Зачем нам эта головная боль? Заметки о бардовском фестивале




       Я, Вихляев Константин, находясь в здравом уме и при полной памяти (что весьма странно после бурных трех дней), настоящим удостоверяю, что фестиваль авторской песни "Осенняя Ялта - 2012" окончен. Пять концертов, почти 19 часов звучания авторской песни в душных залах при удивительной солнечной погоде в Ялте и теплом море вызывают восхищение стойкостью участников и зрителей. Как же нужно любить песни, чтобы, в кои веки приехав на Южный берег Крыма, провести время не на пляже, не в прогулках по осеннему городу, а в гримерках и в зрительных залах! Вполне понимаю тех бардов, которые издали помахали ручкой (мол, мы здесь), и ни разу не появились в концертах. Представьте, что вы приехали в Париж на фестиваль авторской песни, и ни разу не прогулялись по его улицам, не побывали в парках или музеях. Мне кажется, что в Ялте такие фестивали проводить нельзя, этот город не для демонстрации талантов, а для погружения в вечность, в историю, в природу - куда угодно, только не в собственное выступление на сцене.

       По поводу последнего тезиса хочу кое-что прояснить. Фестиваль проходит не первый год, и автору этих строк довелось множество раз вести бардовские концерты. Есть вещи, которые мне до сих пор непонятны. Например, почему некоторые авторы (особенно так называемые "мэтры") упорно не хотят понимать, что регламент концерта - это не каприз ведущего, а элементарное уважение к работе организаторов фестиваля? В конце концов, это неуважение к публике. Как только объявляется, что все поют по одной песне из-за обилия участников, тут же выясняется, что у кого-то есть особые причины это требование не выполнять. Мало того, уже в ходе концерта появляются невесть откуда новые лица, которым непременно нужно показать, что и они тоже умеют петь или читать стихи со сцены, а потому я просто обязан их включить в число выступающих. Слава Богу, в последнее время (по крайней мере, на наших фестивалях) почти не стало неумеренно пьющих, нахально рвущихся на сцену, невзирая ни на что. А ведь были случаи, что приходилось чуть ли не силой уводить "особо одаренных" со сцены...

       Другой момент. Уровень выступлений, как это не прискорбно, до сих пор оставляет желать лучшего. Я понимаю, что молодым исполнителям часто просто негде набираться опыта выступлений, и наш фестиваль - редкая возможность получить этот бесценный опыт, поскольку никакого ценза степени мастерства у нас нет, да и не может быть по определению. Ведь один из наших лозунгов гласит: "Мастерство необходимо, но искренность важнее", и открещиваться от него мы не собираемся. И все же. Человек написал песню! Именно так, с восклицательным знаком. Это действительно важное событие в жизни. А зачем? Что она несет, какое послание Творца, который живет в тебе изначально? Что произойдет, если эта песня не прозвучит? Кажется, мы стали относиться к собственному творчеству, как к фаст-фуду: быстро, остро и под музыку. Да еще, чтобы с бесплатным туалетом. Можно стоя, можно сидя, в компании или без оной. Главное - получить удовлетворение, а каким способом - не важно. Кстати, такое отношение у большинства населения и к жизни в целом: и в "делании" детей без заморочек о последующем воспитании, и в легком сожительстве вместо душевной работы по врастанию друг в друга, и в отношении к родителям, к Богу, к смерти, к деньгам, к власти и т.д. Авторская песня - не исключение. В ней, как в капле воды, отражается весь океан нашей безответственности буквально во всем. Оставлю эту тему для других аналитиков. Главное, что хотелось сказать, это то, что примитивный рисунок ребенка и бездарная мазня взрослого - не одно и то же. Есть начинающий творец, а есть бардоман (по аналогии со словом "графоман"), и зритель никогда не спутает одного с другим. Мне, например, всегда стыдно за коллег, поющих плохие песни. Как будто это я пою, будто я лично виноват в чужой небрежности, отсутствии мысли, матерных словах и прочем. Мне это напоминает воровство: украли у меня, например, телефон, а мне стыдно за того, кто украл.

       Представьте себе, что песня, исполняемая вами на сегодняшнем концерте, это единственный и уникальный шанс сказать миру что-то очень важное (а ведь именно так и есть). Что же мы слышим со сцены? Даже не хочу говорить о содержании песен. Кто же после этого будет любить авторскую песню и за что уважать бардовское движение вообще? За беспардонность? За простоту, что хуже воровства? Общество абсолютно верно отбросило это движение на задворки истории, поскольку выродилось его назначение - нести свет и красоту в мир. Почему мы до сих пор поем Окуджаву, а не Высоцкого? Вопрос вовсе не риторический.

       Вырождение проявляется даже в таком, казалось бы, бытовом факторе, как проживание и оплата жилья. Случаи, когда люди, приехавшие на фестиваль, всеми способами пытаются обмануть администрацию и не заплатить за проживание, не так уж редки. Мы тут, понимаете ли, на коленях ползаем перед владельцами домов отдыха и гостиниц, чтобы обеспечить нормальный и, главное, недорогой уют для совместного проживания и общения, а после окончания фестиваля краснеем за того или иного человека, не заплатившего за жилье. Слава Богу, что администрация принимающей стороны согласилась брать за жилье по факту приезда. Раньше мы сами оплачивали вперед всю сумму стоимости базы из расчета двух суток, а потом собирали деньги. Естественно, себе в убыток. Отныне этот убыток лежит на плечах базы проживания, и от этого еще более стыдно.

       Список неурядиц можно продолжать и дальше. Достаточно сказать о перманентных претензиях к звуку на сцене (опять не по нашей вине!), о падающих микрофонах, о внешнем виде выступающих, о времени прихода на концерт. Так зачем же нам эта головная боль? Мы же не мазохисты, чтобы получать удовольствие, выслушивая упреки от зрителей, администрации Центра культуры и базы отдыха, от участников. А вот здесь ответа нет. И не будет. На том стоим и стоять будем, поскольку есть нечто, перевешивающее все вышеперечисленное, но эта тема требует отдельного исследования.




Комментарии

    Прочитал написанное мною два года назад, и не стыдно.

Костя,проводить фестиваль собираешься в этом году?

Да, собираюсь. первые выходные октября.

Надо будет под это дело отпуск подогнать.

А с чего,собственно.тебе стыдиться?