Еще в начале года мы планировали поехать на Международную цветочную выставку HorTech-2013, которая должна состояться в Киеве 9-11 апреля. Долго собирались, загрузились книжками и отправились. Тяжело в дороге: сумки неподъемные, везде ступени, а годы здоровья не добавляют. Перед поездкой три дня искали, где бы остановиться, но бесплатного жилья не нашли. В итоге решили поселиться в гостинице "Турист", благо она находится рядом с выставочным павильоном, прямо у метро "Левобережная".
Номер достался приличный, да и сама гостиница неплохая. Прибыли мы рано утром, а в 10 часов уже были на выставке. У входа - колонна, украшенная живыми розами.
Войдя в зал (пригласительные билеты оформили заранее по Интернету), были чрезвычайно удивлены и расстроены. Выставка сжалась до одного этажа, а в размерах примерно вполовину от предыдущих выставок. Быстро нашли нашего Филиппа Манги на стенде фирмы "Meilland", расцеловались, выгрузили свои книги на прилавок. Немного постояли для приличия у своих книжек, раздарили подарки и отправились осматривать выставку. Начали осмотр от входа.
Слева от входа - стенд, где догадливые дизайнеры установили каркас цветочного платья для фотографирования. Конечно, наши женщины стояли в очереди, чтобы сфотографироваться. Юта тоже не удержалась. Потом двинулись осматривать стенды.
Надо сказать, что западных фирм-производителей было совсем мало, а ассортимент предлагаемой продукции сильно сократился. Главная тема - розы. Производители из Эквадора выставили сразу два стенда со срезанными розами. Их задача простая - заключить как можно больше договоров на оптовые поставки.
Конечно, розы нас интересовали прежде всего, но не срезанные, а живые. Юта преследовала профессиональный интерес: ей нужно было как-то завоевать доверие и договориться и поставках саженцев роз для будущего розария. Причем, это должны быть по преимуществу старинные сорта. Но, увы, со старинными сортами никто не приехал. Мало того. Всего четыре фирмы, поставляющие саженцы роз на Украину и прибывшие на выставку, вообще в этом году свели до минимума привоз новых растений: во-первых, очень дорогая растаможка, во-вторых, цены на аренду выставочных мест взлетели на такую высоту, что никакая продажа не оправдает затраты. Поэтому розы были в основном на картинках и каталогах, которые бойко расходились по рукам. Если и были где-то саженцы роз, то это - выставочные экземпляры, только на показ, и для посетителей не продавались. Правда, в последний день выставки, торговля шла, и даже весьма активная.
Цены на розы кусаются. Мы подумывали даже за свои деньги приобрести несколько кустов для розария в Алупке или Массандре, но когда узнали сколько они стоят, раздумали. Самые дешевые - 150 гривен кустик, самые дорогие - 250. Естественно, в этих условиях пришлось изворачиваться, дарить книги, что в итоге и дало некоторые положительные результаты: где-то нам подарили несколько кустов, где-то мы договорились о снижении цен на будущие поставки, а где-то и вовсе пообещали бесплатно поставить целую партию саженцев.
Наверное, нужно сказать, кто из экспонентов роз был на выставке. Четыре фирмы прислали своих представителей - Мейян (Франция), питомник Дэвида Остина (Англия), Тантау (Германия) и Раутер (Голландия). Были и несколько дилеров из Киева и Днепропетровска, которые представляли других европейских производителей, например, дилеры питомника Дельбара из Франции (бывший питомник Гийо). Собственно говоря, именно на этих стендах мы и проводили почти все время. Впрочем, у людей была своя работа, и чтобы не мешать, мы снова отправились на осмотр.
Для тех, кто никогда на подобных мероприятиях не был, возможно, эта выставка покажется цветочной сказкой. особенно, когда на улице еще лежит снег, а на деревьях - ни одного листочка. Но мы-то побывали не на одной выставке, поэтому относились ко всему очень придирчиво.
В первый день, после торжественного открытия (весьма нудного), на специально отведенном месте голландские флористы демонстрировали в режиме реального времени изготовление композиций. На глазах у зрителей рождались шедевры флористического дизайна. Мастера комментировали каждое свое движение, и многим это было интересно. Во всяком случае, зрителей в зале было очень много. Нас эта тема совсем не интересовала, поэтому мы даже не фотографировали. Но на стендах некоторые композиции нам понравились.
Во второй половине дня от безделья мы стали фотографировать друг друга.
Как организаторы ни старались, но было очень заметно, что площади, выделенные под выставку, просто нечем заполнить. Видимо, поэтому на оставшуюся незанятую территорию "загнали" озеленительные предприятия Киева, чтобы создать видимость грандиозности. Бедные работники зеленых хозяйств сначала таскали все ящики с рассадой на выставку на руках, а в последний день точно так же таскали все это обратно. Понятное дело, на озеленительных стендах, украшенных на скорую руку, никто не сидел и клиентов здесь не ждали. Чтобы создать "массовость", таких организаций собрали со всех районов Киева.
В последние годы в моду вошли винтажные композиции, что и демонстрировалось на выставке. Использование современных предметов, оформленных "под старину" с цветочными или лубочными сюжетами, сегодня в большом спросе, особенно у обеспеченной публики. Несколько стендов были посвящены этому искусству. Заметим, многие дизайнеры очень талантливы на выдумку и фантазию.
Первый день прошел живо. Мы много общались, фотографировали, разносили подарки, продавали книжки. Уже к 3 часам дня ни "Императорского розового сада", ни "Розового сада русского дворянства" не осталось. Благо, несколько экземпляров находилось у нашей знакомой в Киеве, и на следующий день мы смогли пополнить нашу быстро опустевшую витрину, и даже в более широком ассортименте.
Во время выставки почти непрерывно проходили получасовые презентации и лекции в конференц-зале на втором этаже, и любой желающий мог ознакомиться с продукцией не только на стенде, но и на лекции. Мы побывали на одной из таких презентаций.
На второй день главным событием стал конкурс моделей, представлявших использование цветочной темы в женских аксессуарах. Вспоминая московский подобный конкурс два года назад, этот показался очень бледным. Да и девочки-модели были слишком молоды и неопытны в таком деле. Впрочем, фотографии все же сделали.
Потом опять были флористы, лекции. Мы нарезали круги по очереди, не забывая о наших книгах, и от скуки фотографировали все подряд.
Третий день - это день продаж всего, что не разрешалось продавать в первые два дня. Посетители сметали со стендов все подряд, почти не торгуясь. Владельцы стендов часто отдают свои цветы и другие товары по бросовым ценам, лишь бы не тащиться домой с этими вещами. Особенно страдают от духоты и отсутствия солнечного света комнатные растения, поэтому лучше их продать, чем они вообще погибнут на обратной дороге. Да и кому нужна еще одна растаможка!
В общем последний день выставки (везде, где бы она ни проходила) - это безумие. Однако с утра все было как обычно, люди даже успевали фотографировать. Из наших наблюдений за посетителями мы выбрали этот снимок, который можно назвать "Как я получилась?".