Экономика Лиона, разрушенная во время Французской революции, сильно пострадавшая от восстаний лионских ткачей 1831, 1834 и 1949 годов и от наводнений 1840 и 1856 годов, к 60-м годам XIX века приобрела устойчивый рост. Это произошло благодаря нескольким важным событиям. Во-первых, еще в 1811 г. во Франции была введена система лицензий. За значительную плату продавались разрешения на вывоз из Франции определенного количества товаров, прежде всего сельскохозяйственных. Подобная практика получила распространение только во Франции. Кроме того, в 1819 г. были введены высокие таможенные пошлины на хлеб, скот, шерсть, призванные защитить крупных землевладельцев от конкуренции иностранных товаров.
Фабричная промышленность наиболее интенсивно развивалась в текстильном производстве. Переработка шелка концентрировалась в Лионе, где в середине XIX в. ежегодно перерабатывалось около 2 тыс. т шелка-сырца. Лион превратился в крупнейший шелкоткацкий центр Европы.
Первая в Европе железная дорога была построена в 1832 г. между Лионом и Сент-Этьеном. В 30-х годах железнодорожное строительство расширилось. В 40-х годах оно получило правительственную поддержку. В 1844 г. был принят специальный закон о поощрении железнодорожного строительства. В 1859 г. правительство гарантировало дивиденды железнодорожных компаний. Держателям акций железных дорог гарантировалась прибыль в 4%. Все эти меры способствовали расширению железнодорожного строительства.
В 1863 г. был образован банк «Лионский кредит», открывший вскоре отделение в Париже. Со временем провинциальный банк стал серьезным конкурентом для столичных банковских учреждений. В период империи Наполеона III (1852–1870) в Лионе, как и во всей Франции, возникали десятки акционерных обществ, учреждались различные банки, создавались компании по постройке железных дорог, доков, фабрик, заводов и других предприятий. Кризис 1857 г. отбросил промышленное производство страны назад на 3–4 года, но он был сравнительно быстро преодолен.
За период с 1851 по 1871 г. сельское население Франции уменьшилось на 1,7 млн. человек, а городское население увеличилось на 2,1 млн. человек. (Кузнецова О., Шапкин И. История экономики. М.: ИНФРА - М, 2002.). Очень наглядно рост городского населения демонстрируют такие цифры: в лионском квартале Гийотьер численность населения составляла в 1815 году – 7000 человек, 1830 году – 20 000 человек, а в 1860 – 100 000 жителей.
Особенно интенсивно в Лионе развивались кварталы Гийотьер, Монплезир и Круа-Рус. Практически все лионские розоводы, за малым исключением, жили в этих трех районах. Здесь же располагались и питомники. Если в 1840-х годах лионские розы продавались тысячами, то к 1870 году общие продажи оценивались сотнями тысяч саженцев. Все страны Европы, в том числе и Россия, покупали розы из Лиона. Но это было только начало, настоящий бум начнется позже, в период 1870-1914 годов, который войдет в историю как «золотой век» лионских роз.
В 1856 году по проекту архитекторов братьев Дени и Эжена Бюлер начал строиться парк Тет-д’Ор, что в переводе означает «Золотая голова». Работы производились настолько быстро, что уже на следующий год парк был открыт для публики, а в 1858 году состоялось его официальное торжественное открытие, хотя строительство продолжалось до 1866 года.
Основную часть экспозиции составили растения Ботанического сада Лиона, который существовал в городе еще с 1795 года в районе Круа-Рус. В 1805 году его переименовали в «Сад Императрицы» в честь передачи Жозефиной Богарне, женой Наполеона, некоторых экзотических растений из ее коллекции для сада. В Ботаническом саду велась работа по систематике и ботанике, собран гербарий из 17000 видов растений, открыта бесплатная Школа Изящных Искусств.
В 1853 году Ботанический сад сильно пострадал от урагана. Воспользовавшись строительством парка Тет-д’Ор, директор сада Шарль Серенж передает всю коллекцию растений в новый парк. Строительство парка началось с огромного озера площадью 16 гектаров, в центре которого располагался Остров Лебедей. В 1858 году была построена первая оранжерея, в 1861 году – зоопарк, в 1878 году – обсерватория, в 1880 году – новые оранжереи. В 1866 году, то есть в год окончания строительства, общая площадь парка составляла 117 га. Именно в этом парке проходили обе знаменитые международные выставки 1872 и 1894 годов.
Значительным событием для розоводов Лиона явилось открытие в 1858 году в парке Тет-д’Ор участка ботанического сада, где располагалась и коллекция роз. До 1906 года она насчитывала 1200 сортов, некоторые из них сохранились до сегодняшнего дня.
В 1844 году было основано Общество Практического Садоводства Роны по образцу Парижского Общества, основанного двадцатью годами ранее. Оно занималось организацией цветочных выставок и других мероприятий, где розоводство не выделялось в отдельную отрасль Лиона. Далее, по мере роста питомников и розариев, а главное, количества селекционеров в лионском регионе, назрела необходимость учреждения специального органа розоводов. Это произошло в 1896 году, и называлась такая ассоциация Французское Общество Розоводов «Друзья Роз» (Société Française Rosiéristes «Amis des Roses»), штаб-квартира которого находилась в Лионе (после второй мировой войны оно стало называться Французским Обществом Роз (Société Française des Roses)). По поводу местонахождения руководства Обществом в Лионе, а не в каком-нибудь другом городе, у всех французских розоводов того времени не было ни малейшего сомнения: Лион был признанной «столицей роз», и где, как не в этом городе, полагалось находиться управляющему органу.
Уже в конце XIX века один из самых популярных печатных органов Общества, «Журнал Роз» («Journal des Roses») стал из номера в номер публиковать материалы не только о современных новинках, но и о так называемых «бывших» розах, розах, выведенных 50 и более лет назад. Главный редактор Сципион Коше (а позднее его сын, Пьер Коше) прекрасно осознавал тот факт, что по мере роста количества наименований и сортов новых роз, уже через несколько лет после их появления на свет часть роз пропадает бесследно. Причины тому были разные. Одни розы, включенные в каталоги, просто терялись среди обилия других наименований и, не востребованные заказчиками, были обречены на забвение. Другие, в случаях прекращения деятельности розария после смерти своего хозяина, уничтожались. Третьи, разъехавшись по всей Франции и другим странам, самовольно переименовывались хозяевами садов, внося путаницу в классификацию и номенклатуру сортимента.
Подсчитано, что уже к 1906 году количество сортов роз в мире доходило до 11 тысяч. Таким образом, на рубеже прошлого и позапрошлого веков вопрос о необходимости принятия кардинальных мер по сохранению исторического «розового» наследия встал особенно остро.
Решающим шагом на пути к решению этой проблемы стало учреждение музея-розария Лей-ле-Роз в местечке Валь-де-Марн. Основателем и душой розария (или, как принято говорить во Франции, «консерватории») был Жюль Граверо (Jules Gravereraux), известный как основатель универсальных магазинов дешевых товаров. Он приобрел участок земли в 11 км от Парижа и стал собирать розы. В 1900 году у него было уже 3000 сортов роз, а в 1902 – 7000. Граверо, мечтая собрать лучшую в мире коллекцию роз, пригласил ландшафтного архитектора Эдуарда Андре, который в 1910 году на площади 2 га разбил сад в традициях Версаля.
Граверо собирал все, что имело отношение к розам: книги, картины, скульптуры, ткани, керамику, изделия из слоновой кости, марки и монеты. Позднее он построил специальный павильон, который использовал как музей для демонстрации всего этого богатства. Граверо создал театр роз, где представления проводились прямо в саду. На территории розария часто устраивались различные празднества, дни поэзии. Всего на территории сада было высажено 25 000 кустов роз, представляющих 6000 сортов, где лионские розы составляли большую часть коллекции. (Мешкова В.И., Рубцова Е.Л. Сад роз: Истор.-справ. очерк. – К.: Мистецтво, 2007, с.52)
Что касается Лиона, то первый шаг был сделан лишь в 1931 году, и, надо сказать, что построенный в том году в парке Тет-д’Ор розарий предназначался лишь для проведения конкурса на «Самую красивую розу Франции». История же появления этого розария вкратце такова.
После первой мировой войны лидерство Лиона в качестве «столицы роз» стало резко ослабевать. Это стало ощущаться уже в 30-е годы, а позднее, в 40-50-х годах и вовсе Лион ведущие позиции в области розоводства стал сдавать. Если в период «золотого века» число лионских розоводов исчислялось десятками, то к 30-м годам их насчитывались единицы. Из-за роста промышленного производства и интенсивного городского строительства в Лионе многие розоводы были вынуждены перемещаться на окраины и в предместья города, теряя разработанные питомники и розарии.
С другой стороны, ежегодные конкурсы в парке Багатель в Париже, все увеличивающаяся с каждым годом коллекция французских сортов в розарии Лей-ле-Роз, а также новый конкурс роз в розарии в местечке Саверн на востоке страны сильно подорвали значение Лиона как центра французской селекции. На фоне всех этих событий срочно требовались свежие идеи, позволяющие Лиону хоть как-то удержаться в числе лидеров среди провинций, производящих розы.
В 1929 году Французское Общество Розоводов и общественная организация «Друзья роз» объявили на Конгрессе розоводов, что они взяли на себя инициативу организации ежегодного конкурса на самую красивую розу, выведенную исключительно французскими селекционерами. Конкурс предполагалось проводить один раз в год в Лионе, в парке Тет-д’Ор. Это мероприятие получило название «Национальный конкурс на самую красивую розу Франции». В конкурсе имели право участвовать только французские селекционеры, живущие во Франции или во французских колониях и протекторатах.
Условия конкурса были следующие:
Все новые сорта роз должны быть представлены за два года до того, как они будут введены в торговые каталоги, и всегда с 1 октября по 30 ноября, чтобы высадить кусты в наиболее благоприятных для роз условиях. Жюри оценивает розы на второй год приблизительно 1 июня. Розы, оказавшиеся в торговле до момента решения жюри, исключаются из конкурса.
Каждая разновидность должна быть представлена в пяти экземплярах; ветви должны быть укорочены, а корни особым образом упакованы и защищены.
Посылки должны отправляться порто-франко на имя директора парка Тет-д’Ор в Лион.
Розы должны быть снабжены бирками (этикетками), в которых указывается:
а) в правом углу бирки группа (категория), к которой принадлежит данный сорт: Т -чайные розы, ТН - чайные гибриды, Р - пернецианские розы, HR – гибриды ремонтантные, М – мультифлора, S – плетистые розы, W – вихуриана, HW – гибриды вихуриана;
б) посреди этикетки на одной линии указываются заглавная буква фирмы или селекционера и порядковый номер представленного посева. Например:
Никаких других надписей на этикетке не разрешается.
Жюри составляется следующим образом:
а) мэр города Лиона или его делегат, два члена муниципального Совета, директор парка Тет-д’Ор;
б) президент Французского Общества Розоводов или его делегат, два лионских розовода (не участвующие в конкурсе), лионский цветовод-декоратор, три розовода из других регионов Франции, четыре любителя (один из них из Лиона);
Для наиболее полного изучения представленных конкурсных образцов в течение всего года создается постоянная комиссия. В комиссию входят директор парка Тет-д’Ор, президент Французского Общества Розоводов или его делегат, секретарь вышеупомянутого Общества, два розовода и один любитель из Лиона (все трое не должны быть участниками выставки). Комиссия действует с мая по октябрь, следя за розами осенней посадки. Кроме того, ежедневные наблюдения работников службы парка Тет-д’Ор также принимаются во внимание членами комиссии.
Оценка роз производится по следующей схеме:
- Сила растения и устойчивость растительности (в баллах) 0-10
- Морозостойкость 0-10
- Сопротивляемость к болезням 0-10
- Обилие и длительность цветения 0-10
- Внешний вид и форма бутона 0-10
- Образование, величина и махровость цветка 0-10
- Общие качества растения, красота листвы и стволов 0-10
- Общая оценка растения, то есть то, что придает ему характер новой разновидности (новинка в цвете, форме и т.д.), художественная либо ботаническая ценность 0-10.
В качестве вознаграждений предусматриваются:
1 место - Золотая медаль «Самая красивая роза Франции»,
2 место – Серебряная медаль Французского Общества Розоводов.
Оба приза вручаются вместе с почетными дипломами от Французского Общества Розоводов. Кроме того, любой сорт, получивший не менее 70 баллов, награждается почетным сертификатом.
Все новые сорта, участвовавшие в конкурсе, остаются в розарии до 1 ноября, а затем объявляются собственностью города для создания коллекции роз-лауреатов.
Для проведения конкурса на звание «Самая красивая роза Франции» в парке Тет-д’Ор был спланирован и построен новый розарий, отдельный от розария Ботанического сада, уже существующий в парке.
Розарий представлял форму полукруга, своим основанием примыкая к зданию охраны парка. По периметру располагались три перголы для демонстрации плетистых роз. Вдоль основания должны были экспонироваться штамбовые розы, а обычным кустовым формам отводилось место внутри полукруга на делянках, засеянных зеленым газоном. От центра лучеобразно отходили две аллеи, пересекающиеся с двумя другими аллеями в виде полуколец. Точки пересечения украшены вазами.
Автор розария конкурса – ученик Эдуарда Андре, известный ландшафтный архитектор Филибер Лавенир (Philibert Lavenir). Розарий этот существует по сей день, он имеет довольно скромные размеры и не предназначен для прогулок праздных посетителей, хотя и открыт для всех желающих. Филибер Лавенир – заметная фигура в истории лионского садоводства. Он прославился селекцией клематисов и невероятно кипучей общественной работой на благо развития лионского садоводства и розоводства. Он – пейзажный архитектор округа Роны, президент академического Общества Архитектуры, президент Академии Лиона, председатель совета администрации Школы Изящных Искусств, президент Общества профессионального обучения, Кавалер ордена Почетного легиона, Член лионского Общества Садоводства.
Первый конкурс на звание «Самая красивая роза Франции» состоялся 16 сентября 1931 года. Вот как описывает этот день сам автор проекта, Филибер Лавенир.
«В это утро солнце, палящее все три месяца, вставало в лучистом настроении. Великаны парка Тет-д’Ор, зеленевшие летом струящейся листвой, светились золотом; свежий осенний воздух ласкал зелень газонов. Утро обещало великолепный сентябрьский день.
В розарии царило необычное оживление: серьезные господа, размахивая документами, беседовали между собой. Так как этот сад обычно для публики закрыт, розы удивленно спрашивали друг друга на своем неизвестном языке о причине столь раннего визита. Для них это было событием особой важности: жюри должно было поочередно рассмотреть каждую, оценить все их достоинства и недостатки и, наконец, выбрать ту, которая будет целый год носить звание «самой красивой розы Франции».
Какая трудная и деликатная миссия! Выбирать красивейшую из красивых, королеву из королев! С этой целью создан аэропаг, как в Древней Греции, составленный из знаменитых адмистраторов, коммерсантов, садоводов и даже военных. Здесь были представитель Торговой палаты Префект Роны господин Брезар, представитель Ярмарки Лиона г. Жерве, представитель Аграрной палаты г. Моро, представитель Общества Французских Розоводов г. Круабье, командующий 8-м Армейским корпусом генерал де Вольгренан, директор садов Лиона г. Фошерон, от музея Ботаники парка Тет-д’Ор господин Марк. Были также друзья роз и садоводы из других регионов: г. Коломбье из Макона, Гелос из Биаррица, Берне, Перро и Лавенир из Лиона. Лионская печать была также, которая с жаром ловила фотоаппаратом каждое движение авторучки членов жюри. Розы тоже позировали перед объективом с видом прекрасных женщин, немного робких, немного напуганных. В это ясное утро все они господам журналистам казались прекрасными, и фотоаппараты щелкали с удивительной скоростью…
Давайте вместе посмотрим на розы. Вот одна из них - соломенно-желтого цвета с оттенком вишни и киновари, - которая своими распахнутыми цветами вносит свежую светящуюся ноту в звучание всего розария. Вот другая – темно-красная, более яркая на солнце, чем другие, - кажется, пытается соперничать с первой. Далее следует роза огневого цвета, возможно не столь обильно цветущая, как ее соседки, но и она испепеляет журналистов всем жаром своей огненной души. Некоторые в киноварных тонах, что очень модно среди современных роз. Некоторым судьба не очень благоприятствовала: их цветы повяли, и, обескураженные надменным взрывным цветением подруг, они грустно роняют лепестки на газон. Бедные проигравшие цветы, бедные цветы, оттесненные слишком красивыми сестрами!
Жюри предстоит много работы, но я не думаю, что выбирать прекраснейшую розу Франции труднее, чем ежегодно выбирать «Мисс Франция» из огромного числа красивых девушек.
Сначала жюри привлекла желтая роза с вишневым оттенком, потом огненная роза. Судьи занимались ими по очереди: ощупывали стволы, рассматривали цветы в бутонах, затем цветы в полураспустившемся состоянии. Они сравнивали листву, оценивали степень новизны и богатство колера, сверяли силу и растительность кустов. Время от времени огненная роза сверкала более ярким блеском и, казалось, говорила: «Разве не я самая прекрасная?». Но жюри надо было ответить на призывы всех 33 кандидатов. В конечном счете, судьи, еще раз обойдя вокруг огненной розы, затем вокруг желто-вишневой, и, очарованные теплым цветом и совершенной формой первой розы, присудили ей звание прекраснейшей розы Франции. Желто-вишневая заняла второе место, а на третьем была темно-красная. Три других интересных сорта также были отмечены жюри.
Затем наступил момент вскрытия конвертов, где указывается имя селекционера, название розы и некоторые сведения о ее родословной, так как в розарии все кусты носят только номера.
Членами жюри была особо отмечена роза господина Мерме, которая, кажется, действительно является точкой отсчета новой группы розовых кустов, группы ремонтантных роз категории Вихуриана, которую пытаются вывести уже давно. Когда мы откроем розы, подобные «Dorothy Perkins» или «Excelsa», непрерывно цветущие все лето или повторяющие обильное цветение осенью, мы совершим новое открытие. Гибрид Вихуриана господина Мерме настолько быстро образовал побеги, что затмил все другие розовые кусты своей группы. Цветы следовали друг за другом все лето, и 15 сентября весь куст был покрыт бутонами. Несомненно, что будущие скрещивания с этой розой принесут
новые красивые сорта группы Вихуриана.
Было уже 11 часов, когда жюри подвело итоги. Междугородние автобусы ожидали членов жюри, чтобы отвезти их в Сельскохозяйственную Школу, где для всех участников конкурса и членов Французского Общества Розоводов должен был состояться торжественный банкет по случаю окончания праздника…
Банкет был накрыт в большой столовой, где директор Школы господин Марсо встречал каждого приглашенного с той любезностью, о которой все наслышаны. Зал был ярко освещен, на столах красовались букеты роз, а дамы, помогающие накрывать стол, веселили своим присутствием этот праздник красоты. Помимо тех, кто был утром в парке Тет-д’Ор, мы имели удовольствие видеть на банкете вице-президента Общества Французских Розоводов г. Шассе, председателя профсоюза садоводов г. Филиппа Ривуара, а также лауреатов дня – Гожара, Шамбара, Мерме и Майерена. Мэр Лиона не смог быть с нами, о чем мы очень сожалеем.
На банкете прозвучали речи г. Брезара и г. Круабье, который прославил розу Франции и розу Лиона. Господин Коломбье почтил память Перне-Дюше, одна из роз которого сегодня имела успех на конкурсе. <…> После ужина, разумеется, состоялась прогулка по розарию. Розы были во всем своем великолепии. В этом месте розы удивительно крепки и прекрасно цветут. Наблюдая эти розы во второй половине дня сентября, я вспомнил строки поэта Огюста Дорклена:
И действительно, после небывалого успеха этого цветка в садах, после только что проведенной выставки всеми, у кого есть сад - или у кого его нет совсем – приходим к заключению, так хорошо выраженному Анри Лаведеном: «Роль роз в нашей жизни такова, что если бы они внезапно исчезли, то жизнь стала бы растленной, поскольку была бы неполной».
Прежде, чем поставить окончательную точку в этом отчете, позволю себе, как референту этого события, внести некоторое замечание по поводу утреннего конкурса. Очень трудно членам жюри выбирать из двух требований к розам: с одной стороны, качество цветка и ствола, а с другой – качество растительности куста. Название конкурса «Самая красивая роза», кажется, относится лишь к качеству цветка. Так может однажды случиться, что самой красивой розой Франции станет самая гадкая роза Франции! Что будет делать жюри в этом случае? Весь мир знает, что некоторые сорта, цветы которых очень красивы, летом стоят почти без листвы. Название конкурса было бы точнее, если бы он имел целью выбрать «наилучшую розу» или «наилучший розовый куст». Однако я признаю, что это было бы менее выразительно и значимо.
Подыскивая эпилог для моей статьи, мой взгляд упал на заметку в газете «Lyon-Républicain», где одна дама сокрушается, что среди членов жюри нет женщин. При этом она указывает, что они могут быть таковыми лишь при условии, что будут выбраны из тех, кто действительно разбирается в розах и их культуре. Это, поясняет она, вполне оправданно, так как оценивать нужно не только цвет, но и аромат. Разве розы и женщины не являются сестрами, спрашивает она.
Я заканчиваю пожеланием, чтобы Общество поставило этот вопрос в повестку дня, и, возможно, мы увидим в следующий раз среди членов жюри некоторых дам, которые благотворительно добавят свои милые улыбки к чудесной свежести роз». (www.verticille.com).
Очень красноречивый отчет! Остается добавить, как распределились премии на конкурсе 1931 года.
Первое место, золотую медаль и звание «Самая красивая роза Франции» завоевала чайно-гибридная роза Перне-Дюше «Mme Nicolas Aussel». Второе место и серебряная медаль досталась Сезару Шамбару за чайный гибрид «Ami L. Cretté». Четыре почетных диплома получили розы «Ville de Grenoble» (Майерен), «Mlle Marthe Carron» (Мерме), «Mme Raymond Gaujard» (Перне-Дюше) и «Réveil Dijonnais» (Буатуа).
На следующий год конкурс состоялся 11 июня 1932 года. На выставке было представлено 35 сортов роз. Звание «Самая красивая роза Франции» и золотую медаль получила роза Сезара Шамбара «Souvenir de Madame C. Chambard», выставленная под номером 96-53-20. До этого конкурса произведение Шамбара уже завоевало золотую медаль на конкурсе новых роз в Саверне (1930) и почетный сертификат на конкурсе в Багателе (1931). Вторая премия и золотая медаль Французского Общества Розоводов досталась розе «Editor Mac Farland», выведенной Майереном. Шесть почетных дипломов получили розы Майерена, Мерме, Буатуа, Гийо и Соважо.
Отчет о выставке снова живописует заключительный торжественный банкет, подробности приветственных речей на банкете, а также перечисляются приглашенные лионские розоводы – Шамбар, Лаперье, Реймон, Мерме, Гожар, Марк Гийо, Шенэль, Бансийон.
Мы не будем останавливаться на деталях выставок последующих лет, приведем лишь данные результатов конкурса:
1-е место - «Kidway» (Jean Gaujard);
2-е место - «Mme Steinbach» (Mallerin);
Почетные дипломы:
«Annie Dupeyrat» (Mallerin);
«Ami F. Mayery» (Chambard).
1-е место – «Mme Joseph Perraud» (Jean Gaujard);
2-е место - «Jacques Latouche» (Mallerin);
Почетные дипломы:
«Rochefort» (Mallerin);
«Yvonne Millot» (Mallerin);
«Villes d’Angers» (Delaunay);
«Henri Mallerin» (Mallerin).
V национальный конкурс на звание «Самой красивой розы Франции» проходил в субботу 8 июня 1935 года в 9 часов в музее ботаники и розарии парка Тет-д”Ор.
Господин Круабье, президент Общества Французских Розоводов приветствовал членов жюри, в числе которых присутствовали госпожа Лафон, Мурае из Парижа, Коломбье из Макона, Дюше, Мейян, Лефевр, Шенэль, Дюпуи, а также директор отдела зеленых насаждений Лиона Фошерон (председатель жюри) и секретарь жюри Марк.
Осмотр и оценка конкурсных образцов длились с 9 до 12 часов. Условия конкурса были немного изменены с учетом предложений Филибера Лавенира, составлявшего отчет о первом конкурсе 1931 года. Теперь первые 4 позиции касались листвы и куста, а вторые четыре – красоте и форме цветка. Таким образом, оценка роз стала болле объективной, ибо в нее входили качественные характеристики розового куста в целом.
При обсуждении было высказано замечание о необходимости включать в систему оценки пункт, касающийся аромата розы: «Наряду с формой и колоритом новых роз нельзя забывать, что иногда одного зрения недостаточно, чтобы отличить одну розу от другой. Нужно, чтобы роза «чувствовала розу». Возможно, приятный аромат какой-либо розы позволил искупить ее некоторые дефекты…». (Les Amis des Roses, 1935). Забегая вперед, скажем, что на заключительном банкете гость из Макона, господин Эберле, обещал выделить для проведения конкурсов 1936 и 1937 годов две премии по 500 франков за самую душистую розу.
После трех часов тщательной работы члены жюри переместились в музей ботаники парка, где предстояло в волнующей обстановке вскрыть конверты и узнать имена счастливых розоводов, чьи детища в этом году стали лауреатами.
Четыре почетных диплома получили розы «Maison Pernet-Ducher» (Жан Гожар), «Soleil d’Orient» (Жан Круабье), «Joseph Pernet, d’Annemasse» (Жан Гожар) и «Naïr» (Шамбар).
В целом же конкурс показал, что бесспорным лидером последних лет в области французской селекции роз стал Шарль Майерен. Обе первые премии завоевали именно его розы. Вторая премия присуждена розе «Louis Walter», которая уже успела к этому времени завоевать кубок и золотую медаль на конкурсе новых роз в Саверне (1933). Звание «Самая красивая роза Франции» получила роза Майерена «Princesse Amédée de Broglie».
Конкурсы на звание «Самая красивая роза Франции» стали регулярными. Они проводились из года в год, не прекращаясь даже в период второй мировой войны. Как видно из первых отчетов, с 1931 по 1940 годы на конкурсах доминировали розы в основном трех розоводов – Майерена, Шамбара и Гожара. В 1937 году Френсис Мейян выводит свой первый новый чайный гибрид «Golden State», и под этим именем роза выигрывает на всех международных конкурсах того времени.
В военное время в конкурсе участвовало немного производителей роз, но, тем не менее, он проводился. В 1942 году Френсис Мейян демонстрирует розу «Mme Antoine Meilland», ставшую впоследствии розой «Peace» и побеждает в конкурсе. Начиная с этого момента, новинки Мейяна ежегодно занимают призовые места. В 1943 году в конкурсе впервые появляются имена новых селекционеров-победителей – Орара и Лаперье.
В 1978 году вместо четырех почетных премий, которые присуждались в дополнение к двум первым, было решено ввести номинацию «Великие розы века», в которой теперь уже участвовали не только новинки французских селекционеров, но также сорта зарубежной селекции.
Через несколько лет, когда роз-лауреатов набралось достаточно много, а место в конкурсном розарии предназначалось только для новых сортов, встал вопрос: куда девать розы-победители?
Но это лишь повод. На самом деле мэру города Эдуарду Эррио местные садоводы и любители много лет докучали с просьбами создать «консерваторию» лионских роз по образцу розария Лей-ле-Роз. В 1956 году к новому мэру Лиона Луи Праделю обратился один из членов жюри конкурса. Он иронизировал, говоря, что хотя розарий конкурса и прелестен, но он не достигает высоты розариев, устроенных во времена всемирных выставок в Лионе в 1894 и 1914 годах. Новый мэр, прославившийся строительными проектами, решил не скупиться в средствах. Прадель, внимательно изучив дело, поставил в повестку дня муниципального Совета вопрос о создании розария «на 100 000 кустов роз, то есть в 10 раз больше, чем в розарии Багатель»! Создание проекта было поручено инженеру Андре Шабэ (André Chabert), директору Отдела зеленой зоны Лиона. Он задумал не просто розарий, а настоящий сад роз, где должны использоваться и другие растения для того, чтобы подчеркнуть на их фоне цветущие розы и избежать монотонности.
Сад площадью пять гектаров расположился в парке Тет-д’Ор между озером и ярмарочным павильоном. Аллеи, выложенные итальянским голубым камнем, массивные перголы, бассейн и ручей с живописным мостиком, а также многочисленные хвойные и лиственные деревья и кустарники подчеркивали великолепие 50 000 роз примерно 250 сортов. Сегодня эти цифры изменились: в розарии растут 40000 кустов роз, представляющие приблизительно 400 сортов.
Помпезная инаугурация состоялась 19 июня 1964 года. На пышных торжествах присутствовали Принцесса Монако Грэйс, Президент Всемирной Федерации Роз, министр сельского хозяйства Эдгар Пизани, послы Великобритании, Японии, Нидерландов, Германии и СССР. Героем дня стал, конечно, мэр Лиона Луи Прадель, которому Эдгар Пизани вручил орден Рыцаря Сельскохозяйственных Заслуг.
Сад получил название Международный Розарий, поскольку на его территории высажены розы не только французской селекции, но и других стран. Начиная с 1978 года, розарий стал пополняться, наряду с ежегодной «Самой красивой розой Франции», «Величайшими розами века» зарубежной и французской селекции. Звание «величайших» на конкурсе 1978 года получили розы «Jacalen» (Warriner, USA), «Korbelma» (Kordes, Germany), «Korkonig» (Kordes, Germany), «Rustica» (Meilland, France). В дальнейшем это несколько высокопарное звание получали по 2-8 наименований роз ежегодно.
Розарий сегодня представляет собой огромный сад, выполненный в английском пейзажном стиле. Если по количеству розовых кустов он и может соперничать с самыми крупными розариями мира, то по количеству представленных сортов (около 800 вместе с розарием Ботанического Сада) он далеко отстает даже от европейских. Например, в Багателе сегодня насчитывается 1100 наименований роз, в Лей-ле-Роз – 3000, в Зангерхаузене (Германия) – 7000.
В 2004 году, в год празднования 40-летия со дня открытия Международного розария, домом Мейян в честь этого события новый сорт розы был назван «Tête d'Or». В 2006 году Всемирной Федерацией Роз (W.F.R.S.) розарию был вручен диплом «Award of Garden Excellence» («Сад Мастерства»). Эта награда позволила лионскому саду роз войти в ограниченный клуб (27 членов) наиболее красивых розариев мира.
Международный Розарий, или как его еще называют Большой Розарий (по отношению к меньшим по площади розарию конкурса и ботаническому розарию), включен в общую долгосрочную экологическую программу, проводимую в парке Тет-д’Ор. Эта программа направлена на отказ от химических средств борьбы с вредителями растений и сорными травами и включает целый комплекс использования «полезных» насекомых, грибов и микроорганизмов. За достижения в этой области в 2005 году парк удостоен сертификата Международной организации по стандартизации.
Если говорить о лионских розах и их создателях, то здесь представлены практически все лионские розоводы XX и XXI вв., и это, безусловно, имеет огромное значение в деле просвещения жителей и гостей города, некогда называвшегося «столицей роз».
Третий розарий – розарий Ботанического сада – тоже располагается в парке Тет-д’Ор. Он создан относительно недавно, в 1980 году, на месте коллекции винограда, уничтоженного филоксерой в 1972 году. Этот розарий состоит из двух частей: ботаничсекой коллекции, насчитывающей около 120 наименований видовых роз, и коллекции с названием «История розы», где представлены отдельные розы разных групп, начиная с группы Gallica и кончая чайно-гибридной группой. В общей сложности обе части розария насчитывают до 400 наименований и сортов роз.
Коллекция ботанического розария представлена теми видами роз, которые растут в дикой природе и, в большинстве своем, явились генетическими родителями искусственно выведенных сортов. К ним относят розы вида Caninae, Pimpinellifoliae, Gallicanae, Cinnamoneae, Bracteatae, дикие розы родом из Китая и другие. «Исторические» розы, собранные в группы, знакомят посетителей с некоторыми представителями чайной группы, чайно-гибридной и нуазеттовой групп, пернецианскими и «бурбонскими» розами.
Руководит розарием Кристоф Ферри (Christophe Ferry), энтузиаст своего дела, человек, влюбленный в розы и в их историю. Им, в частности, проделана огромная работа по исследованию ботанических архивов Лиона, и по результатам этих поисков опубликовано несколько статей и материалов на сайте по истории лионского розоводства www.verticille.com.
В целом обе части ботанического розария представляют «совокупную изменчивость рода роза», что успешно используется для проведения ботанических экскурсий для школьников и студентов биологических специальностей. Здесь же, в секции «история розы» можно найти розы лионской селекции, в том числе сорта династии Дюше, Гийо, Мейян и других.
Таким образом, все три розария – конкурсный, Международный и ботанический – так или иначе «повествуют» об истории лионского розоводства. Пусть это происходит и не напрямую, а косвенно, через розы, но факт остается фактом: специалисты и любители роз, а также простые посетители могут изучать не только сорта и расцветки «царицы цветов», но и славную историю лионского розоводства от времен Бонапарта до наших дней.