается великолепная панорама сада и плантации.
Во внутреннем дворике – маленький сад с традиционными восточными элементами, характерными скорее для японского сада. Нам туда попасть не удалось, дверь была закрыта, поэтому фотографировать пришлось через стекло.
Затем мы вышли в сад. Первым бросается в глаза памятник основателю чайного дела на острове по имени Сео Сунг-Хван. Он-то и был первым владельцем компании. До него вплоть до 70-х годов прошлого века чай в промышленных масштабах на острове не выращивался. Заложив первую плантацию, Сунг-Хван мечтал о присоединении Кореи к великой истории чайной культуры на Востоке, что, судя по популярности чайного дела на острове, уже и произошло.
Мостик через ручей, зеленые газоны, на которых установлены с какой-то нам непонятной символикой вулканические камни, башни-охранники, традиционные для острова Чеджу, - все это создает атмосферу расслабленности и умиротворенности на открытом пространстве.
Здесь же находятся и так называемые ворота, точнее камни с отверстиями для длинных палок. Такие сооружения есть только на Чеджу. Опущенные палки означают, что хозяева дома и можно заходить, а вставленные в отверстия с обоих концов говорят о том, что дома никого нет. Такие «ворота» мы видели на острове много раз. Само по себе сооружение незатейливое, но оно свидетельствует о том, что на острове никогда не было воровства. Вообще, говорят, что на острове существуют три «нет» и три «есть»: нет ворот, воров и нищих, но есть камни, ветер и женщины.
Нам понравился вид на сад, открывающийся из специально оборудованного окна в деревянной стене. Этот прием мы видели в китайских садах, только там китайцы довели его до совершенства.
Через дорогу начинаются плантации чая, а у их начала красуются две чашки, возле которых бесконечно фотографируются туристы. Мы так и не дождались, чтобы никого не было.
Дальше наш путь лежал в Халла Арборетум.