Какое, оказывается, счастье знакомиться с новыми талантливыми, а главное неравнодушными к истории нашего города людьми! Мы испытали настоящий восторг от встречи с Виктором Виноградовым, которая состоялась в рамках проекта «Краеведческие встречи» 13 октября 2012 года в Ялтинской библиотеке им. А.П.Чехова. Честно признаемся: до того дня мы даже не слышали этого имени. Однако название лекции, обещанной организаторами, - «Романтизм в архитектурной среде Ялты. Ялтинский ORIENT» - привлек внимание, и мы постарались не пропустить это мероприятие. И не пожалели.
Виктор Виноградов – профессиональный художник, но в данном случае выступал как исследователь архитектуры дореволюционной Ялты и автор новой книги, название которой точно соответствует названию лекции. Собственно говоря, это была презентация книги, изданной в типографии «Салта» (Симферополь).
Виктор Евгеньевич рассказывал о содержании, основных идеях, изложенных в работе, о количестве фотографий, сделанных им собственноручно, и в ходе рассказа мы думали вот о чем. Ведь сколько ялтинцев говорят о необходимости сохранения старых зданий, о глумлении над обликом старой Ялты, о важности фотофиксации сохранившихся уголков старины, поскольку именно архитектура и есть тот туристический бренд, который приносит доход тем, кто эту архитектуру ломает. Однако никто почему-то не отважился написать такую книгу, хотя мы точно знаем, что любителей фотографировать и зарисовывать уголки старой Ялты у нас предостаточно. Мы и сами иногда, зная о предстоящем новом строительстве или принятии решений о сносе старых построек для реализации многоэтажных проектов, срываемся в фотопутешествие по Южному берегу Крыма, дабы запечатлеть хоть какие-то фрагменты истории. (Кстати, уже имеется солидная подборка таких фотографий, и когда-нибудь мы посвятим этому целый раздел нашего сайта). А сколько выступлений в СМИ! Искусствоведы и музейные специалисты (самая эрудированная по историко-архитектурной части публика) что-то изучают, что-то раскапывают, но все публикации последних 10 лет ориентированы на генеалогию хозяев ялтинских имений, на изучение судьбы старинных усадеб, на поиски воспоминаний о путешествиях в Крым и многое другое. Географы и биологи, работающие в «крымской» теме, также архитектуру обходят стороной.
И вот, наконец, появился человек, не поленившийся не только сфотографировать и «поговорить за жизнь Ялты», но и объединить разрозненные исследования об отдельных исторических зданиях под одной крышей – под крышей ориенталистики. Мало того, Виктор Евгеньевич подошел к делу творчески, не ограничился, как это обычно бывает, перечислением красот зданий, их декоративных элементов и указанием авторов проектов. Красной нитью через всю книгу проходит идея ялтинского романтизма. Причем Виноградов понимает романтизм не как стиль в искусстве, не как стилевую доминанту определенной исторической эпохи, но как образ мышления в архитектуре, а это уже вневременная категория. Действительно, жить в Ялте во все времена могли только натуры романтические (именно жить, а не зарабатывать деньги!). Сам город, а Ялта раскинулась от Гурзуфа до Фороса, располагает к романтике, пропитывает своей романтической атмосферой человека. Отсюда и стремление подлинного художника, настоящего романтика, не просто фиксировать время в Ялте, а созидать новое.
Теперь два слова об ориенталистике. Тема «востока», благодаря сложившейся крымскотатарской культуре и традиции на Южном берегу, всегда обыгрывалась в поэзии, литературе других видах искусства, в том числе и в архитектуре. Пожалуй, именно в архитектуре она проявилась наиболее ярко. Кто из нас не восхищался Алупкинским дворцом, зданием музея Л.Украинки, столетними постройками в Гурзуфе или в Ливадии? Декоративные деревянные балконы, резные украшения, восточные мотивы в очертаниях разных строений, - все это и поныне создает романтическое настроение у гостей Ялты. Правда, многое уже не сохранилось, а оставшееся сильно обветшало, но это не умаляет, а, возможно, и усиливает архитектурный облик и привлекательность старых улочек и переулков.
Итак, Виктор Евгеньевич приглашает нас на экскурсию по старой романтической Ялте, но с «восточным» подтекстом. Тем и замечательна книга Виноградова, что в ней напрочь отсутствуют легкомысленность и дилетантство. Можно с уверенностью сказать, что по мере популяризации этой публикации (чем мы и занимаемся), книга вполне претендует на бестселлер, на который будут ссылаться последующие исследователи. Сам Виктор Евгеньевич в своем рассказе заметил, что это только начало, что он только обозначил направление, а тема, по его мнению, бездонна.
Кстати, собирая материал об истории культуры роз в Крыму, мы тоже убедились, что «наша» тема (история садов и парков ЮБК и ботанической ономастики в Крыму) – такая же непаханая целина. И это удивительно! Казалось бы, темы истории архитектуры и садоводства на Южном берегу Крыма лежат на поверхности – вот они, только бери и пользуйся. Никто даже палец о палец не ударил! При этом существуют Ялтинский гуманитарный университет, научные учреждения Никитский ботанический сад и НИИ «Магарач», научные отделы в музеях Ливадии, Алупки, Гурзуфа, Ялты, государственные архивы и частные собрания… И это только в черте Большой Ялты! А что говорить о Таврическом университете им. В.И.Вернадского и других «монстрах» науки по всему Крыму! Безразличие, равнодушие к земле, на которой ты живешь, - это чудище «обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй».
Итак, подводя итог, хотим еще раз отметить, что «нашего полку прибыло», поскольку свято место пусто не бывает. Дай Бог Виктору Евгеньевичу дальнейших успехов и денежных средств на продолжение исследований и публикаций! А презентация показала, что успех гарантирован: все присутствовавшие ушли с его книжкой, а за автографом стояла очередь.
В финале всего действа состоялся акт дарения книги читальному залу библиотеки им. А.П.Чехова.
Кстати, на презентации по сложившейся традиции демонстрировалась одна из картин Виктора Виноградова – «Симеиз».
Его живописные работы можно посмотреть здесь http://gallery.crimea.ua/ru/painters.php?p=956
О самом художнике можно узнать здесь http://gallery.crimea.ua/ru/painters.php?p=956&b=bio
Мы не удержались и решили напоследок все-таки показать несколько наших фотографий, отражающих ориентализм Ялты. Читатели, надеемся, сами определят, где это находится, поэтому изображения умышленно не подписываем.