17 июня 1906 года в небольшом городке Валь-де-Марн в окрестностях Парижа состоялся необычный театральный спектакль. Сцена находилась на открытом воздухе, а декорациями служили зеленые кроны деревьев и гирлянды великолепных цветущих роз. Представления на открытых площадках в садах и парках в начале ХХ века были не редки. Но этот спектакль был особенным. Он был организован в только что созданном «Зеленом театре» в частном розарии Лей-ле-Роз Жюля Граверо. Персидская сказка в одном действии – «Розы Заала» была показана силами членов общества Розати в постановке Эмиля Ланглада. Розати – это объединение литераторов, прославлявших красоту розы. Парижская газета «La Presse» на следующий день писала, что члены общества Розати в 2 часа дня выехали из Фонтене-о-Роз на автомобиле в розарий Жюля Граверо и приняли участие в представлении. Помимо спектакля были показаны «Греческие танцы» в исполнении балерины Парижской Оперы мадемуазель Сандрини. В программе приняли участие актрисы театра «Одеон» Марсилли и Дерези, сыгравшие музыкальную миниатюру в стихах по сценарию Лии Берже «Душа Розы». Со своими номерами выступил известный мим Жорж Ваг. Были также исполнены оперные арии и сценические монологи. Оркестром дирижировал Морис де Вилле. Организатором всего этого действа был друг Жюля Граверо, один из активнейших членов общества Розати, писатель Рене Лешойе.
Перед спектаклем Жюль Граверо произвел «крещение» своей новой розы ‘Les Rosati’, посвященной этому обществу. Спектакль имел необычайный успех. С этого дня представления в «Зеленом театре» Жюля Граверо стали доброй традицией на долгие-долгие годы. Кем же был этот удивительный человек, сумевший объединить в своем необыкновенном саду-музее самые разные жанры искусства и науки?
В 1892 году француз по имени Жюль Граверо (Jules Gravereaux), выйдя на пенсию в 48 лет, приобрел участок земли площадью 11 гектар далеко за чертой Парижа. На территории был небольшой дом постройки времен Бонапарта и роскошный английский парк. Был ли он так богат? Французские историки утверждают, что его сбережения были достаточно скромными, ведь он проработал все 32 года (с 1860 г.) обычным служащим в галантерейном магазине у супругов Бусико на рю дю Бак в Париже (1). Этот магазин был из разряда, как тогда говорили, «дешевых», то есть цены были значительно ниже конкурентов. Наши исследователи склоняются к другому мнению: Граверо был не просто служащим, а совладельцем целой серии галантерейных магазинов, на чем и заработал капитал (2).
Как бы то ни было, а в 1892 году он вместе с женой переехал в Валь-де-Марн. К тому времени Жюль Граверо серьезно увлекся фотографией и практически не выходил из дому, занимаясь проявкой фотопластинок и другими фотоработами. Чтобы как-то вытащить мужа на свежий воздух, мадам Граверо попросила его создать при доме сад. Так, мало помалу, Жюль Граверо увлекся розами, которые стали на всю оставшуюся жизнь его страстным увлечением.
В 1894 году Граверо решил собрать самую полную коллекцию роз, когда-либо существовавшую в мире. Исторически сложилось так, что к исходу XIX века все существовавшие ранее коллекции не сохранились. Для начала сделаем небольшой экскурс в прошлое.
В 1798 году Жозефина Богарне, супруга тогда еще Первого Консула Наполеона Бонапарта, купила участок земли в 260 га со старым замком в 14 километрах западнее Парижа со зловещим названием «Мальмезон» («Дом дьявола»). В саду планировалось создать коллекцию из деревьев и кустарников всего мира. С этой целью Жозефина поручила многим ботаникам и миссионерам, отправлявшимся в дальние страны, присылать ей разные ботанические редкости. В 1804 году у нее возникла идея собрать в Мальмезоне все известные в то время розы. В первую очередь ее интересовали розы из Китая и Японии, то есть те, которые сегодня мы считаем видовыми родоначальницами современных гибридов. По свидетельству историков, наряду с другими экзотами со всего мира, в саду находились розы почти 250 наименований, и это была самая полная коллекция того времени. Благодаря специально нанятому императрицей для зарисовки цветов художнику Пьеру-Жозефу Редуте (Pierre-Joseph Redouté), сегодня мы можем видеть большинство сортов роз, которые были собраны в Мальмезоне. С кончиной Жозефины сад постепенно пришел в упадок.
Следующей была коллекция роз в Люксембургском саду в Париже, хранителем которой был талантливый ботаник и селекционер Жюльен-Александр Гарди, прослуживший на этой должности до 1859 года. В пик своего развития в саду насчитывалось 144 сорта роз. С уходом хранителя и эта коллекция пришла в запустение, а в период первой мировой войны розарий вовсе был уничтожен.
Все эти примеры будоражили воображение Жюря Граверо, он считал своим гражданским долгом восстановить коллекцию роз императрицы, а заодно прославить свою родину величайшим живым музеем розы. Страсть собирательства у Граверо доходила до фанатизма, а скорость пополнения «экспонатов» была невероятной: к 1900 году в саду супругов насчитывалось около 3000 сортов и видов роз, а в 1902-м – уже 7000 сортов!
Новому увлечению бывшего парижского коммерсанта помогала сама история. В конце 1890-х годов селекционная наука и общая культура выращивания роз достигла такого размаха, что ежегодно только во Франции производилось до 200 новых сортов роз, причем это были самые совершенные на то время чайно-гибридные розы, цветущие многократно в течение лета, обладающие сильным ароматом и высокой сопротивляемостью болезням. Постепенно уходили в прошлое центифольные, дамасские и галльские сорта, ими никто не интересовался.
Наконец, активная работа селекционеров по выведению плетистых и полуплетистых сортов давала невиданную ранее возможность использования роз в самых разнообразных садовых формах, что могло бы придать саду черты парка.
Со временем цели Жюля Граверо изменились. По мере изучения исторической и ботанической литературы, владелец коллекции поставил во главу угла задачу научного изучения роз, не забывая и о декоративном аспекте. Уже к 1900 году Граверо окончательно сформулировал свою задачу: создание консерватории роз, то есть научного музея розы под открытым небом. В числе прочего он наметил навести порядок в существующей номенклатуре роз и опубликовать научные результаты для мирового сообщества.
Честолюбие коллекционера было столь же безгранично, как и его предприимчивость. В своих фантазиях и деяниях Граверо был неистощим. Увлекшись селекционной работой, он создал 24 новых сорта роз. Кроме того, он собирал всё, что могло иметь отношение к розам: посуду, ткани, картины, предметы искусства. Одновременно росла и коллекция, которая уже не умещалась на участке.
Конечно, столь великое дело, как создание первой в мире консерватории роз, требовало руки мастера, и честолюбивый Жюль Граверо мог обратиться за помощью только к архитектору первой величины. Таковым был Эдуард Андре, который не просто спроектировал новый тип сада-розария, но и продумал его как место размещения коллекции, а также учел возможность продолжения научных опытов в саду. В 1910 году на площади 2 га появился новый сад роз.
«Сад представлял собой правильный треугольник, по форме напоминающий гигантский веер, декорированный центральным медальоном, который, в свою очередь, состоял из бассейна, окруженного партером из газона и клумбами из роз.
По главной оси были расположены бассейн, широкая лестница и решетчатый павильон. От павильона к периферии веером отходили дорожки.
На главном партере высажены штамбовые розы, вьющиеся розы на трельяжах, похожие на пирамиды, и бордюры из роз, отражающиеся в воде. Живописная картина дополнялась шестиметровой высоты шпалерами с сиренево-розовыми розами, покрывавшими также павильон и арки со всех сторон.
Весь сад был разделен на отдельные части. Каждая часть посвящалась ботанической или исторической теме: «Розы для Мадам», «Аллея истории розы», «Розы Мальмезона», дикие виды, галльские розы, розы из Азии, современные сорта, розы с ароматом чая. С увеличением сортимента вьющихся роз возникла необходимость создания для них искусственных опор» (9).
Добавим, что сад сильно изменился к 1910 году по сравнению с его первоначальным устройством в 1901-1902 годах. В проекте Эдуарда Андре не было бассейна и некоторых других декоративных деталей. Они появились позднее, с подключением к устройству розария сына Жюля, Анри Граверо. В частности, были добавлены малые архитектурные формы – бюст Жозефины в начале аллеи «Розы Мальмезона», колоннада «Театра Роз».
При создании коллекции Жюль Граверо нуждался, особенно в первое время, в квалифицированных советах и помощи. Во-первых, ему уже было за пятьдесят, а самообразование в деле культуры роз могло сильно затянуться. Во-вторых, ботаническая наука к началу XX века настолько далеко шагнула вперед, что не было необходимости еще раз, но теперь уже самостоятельно, идти напролом. Поэтому Граверо с самого начала контактировал с известными на то время розоводами, и со временем окружил свое предприятие единомышленниками и друзьями.
Одним из главнейших направлений своей деятельности Жюль Граверо считал научную работу в саду. Конечно, весь объем работ хозяин, при всем своем энтузиазме и кипучей энергии, не мог выполнить сам. Для этой цели в розарий были наняты садовники и рабочие, которые за время службы настолько прониклись идеями коллекционера, что сплотились в единую дружную команду.
Огромную помощь оказывал сын хозяина, Анри Граверо. Отец поручал ему самые ответственные задания: проектирование новых участков, руководство рабочими, составление плана работ.
Насколько хорош был сад в 1910-х годах, можно судить по многочисленным открыткам, которые выпускались в рекламных целях. Среди них есть и изображения «зеленого театра» тех времен.
Почти сразу же, как только в саду появились первые розы, Жюль Граверо начал экспериментировать в области гибридизации, однако поначалу эти работы носили спорадический характер. Затем, по совету Эдуарда Андре, селекция постепенно приобрела вид системы. Позднее к этим работам по гибридизации подключился и сын Анри.
В 1901 году Жюлю Граверо пришла идея на базе розария Лей-ле-Роз создать лабораторию ароматов, где можно было бы производить новые запахи, которые способны были бы конкурировать с болгарским розовым маслом. С этой целью он обратился к министру сельского хозяйства Альберу Виже с просьбой помочь в организации производства французского розового масла, а сам отправился на Балканы, где надеялся изучить технологии парфюмерной промышленности. Граверо побывал в Болгарии, Сербии, Турции.
В Болгарии Граверо уяснил для себя две вещи. Во-первых, нужно получить методом селекции новый аромат, во-вторых, необходимо разработать принципиально новую технологию перегонки розовой воды. На это у него ушло четыре года кропотливой работы.
Для начала Граверо в нормандском павильоне оборудовал лабораторию.
Одновременно он производит несколько различных скрещиваний и получает новый, очень ароматный сорт ‘Rose à Parfum de l'Hay’ (Роза с запахом Лей).
На основании полученных результатов Граверо составляет доклад министру сельского хозяйства о новом аромате розы и производстве розовой эссенции в саду Лей-ле-Роз в период с 1901 по 1905 год.
Однако вскоре дела пошли на спад, поскольку дело оказалось малоприбыльным, а поддержки у правительства парфюмерное дело в Лей-ле-Розе не получило.
В 1906 году, в день торжественного открытия «Зеленого Театра» Жюлю Граверо подарили сочинение Розати «Роза в науке, литературе и искусстве. Документы для использования в истории розы». Розати – это объединение литераторов, прославляющих поэзию, розы, вино, песни и изящную словесность. Граверо с удовольствием принял дар, так как ему было интересно всё, что связано с розами. Книга включала 3000 заметок и ссылок и была своего рода энциклопедией о розах.
К этому времени Граверо уже знал всё или почти всё, что касалось ботанической стороны культуры роз, поэтому требовалась какая-то новая идея. Под впечатлением этой книги Граверо пустился в новое приключение: он снова увлекся розами, но уже с точки зрения их места в жизни человека, в религии, в искусстве, в поэзии. Так появился новый проект: сбор всевозможных предметов, несущих символ розы, и документов о розах. Офис и лаборатория отныне превратились в музей и библиотеку.
Музей Розы состоял из четырех больших разделов – наука, литература, изобразительное искусство и декоративно-прикладное искусство. Здесь демонстрировались самые разные предметы: керамика, картины, эстампы, почтовые марки и открытки, ковры, ткани, фотографии, наборы с изображением роз, экслибрисы, гравюры, мебель, гербарии. Отдельную коллекцию составляли книги, журналы и документы, собранные в библиотеку. В итоге, к 1916 году было собрано около 11 000 экспонатов.
Совершенно удивительным и потрясающим по выразительности был Театр Роз или, как его еще называли «Зеленый Театр».
Он был основан в 1905 году с постройкой в южной части сада внушительной колоннады на фоне зеленого газона по проекту Анри Граверо, сына хозяина. Театр открыл новую страницу в истории розария и, по оценкам современников, аккумулировал в себе всю палитру жизни французской буржуазии начала XX столетия. Сейчас этого театра нет, он был снесен в 1970 году по причине ветхости строения.
Сцена находилась на открытом воздухе, а декорацией ей служили настоящие деревья и цветущие розы. Колоннаду в древнегреческом стиле по бокам украшали две скульптуры танцовщиц (муза Терпсихора), скопированные с оригинальных работ Антонио Кановы, украшавших некогда сад Мальмезон и выполненных скульптором по заказу императрицы Жозефины. В центре колоннады размещался храм Венеры, покровительницы цветущих садов, богини весны, плодородия, произрастания и расцвета всех плодоносящих сил природы. Эта композиция ассоциировалась с храмом Венеры в садах Малого Трианона в Версале.
Один из современников так писал о театре: «Эта театральная сцена оригинальной архитектуры имеет безупречный вкус и особый шарм, все естественно в этом уголке парка среди дикой, спокойной, почти религиозной атмосферы. Скамейки на зеленой траве, цветочные клумбы, авансцена, украшенная гирляндами роз. Ничто не отвлекает: место суфлера спрятано в зелени под навесом, гримерные актеров скрыты от глаз, нет кулис и декораций, все зелено и свежо, все – в цветущих розах, все по-настоящему волшебно».
В течение многих лет здесь праздновались дни рождения, семейные торжества, свадьбы, вечеринки. Но главными событиями были спектакли. Каждое лето, в период массового цветения роз, в саду организовывались музыкальные вечера, театральные постановки, поэтические турниры. Все программы составлялись таким образом, чтобы номера были связаны с розами. Особенно приветствовались костюмированные представления.
В 1907 году в розарии была поставлена опера-балет под названием «Храм Роз или Триумф Лесного Бога». В роли жрицы Бахуса юная танцовщица Эмма Сандрини исполняла древнегреческие танцы, которые с успехом шли на сцене парижской Оперы. В 1909 году члены общества Розати представили балет Рене Лешойе «Триумф Розы», где в главных партиях танцевали Эмма Сандрини и солистка театра «Комеди-Франсез» Мадлен Рош. В этом же году был показан спектакль «Адонис или рождение Розы» - стихотворное произведение на мифологические темы.
В 1912 году состоялись две премьеры. 8 июня, после чтения стихов в исполнении двух актрис из «Комеди-Франсез», было показано уникальное представление «Жизнь Розы» на музыку Шумана. В кордебалете были заняты балерины парижской Оперы во главе с Эммой Сандрини, а главную оперную партию (роль Розы) пела русская певица Фелия Литвин.
Впоследствии она не раз выступала в «Театре Роз» у Жюля Граверо, и каждый раз ведущий концерта ее выход объявлял: «А теперь Фелия Литвин – самая крупная роза», намекая этим на ее крупную и тяжелую фигуру (12). Певицу часто высмеивали за ее излишний вес, но она ценила шутку и никогда не обижалась. Фелия числилась в составе труппы парижской Оперы и обладала уникальным мощным сопрано, благодаря которому приобрела международную известность. Среди французских ценителей музыки она была также известна как переводчик Вагнера.
Через четыре дня, то есть 12 июня, вновь состоялось представление: танцы, арии, музыка, сценки, и все это так или иначе было связано с розами. В этот день здесь впервые на публике читал свои стихи Жан Кокто, Айседора Дункан исполняла танцы. Сохранилась программа этого концерта.
Первая мировая война, а затем смерть Жюля Граверо в 1916 году на время прервала эти представления. Но в дальнейшем они вновь возобновились. Несколько раз в сезон исполнялся полюбившийся зрителям спектакль «Любовь».
Жюль Граверо, будучи человеком предприимчивым, всячески рекламировал свой розарий. Он приглашал в Валь-де-Марн людей влиятельных, титулованных, как сегодня сказали бы, полезных. Ведь ему хотелось не только славы (кстати, заслуженной!), но и постоянно требовались финансовые средства на покупку земли, удобрений, оплату труда садовников, на сбор вещей для музея, на оплату выступлений артистов.
В саду в разное время бывали герцогини, графини, жены министров и членов правительства, писатели, художники, журналисты, фотографы. Вспомним, что сам Граверо некогда увлекался фотографией, поэтому неудивительно, что до настоящего времени сохранилось множество модных на то время открыток-фотографий, сделанных приглашенными фотографами.
Начало прошлого века – это и первые цветные фотоснимки, так называемый автохром. Фотографии публиковались в популярном столичном журнале «L’Illustration».
В 1899-1906 годах фотографии были черно-белые, но иногда в фотоателье эти снимки раскрашивались.
Некоторые названия роз, выведенные Жюлем Граверо, - тоже своего рода реклама сада. Например, роза ‘Madame Lucien Villeminot’ посвящена супруге Люсьена Виллемино, основателя и президента Союза производителей трикотажных и вязаных тканей Франции. Роза ‘Madame Raymond Poincaré’ названа в честь супруги Раймона Пуанкаре, в разные годы занимавшего должность министра финансов, премьер-министра, а с 1913 года – президента Франции.
Немало потрудились и художники в саду Лей-ле-Роз. Портрет самого Жюля Граверо кисти Шарля-Поля Ренуара висел на почетном месте в музее розария.
Для издания каталогов Граверо приглашал художников-акварелистов, чтобы те делали цветные зарисовки роз из коллекции сада. История не раз доказывала, что отсутствие цветных изображений сортов роз способствовало их забвению через некоторое время. Если бы такие изображения сохранялись, как в случае с рисунками Редуте из сада Мальмезон, то отыскать утерянные сорта было бы значительно проще. Опасаясь, что и розы Граверо когда-то могут исчезнуть навсегда, вместе с картотекой собиралась серия зарисовок. Некоторые из них были помещены в каталоги, издаваемые Жюлем Граверо.
В частности, в каталоге 1902 года можно встретить как зарисовки отдельных сортов, так и виды отдельных участков розария.
Жюль Граверо, опубликовывая каталоги сортов своего сада, подчеркивал во введении, что розарий не является коммерческим предприятием и не продает розы всем желающим. Он отстаивал идею научного учреждения и не хотел превращать коллекцию в обычный питомник по размножению и продаже растений.
Вместе с тем Граверо всячески поддерживал создание коллекционных розариев (консерваторий) где бы то ни было. Когда в 1903 году в немецком городке Зангерхаузен близ Эрфурта было решено создать свою консерваторию, Граверо отправил немецким коллегам большую партию роз из своего сада. А в 1905 году при открытии розария в парке Багатель в Париже Граверо даже сам участвовал в посадке роз, переданных им в распоряжение столичных садоводов. Такая же ситуация повторилась и с устройством розария при Елисейском дворце в 1910-1914 годах.
Жюль Граверо был приглашен для редактирования сборника «Лучшие розы начала XX века», задуманного Французским Обществом Садоводства. Собранные им старинные манускрипты о розах для своего музея сегодня считаются редчайшими книгами.
Граверо был избран членом многих научных обществ, Почетным президентом Французского Общества Роз, награжден орденом Почетного легиона.
В 1914 году началась война, разрушившая планы Граверо, а в 1916 году скончался и сам хозяин сада. До 1936 года розарий находился во владении наследников Граверо, но денег становилось все меньше и меньше. Финансовый кризис 1929-1933 годов окончательно подорвал экономическое положение предприятия, и в 1937 году сад был продан Департаменту Сены. В 1968 году управление садом было передано в ведение Департамента округа Валь-де-Марн. Все экспонаты музея роз переданы в архив Департамента (около 11 тысяч единиц хранения).
Розарий сегодня содержит 3177 гибридных сортов роз и 182 ботанических вида. Современная коллекция включает в себя 50% сортов, выведенных до 1916 года, а всего в саду 85% сортов, созданных до 1940 года.
Сад производит грандиозное впечатление. Воздух насыщен ароматом роз, который чувствуется далеко за пределами сада. Посетители, впервые оказавшиеся в саду, и, возможно, приехавшие с какой-нибудь определенной целью, попросту забывают о своих намерениях, окунувшись в благоуханную красоту. Невозможно даже думать о чем-то постороннем, когда глаз не может насытиться всем этим богатством. Мы, например, предполагали заняться в розарии поиском определенных сортов, но как можно устоять при виде такого великолепия?
Администрация розария следит за состоянием сооружений на территории сада. Нормандский павильон, где когда-то размещался «Музей Роз», в 2009 году был закрыт на реконструкцию из-за серьезных нарушений в опорных конструкциях. Финансирование капитального ремонта взял на себя генеральный совет муниципалитета Валь-де-Марн, который, в свою очередь, привлек спонсоров. Часть денег выделил Французский Фонд Наследия. Фонд выделил средства и на реставрацию скульптур и других малых архитектурных форм.
В 1990 году была основана «Ассоциация друзей розария в Валь-де-Марне» для объединения всех любителей и профессионалов, кому не безразлична судьба сада и его коллекции. В настоящее время Ассоциация насчитывает в своих рядах более 400 членов. Члены Ассоциации проводят в саду лекции, семинары, экскурсии, изучают историю сортов. Зимой для всех желающих проводятся учебные курсы по уходу за розами, правилами прививки, посадки, обрезки, обработки и т. д. Зарубежные партнеры тесно сотрудничают с Ассоциацией, обмениваясь старинными сортами. Авторы этой статьи, кстати, тоже являются членами этой Ассоциации.
Кроме того, в городке Валь-де-Марн с 1984 года существует любительское общество «Друзья Старого Лея». Членов этого добровольного союза объединяет общее дело по сохранению исторического наследия сада. Они помогают администрации разыскивать старые фотографии, каталоги и книги, разъезжают по архивам и библиотекам для сбора исторических документов. Найденные раритеты экспонируются на специализированных выставках, организуемых наиболее активными членами общества прямо в розарии. Общество также организует публикации, конференции и различные общественные мероприятия в саду.
Администрация розария совместно с Ассоциацией друзей сада 4 раза в год выпускает бюллетень «Розы и Розарии» на французском языке, где публикуются все последние новости из разных розариев мира, отчеты о конкурсах на лучшие новые сорта, информация о всемирных конгрессах по розам и путешествиях членов Ассоциации, исторические исследования.
Научная работа, как и во времена Жюля Граверо, по-прежнему проводится в саду. Для этого существует целый отдел, изучающий влияние различных факторов на розы. В отделе в последнее время, на фоне новых открытий в области генной инженерии, уделяется значительное внимание созданию генного банка коллекции.
Не забыли в розарии и о «Музее Роз». При поддержке коммерческой организации RICOH сейчас ведется масштабная работа по сканированию и оцифровке архива, инвентаризации предметов искусства с последующей выкладкой в Интернет. Кстати, розарий имеет свой сайт, который очень удобен в пользовании и насыщен разнообразной информацией.
В розарии существует маркетинговый отдел, занимающийся учетом посетителей и рекламой. Более 30 тысяч туристов ежегодно посещают сад, и каждый год эта цифра растет. Совет по туризму включил розарий Лей-ле-Роз во многие туристические маршруты, а администрация, в свою очередь, участвует во всевозможных туристических выставках и ярмарках с целью популяризации сада. Средства массовой информации также не обходят розарий стороной, и в разных периодических изданиях то и дело появляются статьи о первом в мире розарии.
В 1982 году Генеральный Совет Валь-де-Марна основал фонд и музей современного искусства и заложил средства на его финансирование. Розы – это традиционная художественная тема во все времена, для всех стилей и направлений. Департамент издает ежегодное собрание литографий на тему роз по оригиналам 120 современных художников. Кроме того, Департамент с 1983 года субсидировал издание плакатов-календарей на ту же тему, проводит художественные выставки. Французская организация FDAC (Ведомственный Фонд современного искусства) поддержала это начинание и предложила на основе уже существующей коллекции эстампов на тему роз образовать некое подобие художественного музея на тему роз. С этой целью было предложено ежегодно заказывать какому-либо художнику иллюстрацию розария или роз. Таким образом, собрание постоянно пополняется новыми работами.
Что касается музыки, то и здесь поддерживаются традиции Жюля Граверо. Местная Ассоциация музыкальных мероприятий и информации (ADIAM 94) каждое воскресенье в летнее время проводит музыкальные представления на открытом воздухе. Классика, рок, джаз, буддийские религиозные песнопения, - все приветствуется здесь. Живая музыка, смешиваясь с ароматами роз, окрыляет посетителей и наполняет их сердца светлыми чувствами. Частенько в саду можно увидеть и танцевальные представления, даже мастер-классы по обучению танцевальным движениям, проводимыми столичными профессионалами.
О литературе и поэзии можно и не говорить: и так понятно, что стихи и розы – почти синонимы.
Мы желаем вам побывать в этом саду, удивиться им, восхититься и, возвратившись домой, отыскать в своем сердце розу, память о которой навсегда сохранится в нем. Эта роза – из волшебного розария Лей-ле-Роз, самого старого и самого лучшего розария мира.