Продолжение. Начало здесь http://kajuta.net/node/2822
В июне прошлого года в средствах массовой информации стали усиленно распространяться слухи о близящемся якобы новом финансовом кризисе. Мы начали торопить издательство с выходом книги под названием «Императорский розовый сад», которую сдали в рукописи еще летом 2010 года. В конце концов «додавили-таки» редактора, условившись, что тираж будет всего 500 экземпляров, причем расходы на издание делим пополам. Длительное сопротивление издательства «Нижняя Ореанда» вызвано тем, что предыдущие книги не пользовались повышенным вниманием читателей. Наступили тягостные дни по редактированию текста – сначала одним редактором, потом другим, потом третьим…
В первых числах июля из Москвы пришло приглашение на участие в конференции «Ландшафтная культура мира» от Бориса Михайловича Соколова, владельца сайта «Сады и время» - http://www.gardenhistory.ru/page.php?pageid=1 В предыдущем году осенью мы участвовали в такой же конференции, и теперь, по аналогии с прошлым годом, решили «выстрелить» сразу двумя докладами – «Театр роз Жюля Граверо» и «Сад музея Родена в Париже». Собственно говоря, эти статьи были написаны раньше, теперь же оставалось привести их в требуемую форму.
Весь июль и август занимался двумя вещами: 1) писал давно задуманную серию статей для сайта об использовании символики розы в народном декоративно-прикладном искусстве (можно почитать здесь http://kajuta.net/node/2793 и далее по оглавлению) и 2) почти ежедневно ездил в Симферополь в библиотеку им. Франко, где штудировал крымские газеты 1950-60-х годов, выискивая сообщения о зеленом строительстве на Южном берегу Крыма. О, сколько там интересных материалов! Каждая такая поездка приносила несказанное удовольствие.
Конечно, были и другие дела. Например, впервые удалось прорваться в фонды Ялтинского историко-литературного музея, но там, увы, по нашей теме ничего не нашел. Открылся после перерыва Симферопольский архив, где я сразу же заказал дела. Теперь в Симферополе нужно было успевать в два места и при этом вечером вернуться в Ялту. Поездки долгие (два часа в одну сторону), утомительные. Успокаивало лишь то, что в дороге можно что-либо сочинять. Так и появились новые песенки о розах, о Гурзуфе.
В конце августа (24-26 числа) побывали на маленьком фестивале авторской песни в Межгорье у Александра и Ирины Поршневых. Отдохнули немного, поскольку накопилась некоторая усталость. По нашей просьбе приехал московский друг Александр Безматерных, а в последний день даже заглянул Андрей Козловский.
В Москву, как мы не стремились, так и не поехали. В наших планах было с новой книгой о розах Романовых побывать на Международной книжной ярмарке и на Международной цветочной выставке, проводившихся почти в одно время в Москве. Увы, книга не издана, значит, и ехать не с чем. Рассторились, конечно.
С 1 сентября вновь начались заседания клуба авторской песни в Ялте – по вторникам. Летом были каникулы, а в апреле-мае я вообще перестал посещать заседания клуба из-за неявки членов. Приходишь, а там один человек, в лучшем случае два. И зачем мне это нужно? В конце концов, объявил, что ходить не буду, а клуб распущу совсем. Однако летом успокоился немного и подумал, что надо попробовать еще раз. Посмотрим. Возможно, что-то переменится.
В первых числах сентября моя мама сломала руку и попала в больницу, пришлось поехать в Мелитополь. Пробыл там неделю. Вернувшись, заканчивал книгу «Розы Ливадии», а в конце месяца мы ее торжественно отвезли в издательство «Бизнес-Информ», которое и заказывало эту книгу. Разве мы тогда предполагали, что и через полгода ничего не выйдет?
Итак, все лето и половина сентября ушли на «заготовку дров», то есть сбор и обработку материалов. У Юты на работе ничего существенно нового не произошло: менялись начальники, кого-то ставили, кого-то снимали с должности, то выделяли деньги на строительство розария, то отбирали. Предстоящие выборы в Верховную Раду в октябре и вовсе отняли последние надежды. И так уже четыре года.
В конце сентября события стали уплотняться, а вскоре и вовсе набрали крейсерскую скорость. И это продолжалось вплоть до Нового года. Постараемся изложить все по порядку.
21-22 сентября мы побывали в Киеве. Цель поездки двоякая: презентация наших книг о розах в клубе любителей роз и подача документов на шенгенскую визу. По первому вопросу заранее созвонились с Ириной Цвилой (напомню, что мы встречались с ней в Симферополе в июне). На этом мероприятии побывала и наша соавтор книги о Костецком Ольга Дмитриевна Козловская, вдова Александра Костецкого, внука Николая Даниловича. Она любезно предоставила нам крышу над головой, а Ирина организовала встречу в кафе недалеко от вокзала. Мы взяли с собой книги, гитару, и сначала все шло хорошо, но вскоре администрация кафе возмутилась, и нас попросили покинуть помещение. В общем, с горем пополам поговорили. Ниже - несколько запечатленных мгновений этой встречи.
Что касается визы, то остается только позавидовать киевлянам, живущим в одном городе со всеми посольствами мира. Нам же нужно потратить кучу денег, чтобы добраться до Киева, а потом еще поехать во второй раз, чтобы эти визы получить. В общем, конечно, визы были главным делом, а презентацию мы «подтянули» к поездке сами. Дело в том, что Юта придумала следующий ход: в связи с тем, что прямого самолета из Киева на Братиславу нет, а только из Москвы, то мы оформляем визы, а в октябре, побывав на конференции в Москве в РГГУ, оттуда сразу летим в Европу. Мне поначалу не очень верилось в успех этой комбинации, но постепенно все стало складываться удачно. Однако до Европы было еще далеко.
Вернувшись из Киева, стали готовиться к нашему фестивалю «Осенняя Ялта», намеченному на 5-7 октября. Но до этого нужно было еще успеть поучаствовать в конференции «Воронцовские чтения», запланированной в Алупке на 3-4 октября. А еще ранее, 29-30 сентября, я обещал быть на поэтическом фестивале «Чеховская осень», организованном Ялтинским литературным объединением. В жюри участвовать отказался, но на открытии фестиваля и в заключительном концерте спел. Последний был организован в нашем театре им. Чехова, и для меня выход на сцену этого, в высшей степени священного места был очень волнительным. Нервничал страшно. Сколько раз мы с Ютой бывали в зрительном зале, любовались выступлениями американских джазменов, зарубежных театральных трупп, смотрели московские пьесы, и вдруг мне предстояло тоже оказаться на подмостках театра!
Отчет о поэтическом фестивале можно прочитать здесь http://chekhov-yalta.org/ru/sobitiya/news-page-37.html
Конференция в Алупке лично для меня тоже оказалась непростой. Юта простудилась, потеряла голос, и мне пришлось читать ее доклад «Розы Массандры».
За день до начала конференции наконец-таки вышла книга «Императорский розовый сад». http://kajuta.net/node/2806 Двадцать экземпляров, привезенных в Алупку разлетелись за полдня. Правильно назвав книгу и посвятив ее 400-летию Дома Романовых, мы увидели, что спрос явно превышает предложение. Появились отзывы на книгу.
http://www.plantfoto.ru/?page=109&event=notes¬e_id=209&n=5&group_id=20
http://www.inieberega.ru/node/460
А затем наступили дни нашего бардовского фестиваля. Полной неожиданностью стало разрешение селиться участникам на базе «Павлинка», поскольку в прошлом году нам отказали. Я прибыл чуть раньше остальных и успел пофотографировать, пока нет людей. Погода стояла изумительная, вода в море теплая, и я не понимаю, зачем бардам томиться в душном полутемном зале, когда можно просто погулять и искупаться? На эту тему даже написал заметку http://kajuta.net/taxonomy/term/35
Кстати, на фестивале состоялся и мой концерт, условно посвященный 40-летию творческой деятельности. Спасибо Володе Шишкину, сумевшему сплотить участников и выстроить программу. Он же был и ведущим. Вообще они с Зоей большие молодцы. В знак благодарности выкладываю уникальные фотографии, сделанные на Баксане в августе 2012 г.
Сразу после фестиваля я отправился в Киев за визами. Как оказалось, Юте дали мультивизу на год, а мне – на полгода. Кстати, так было и в прошлом году. Перед поездкой мы еще побывали на презентации книги Виктора Виноградова «Романтизм в архитектурной среде Ялты. Ялтинский ORIENT». Отчет о встрече - http://kajuta.net/node/2811
12 октября открылась научная конференция по краеведению - XIII Дмитриевские чтения «История города в музеях – музеи в истории города». Мы выступали с докладом «Ялтинское общество садоводства» - http://kajuta.net/node/2812
Наконец, собравшись в дальнюю дорогу, мы вылетели в Москву. Конференция проходила в стенах РГГУ 24-26 октября под названием «Ландшафтная культура мира: сады искусств». Б.М.Соколов договорился с общежитием, так что проблем с жильем не было. О самой конференции, удивительной встрече с Ренэ Герра и о неожиданной для нас выставке живописи русской художницы Нади Блок мы уже поведали на нашем сайте - http://kajuta.net/node/2819 Остается добавить, что в рамках конференции состоялась фотовыставка по итогам поездки студенческой группы РГГУ в Германию – «Россия и Германия. Два века садовых встреч». Отчет о конференции и выставке сделал на своем сайте сам Борис Михайлович - http://www.gardenhistory.ru/page.php?pageid=436 Там есть немного и о нас.
В Москве мы посетили еще одну выставку, ежегодно проводящуюся в архитектурно-строительном центре «Дом на Брестской». В 2011 году мы также побывали здесь и даже написали подробный отчет - http://kajuta.net/node/2626 В этом году нам показалось, что выставка и конкурс были слабее. Впрочем, мы можем ошибаться, поскольку в московской среде ландшафтных архитекторов не вращаемся и информацией в достаточной мере не владеем. Мне лично на конкурсе импонировал проект, где предлагалось использовать графические работы Нади Рушевой на пушкинскую тему в дизайне малых архитектурных форм в петербургских садах и парках. Кстати, авторский коллектив «Стройпроект XXI», представивший эту идею, занял 1 место в номинации «Проект элемента ландшафтного дизайна».
Подробнейшее описание выставки с указанием победителей в каждой номинации размещено на сайте http://www.gardener.ru/events/exhibition/page4101.php?cat=1078
Рассматривая экспонаты, я обратил внимание на молодую пару с гитарой, скромно сидевшую в уголке. Попросил гитару и начал петь. Невесть откуда появился коньяк, а затем слушатели, организаторы. Мы с Ютой разошлись и дали целый концерт. В общем, похулиганили.
Никак не могли пройти и мимо такого события, как Международный антикварный салон, проводившийся ежегодно в ЦДХ. Вот уж где полет фантазии и буйство истории!
27-го октября утром мы уже летели в Братиславу, где нас ждали с нетерпением. Встретившись с родными и друзьями, отправились по городам и весям Европы. В план входило посещение Бадена, Вены, Зальцбурга, Праги и Карловых Вар.
Первым делом поехали в Баден, к коллекционеру старинных роз Эриху Унмуту. Мы заранее с ним созвонились и встретились в парке Доблхоф. Об этом парке мы уже писали, так как Юта была в нем в мае 2010 года - http://kajuta.net/node/2196 Правда, тогда была жара и не было такого замечательного провожатого, как Эрих. В этот раз мы попали в первый день снегопада, и розы, конечно, оказались под снегом. Тем не менее, удалось сделать несколько фотографий. Эрих был сама любезность, возился с нами, как с маленькими детьми, кормил обедом, снял отель, не разрешив за себя платить.
Вернулись в Братиславу, переночевали, и снова в путь. На этот раз в Зальцбург, в котором мы оба никогда не были. Город очаровал. Это – сказка. Весь город в праздничных гирляндах и цветах. Мы попали в День Всех Святых, праздник Хеллоуин не видели. Всю ночь бродили группы разрисованных и наряженых молодых людей, но в городе, видимо, был запрет на массовые сборища (чего не скажешь о Праге). За три дня успели посмотреть два чудных парка – Мирабель и Хельбрунн, были и во дворце, и в крепости, и Бог знает где еще.
Затем были Прага и Карловы Вары. Здесь мы преследовали практическую цель – побывать в тех местах, которые связаны с жизнью и творчеством деда Юты, Юрия Арбатского. Думаю, что Прага уже не столь интересна, и, судя по количеству русских туристов, сегодня это практически российский город.
9 ноября счастливые и уставшие вернулись домой. Юту ожидал сюрприз – ей предстояло немедленно ехать в Киев в командировку. Успешно решив все вопросы, Юте удалось каким-то непостижимым образом уговорить начальство отпустить ее в Санкт-Петербург на конференцию. Во-первых, это самая «крутая» конференция в России, а, во-вторых, ее начало совпадало с моим днем рождения – 26 ноября. Поскольку я родился в Ленинграде, то лучшего подарка и придумать было трудно.
Нагрузив полные сумки нашими книгами, мы вылетели через Киев в Питер. Конечно, заранее были посланы заявка на участие и доклад. Конференция проходила в Царском Селе, прямо в Екатерининском дворце, в соседнем зале с Янтарной комнатой. Пусть не обижаются искусствоведы и ценители дворцовой архитектуры, буду изъясняться простым «рабоче-крестьянским» языком.
Поселили нас в гостинице «Екатерина», находящейся во флигеле (так называемой циркумференции) при дворце. Юта, как докладчик, поселилась бесплатно. В день приезда в Царское Село был снегопад, мы из Питера ехали на автобусе и вышли на остановке, находящейся далеко от дворца. Долго шли пешком по городу, а вокруг – ни души. Даже не у кого спросить дорогу. С трудом добравшись до отеля и наскоро бросив сумки, мы побежали в Екатерининский парк, пока он не закрылся (работает до 21 часа). Какая красота!
На следующий день началась конференция. Тема была заявлена достаточно специфическая: «Россия – Польша. Два аспекта европейской культуры». Народу приехало очень много. 65 докладов! Из Польши прибыла целая делегация историков и искусствоведов. Юта читала доклад о происхождении названия розы «Аврора Понятовская» на третий день конференции. Первые два дня музей был закрыт для посетителей, и мы чувствовали себя весьма комфортно. Для нас организовали специальную экскурсию с посещением «запретных» для обычных посетителей мест. А во второй вечер в гостинице мы организовали в фойе бардовский концерт, попросив гитару у нашего друга Германа Максимова, с которым знакомы по Ялте.
Конечно, глупо было сидеть безвылазно в зале и слушать доклады, когда вокруг такая красота. Юта обязана присутствовать по статусу, а мне можно и погулять, что я и делал регулярно. Пока умные люди читали умные лекции, я побывал в Александровском парке. Необыкновенно красивый парк, но зима уже была на носу, и голые деревья наводили грусть.
Что сказать о поездке в Царское Село? Во-первых, мы распродали все книги. Их даже не хватило, и пришлось извиняться. Этот факт ажиотажного спроса свидетельствовал о том, что наша тема – не для украинских читателей. Увы, издательство не умеет продавать свои книги, а мы не в состоянии из Ялты наладить реализацию их в России.
Во-вторых, доклад Юты произвел настоящий фурор среди представителей прессы. Поскольку подавляющее большинство участников конференции и представителей СМИ – женщины, то Юту после выступления просто атаковали желающие познакомиться и пообщаться. Она «звездила», давала интервью местному радио, ставила автографы. Я доволен этим, даже счастлив.
Надо сказать, что организация конференции – выше всяких похвал. Поселение бесплатное, завтрак и обед в ресторане – бесплатный, экскурсии – куда пожелаешь. Мы воспользовались привилегиями и побывали даже в закрытом музее – Александровском дворце.
По окончании мероприятия нас организованно вывезли на автобусе в Питер, где мы поселились у нашей давней знакомой. Договорились пробыть еще три дня; билеты на обратный путь имелись на 1 декабря. Именно в этот день началась настоящая вьюга. Замело практически все, рейсы в аэропортах отменены, мороз – 20 градусов. По городу особенно не погуляешь. Но у нас была цель: найти библиотеку Ботанического сада и напроситься на поиск нужных нам исторических материалов. Больные, правда? Быть в Питере и сидеть в библиотеке – это нонсенс. Тем не менее, именно это нас и спасло от замерзания. Мало того, руководители библиотеки пошли нам навстречу и на следующий день, когда в библиотеке был выходной, специально для нас открыли ее и занимались с нами. А уж те находки, которые мы там обнаружили, вообще не имеют цены! Скажу только об одной. Нам подарили почти все последние номера американских журналов о розах – «American Rose», а тех, что не было в дубликатах, разрешили скопировать. В Украине этого вообще нет! Надеюсь, что когда-нибудь мы сможем рассказать об этих материалах.
В один из вечеров мы после библиотеки сходили на концерт, посвященный 80-летию Виктора Берковского и Юрия Кукина. Выступали О.Митяев, братья Мищуки, А.Дольский, Г.Хомчик, А.Чечет и многие другие. Трехчасовой концерт в клубе Ленсовета пролетел, как одно мгновение. Зал, почти 3 тысячи мест, был битком.
На наше счастье рейс Санкт-Петербург – Киев 1 декабря не был отменен, и мы благополучно прибыли домой без задержек.
В декабре занимался написанием новой книги с условным названием «Профессия садовник: прошлое и настоящее». Юта составляла отчеты, писала планы, ездила в Алупку, ходила в Массандровский дворец. Много времени отнял наш магазинчик в преддверии Нового года.
4 декабря отмечали 110 лет основания Ялтинской библиотеки им. А.П.Чехова. Было много гостей, работники библиотеки подготовили интересный сценарий праздника.
15 декабря в той же библиотеке отмечали 120-летие языка эсперанто в Ялте. Ефим Зайдман, руководитель движения, был в ударе. Приехал из Симферополя Павел Можаев, спел несколько песен на эсперанто.
Из других интересных событий, пожалуй, отмечу два. Меня приняли в члены Союза российских, украинских и белорусских писателей Крыма и выдали членский билет. Таким образом, к членству в Региональном Союзе писателей Украины прибавилось еще одно - местное.
Другое событие – создание общественной организации «Ассоциация любителей роз Крыма», о которой мы мечтали уже давно. Еще 16 ноября мы проведили учредительное собрание и сдали документы на регистрацию в Ялтинский горсовет. Меня избрали президентом. В декабре выдали свидетельство и вернули заверенный устав.
Что это дает? Это свобода в общении с международными организациями подобного типа, это возможность что-то предпринять в деле сохранения хотя бы тех роз, которые еще остались на Южном берегу Крыма. Это, наконец, новое приключение, новое плавание, и куда оно приведет, одному Богу известно.
Вот, собственно, и всё. Напоследок приведу список наших статей, книг и публикаций за 2012 год.
1. Ю.Арбатская, К.Вихляев. Франция. Валь-де-Марн. Лей-ле-Роз. Розарий и музей. // Ландшафт. Дизайн, № 1, 2012. – С. 172-173, илл.
2. Ю.Арбатская, К.Вихляев. Франция. Париж. Розарий в парке Багатель. // Ландшафт. Дизайн, № 1, 2012. – С. 174, илл.
3. Ю.Арбатская, К.Вихляев. Франция. «Бон Мезон» и «Старинные розы…» // Ландшафт. Дизайн, № 1, 2012. – С. 175, илл.
4. Ю.Арбатская, К.Вихляев. Франция. Орлеан. Розарий Жана Дюпона. // Ландшафт. Дизайн, № 1, 2012. – С. 176, илл.
5. Ю.Арбатская, К.Вихляев. Франция. Дуэ-ля-Фонтен. Муниципальный розарий Фуйон. // Ландшафт. Дизайн, № 1, 2012. – С. 177, илл.
6. Ю.Арбатская, К.Вихляев. Германия. Баден-Баден и Бойтинг. Розы на курорте. // Ландшафт. Дизайн, № 1, 2012. – С. 178-179, илл.
7. Ю.Арбатская, К.Вихляев. Германия. Зангерхаузен. «Европа-розариум». // Ландшафт. Дизайн, № 1, 2012. – С. 180-181, илл.
8. Ю.Арбатская, К.Вихляев. Монако. Розарий принцессы Грейс. // Ландшафт. Дизайн, № 1, 2012. – С. 182, илл.
9. Ю.Арбатская, К.Вихляев. Германия. Гамбург. Розарий ботанического сада. // Ландшафт. Дизайн, № 1, 2012. – С. 183, илл.
10. Ю.Арбатская, К.Вихляев. Италия. Каврилья. Розарий «Карла Финеши». // Ландшафт. Дизайн, № 1, 2012. – С. 184, илл.
11. Ю.Арбатская, К.Вихляев. Испания. Барселона. Розарий Сервантеса. // Ландшафт. Дизайн, № 1, 2012. – С. 185, илл.
12. Ю.Арбатская, К.Вихляев. Бельгия. Шато-де-Клома. Замок + музей + розарий. // Ландшафт. Дизайн, № 1, 2012. – С. 186, илл.
13. Ю.Арбатская, К.Вихляев. Румыния. Клуж-Напока. Яссы. Тимишоар. // Ландшафт. Дизайн, № 1, 2012. – С. 187, илл.
14. Ю.Арбатская, К.Вихляев. Англия. Чизуэлл Грин. Королевский розарий. // Ландшафт. Дизайн, № 1, 2012. – С. 188, илл.
15. Юта Арбатская. Протоиерей Сергий Четвериков. Биографический очерк. Проповеди. – Симферополь: Н.Орiанда, 2012. – 208 с., илл.
16. Ю.Арбатская, К.Вихляев. Николай Костецкий: шипы и розы. – Симферополь: Н.Орiанда, 2012. – 136 с., илл.
17. Ю.Я. Арбатская. Роль Н.А. Гартвиса в создании Алупкинского парка. // Дендрология, цветоводство и садово-парковое строительство. Материалы международной научной конференции, посвященной 200-летию Никитского ботанического сада 5-8 июня 2012 г., том 1, с. 240.
18. Ю.Я. Арбатская, Л.И. Улейская, Т.С. Гарнизоненко, В.Г. Паршин. Стилистические особенности внутренних двориков Ливадийского дворца. // Дендрология, цветоводство и садово-парковое строительство. Материалы международной научной конференции, посвященной 200-летию Никитского ботанического сада 5-8 июня 2012 г., том 1, с. 241.
19. Ю.Я. Арбатская. Розы в каталогах растений русских усадеб конца XVIII - начала XX веков. // Русская усадьба XVIII - начала XXI вв. Проблемы изучения, реставрации и музеефикации: материалы научной конференции, Ярославль, 5-6 июля 2012 года / Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н.А. Некрасова «Карабиха». – Ярославль, 2012. – С. 72-76.
20. Юта Арбатская. Сад-призрак. Парк Н.Гартвиса в Артеке. // Школа Юного Вченого. Науково-популярний журнал Малої академії наук для творчої молоді та її наставників, № 4-5 (18-19), 2012. - С. 46-52.
21. Ю.Арбатская. Роза «Генерал Корольков». // Вестник архивной службы города Алматы, № 1 (10), 2012. – С. 21-26.
22. Ю.Арбатская. Роза «Генерал Анненков». // Вестник архивной службы города Алматы, № 1 (10), 2012. – С. 26-31.
23. Ю.Я.Арбатская. Композитор, органист, музыковед Юрий Арбатский (к 100-летию со дня рождения). // Воронцовы и русское дворянство: между Востоком и Западом. Сборник научных статей и докладов. - Симферополь: Н.Орiанда, 2012. – С. 82-90, илл.
24. Ю.Я.Арбатская. Душа русской эмиграции в Словакии. // Воронцовы и русское дворянство: между Востоком и Западом. Сборник научных статей и докладов. - Симферополь: Н.Орiанда, 2012. – С. 91-96, илл.
25. К.А.Вихляев, Ю.Я.Арбатская. Имена русских аристократов в названиях роз. // Воронцовы и русское дворянство: между Востоком и Западом. Сборник научных статей и докладов. - Симферополь: Н.Орiанда, 2012. – С. 113-118, илл.
26. Арбатская Ю., Вихляев К. Императорский розовый сад. - Симферополь: Н.Орiанда, 2012. – 224 с., илл.
27. Арбатская Ю.Я. Мистические сюжеты литературы романтизма в семантике Алупкинского парка. // Музей-заповедник: экология и культура. Сборник материалов Пятой Международной научно-практической конференции (Станица Вёшенская, сентябрь 2012 года). – Вёшенская: ФГБУК «Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова», 2012. – С. 156-159.
28. Арбатская Ю.Я. Роза ‘Прекрасная Аврора Понятовская’: история происхождения названия. // Материалы XVIII Царскосельской научной конференции «Россия-Польша: два аспекта европейской культуры», Царское село, 26-28 ноября 2012. - С. 12-19.
1. XIII международная научная конференция «Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России». 27-28 марта 2012 года, Москва. Арбатская Юта Ярославна (Украина), Зверева Светлана Георгиевна (Великобритания). Доклад на тему «Композитор, органист, музыковед Юрий Арбатский: судьба и архив рахманиновского стипендиата». Сдан для публикации.
2. «Наследие Чехова в XXI в.: поэтика, проблематика, интерпретации». 23-25 апреля 2012 г. Алупка. Арбатская Юта Ярославна (Алупка). Доклад на тему «Чехов в Никитском ботаническом саду. Неизвестные воспоминания современника». Сдан для публикации.
3. Международная научная конференция «Романовы и Крым», посвященная 140-летию со дня рождения последней российской императрицы Александры Федоровны. 24 мая 2012 года. Арбатская Ю.Я., Вихляев К.А. (Ялта). Доклад на тему «Цветы в жизни императрицы». Сдан для публикации.
4. Международная научная конференция, посвященная 200-летию Никитского ботанического сада «Дендрология, цветоводство и садово-парковое строительство» 5-8 июня 2012 года. Арбатская Ю.Я. (Алупка). Доклад на тему «Роль Н.А. Гартвиса в создании Алупкинского парка». Рекомендован оргкомитетом для публикации.
5. Международная научная конференция, посвященная 125-летию дендрологического парка "Аскания-Нова" «Интродукция и опыт паркостроительства в степной зоне Украины» 23-25 мая 2012 г (заочно). Доклад на тему «Розы Бахчисарайского дворцового комплекса». Опубликован.
6. Научно-практическая конференция «Русская усадьба XVIII - начала XXI вв.
Проблемы изучения, реставрации и музеефикации». Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н.А. Некрасова «Карабиха» 5-6 июля 2012 года (заочно). Опубликовано.
7. V Международная научно-практическая конференция «Музей-заповедник: экология и культура». Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова, станица Вёшенская, сентябрь 2012 года (заочно). Опубликовано.
8. XIII Международные Воронцовские научные чтения «Воронцовы и русское дворянство: между Западом и Востоком», Алупка, Воронцовский дворец, 3-4 октября 2012 года (очно).
9. XI Крымские Международные научные чтения «Мир усадебной культуры», Алупка, Воронцовский дворец, 3-4 октября 2012 года (очно). Доклад на тему «Розы Массандры». Сдан для публикации.
10. XIII Дмитриевские чтения «История города в музеях – музеи в истории города», 12 октября 2012 года (очно). Доклад на тему «Ялтинское общество садоводства». Сдан для публикации.
11. II Международная научная конференция «Ландшафтная культура мира: сады искусств». Российский государственный гуманитарный университет, Москва, 24-26 октября 2012 года. Доклады на тему «Театр роз Жюля Граверо» и «Сад-музей Родена (Париж, Франция)» (очно). Сданы для публикации.
12. XVIII Царскосельская научная конференция «Россия-Польша: два аспекта европейской культуры», Царское село, 26-28 ноября 2012. Доклад на тему «Роза ‘Прекрасная Аврора Понятовская’: история происхождения названия» (очно).
13. Научная конференция Общества изучения русской усадьбы (ОИРУ) «Русская усадьба: два юбилея. Проблемы изучения и сохранения русского усадебного наследия в XXI веке», Москва, 21-22 ноября 2012 года. Доклад на тему «Розовый сад русского дворянства» (заочно). Сдан для публикации.
1. Розарий Багатель.
2. Дуэ-ля-Фонтен. Муниципальный розарий (розарий Фуйон).
3. Музеи "царицы цветов" в разных странах мира.
4. Сады и виллы Демидовых в Италии.
5. Розы Вьетнама.
6. Вера Николаевна Орсаг (Крюковская).
7. Розы и декоративно-прикладное искусство. Часть 1. Подносы.
8. Розы и декоративно-прикладное искусство. Часть 2. Ковры и гобелены.
9. Розы и декоративно-прикладное искусство. Часть 3. Украинская вышивка.
10. Розы и декоративно-прикладное искусство. Часть 4. Роспись по дереву.
11. Розы и декоративно-прикладное искусство. Часть 5. Гжель.
12. Роза «Анна Чарторыйская».
13. Роза «Мадемуазель Зонтаг».
14. Петер Ламберт – легенда немецкой селекционной науки.
15. Мемориальные розы Южного берега Крыма.
16. Роза «Алупка». Детектив на ботаническую тему.