Роза 'Мадемуазель Зонтаг'. Rose 'Mademoiselle Sontag’






Юта Арбатская




        Генриетта Зонтаг – популярная немецкая оперная певица первой половины XIX века. Она в свое время сыграла важную роль в истории культуры России, поэтому мы и решили написать небольшой очерк о ней.
        Генриетте Зонтаг посвящена роза ‘Mademoiselle Sontag’ (Gallica / Provins, до 1828). Кому принадлежит авторство сорта – не известно, да и сама роза утеряна. Описывали ее как светло-розовый сорт с махровыми цветами средней величины, который цветет раз в году. Сорт относился к группе галльских роз.

henrietta_sontag.jpg
Портрет Генриетты Зонтаг. П. Деларош. Эрмитаж. 1831 г.

        Генриетта родилась в 1806 году в семье актеров. Ее полное имя - Генриетта Гертруда Вальпургис Зонтаг. Вокальным мастерством юная артистка овладевала в Праге: в 1816 - 1821 годах училась в местной консерватории; дебютировала в 1820 году на пражской оперной сцене, затем пела в Вене. Уже в возрасте 17 лет Генриетта удостоилась чести первой исполнять главную партию в опере «Эврианта», причем сам композитор К.-М. Вебер просил ее об этом. На следующий год (1824) Л. Бетховен доверил Зонтаг вместе с венгерской певицей Каролиной Унгар исполнить сольные партии в Мессе ре мажор и Девятой симфонии. В 1826 году в Париже певица исполнила партии Розины в «Севильском цирюльнике» Россини, ослепив разборчивую публику своими вариациями в сцене урока пения.

        Слава певицы растет от выступления к выступлению. Одна за другой входят в ее гастрольную орбиту новые европейские города. В последующие годы Зонтаг выступает в Брюсселе, Гааге, Лондоне. Генриетта обладала звучным, гибким, необычайно подвижным голосом красивого тембра, со звонким высоким регистром. Артистическому темпераменту певицы близки виртуозные колоратурные и лирические партии в операх Моцарта, Вебера, Россини, Беллини, Доницетти.

        В 1828 году Зонтаг тайно обвенчалась с итальянским дипломатом графом Росси, который был тогда сардинским посланником в Гааге. Надо думать, что роза посвящена певице еще до 1828 года, поскольку слово «мадемуазель» подразумевает, что Генриетта на момент появления сорта была не замужем. Через десять лет, в 1838 году, граф Росси назначен посланником Сардинии в России.

        Однако впервые в столице России прославленная певица оказалась в 1831 году. Русская аудитория чрезвычайно высоко оценила искусство немецкой певицы. О ней восторженно отзывались Жуковский и Вяземский, ей посвящали стихи многие поэты. Значительно позднее Стасов отмечал ее «рафаэлевскую красоту и грацию выражения». В июле 1831 года Зонтаг даже исполнила романс Алябьева «Соловей». Это произошло на балу, устроенном в ее честь московским генерал-губернатором.

        Все же российская великосветская знать относилась к певице свысока. Доказательством тому служит фраза из пушкинского письма Наталье Гончаровой, где он выговаривает жене за посещение одного из балов: «Я не хочу, чтобы жена моя ездила туда, где хозяин позволяет себе невнимание и неуважение. Ты не m-lle Sontag, которую зовут на вечер, а потом на нее и не смотрят».

henriette_sontag.jpg
Франц Крюгер. Портрет Генриетты Зонтаг. Около 1825 г.

        В начале 1830-х годов Генриетта Зонтаг оставила сцену, родила семерых детей и жила в основном в Европе. В 1848 году из-за финансовых затруднений она вынуждена была возвратиться к гастрольной деятельности. Несмотря на длительный перерыв, последовали ее новые триумфы в Лондоне, Брюсселе, Париже, Берлине. В 1851 году Зонтаг отправилась в Америку, где выступала в крупных городах. В мае 1854 года Генриетта выступала в Мексике, где через месяц, заразившись холерой, скончалась.