С 7 по 16 июня 2013 года в Санкт-Петербурге проходил VI ежегодный Международный фестиваль в Михайловском саду «Императорские сады России», где мы удостоились чести выступить с презентацией наших книг, и даже получили диплом фестиваля за подписью директора Русского музея.
Но это произошло лишь в последний день фестиваля, а 6 июня, наскоро собравшись после долгого заключительного дня конференции в Москве, мы выехали ночью в Питер, чтобы успеть к открытию. Как водится, когда много планируешь, реализовать все не получается. Поезд пришел в 12 часов дня, и пока мы добрались до места проживания, пока устроились, в Михайловский сад ехать было уже бессмысленно. Отметим, что жили мы у нашей доброй знакомой, нашего ангела по писательскому труду Наталии Михайловны Макарухиной. Мы познакомились с этой замечательной женщиной летом 2010 года, когда готовилась к изданию наша книга о Николае фон Гартвисе. У нее, как оказалось, есть не только маленький домик в Гурзуфе, но и квартира на Васильевском острове в Петербурге, точнее комната в коммунальной квартире. Уже тогда она приглашала нас в Петербург и предлагала место для жилья. Но мы, во-первых, не собирались туда ехать, а во-вторых, торопились сделать книгу. Именно Наталия Михайловна смогла тогда уговорить руководителей издательства «Бизнес-Информ» в Симферополе издать нашу книжку о Гартвисе. И не просто издать, а выпустить как можно быстрее. Без ее вмешательства публикация, возможно, не появилась бы до сих пор. Так что мы бесконечно благодарны Наталии Михайловне за внимание к нашим опусам.
Вот у этой прекрасной петербуженки нам и предстояло прожить неделю. Естественно, общались, расспрашивали, узнавали, советовались… Мы знали, что Наталия Михайловна профессиональный историк, преподаватель, исследователь и краевед. Она – автор широко известного двухтомного издания о Гурзуфе, вышедшего недавно в том же издательстве «Бизнес-Информ». Ранее она работала в Петербурге в школе, и заслужила немало званий и добрых слов от учеников. Ее домашняя библиотека – это великолепное собрание литературы по истории Петербурга, истории дворянства и ученого мира северной столицы. Более всего Наталия Михайловна гордится тем, что живет на Васильевском острове, историю которого она изучает всю жизнь. В общем, говорить об этом человеке можно долго, и когда-нибудь мы посвятим ей отдельный очерк.
Прежде чем перейти к самому фестивалю, хочется еще сказать о белых ночах. Всякий раз эти ночи удивляют, захватывают, подчиняют своему ритму смены дня и ночи и порождают тот щенячий восторг, который невозможно ни описать, ни объяснить. Соединение сказочного бледно-лилового неба, внутренней музыки города, гранитной невозмутимости и торжественной архитектуры передается всем, кто в это время оказался в Питере. Летящий тополиный пух и темная Нева дополняют пейзаж. Волшебство, да и только.
Итак, что же такое «Императорские сады России»? Это выставка-конкурс ландшафтного дизайна, который проводится под открытым небом на территории Михайловского сада, в самом центре Петербурга.
Прямо на газоне были размещены, если память не изменяет, 38 ландшафтных проектов. Авторы – самые разные: от французского профессионала-архитектора до русского любителя-новичка, от солидного государственного предприятия до кустаря. Но все они – творцы, создатели нового, свежего взгляда на ландшафтную архитектуру. Одновременно с демонстрацией садов и арт-объектов на нескольких площадках происходили самые разнообразные мероприятия: мастер-классы, концерты, выставки, представления, демонстрации моделей и костюмов.
В жюри приглашены опытные специалисты: госпожа Мари-Соль де ля Тур Д’Овернь, вице-президент Фонда парков и садов Франции; Найнджел Торн (Лондон), президент Европейской Ассоциации ландшафтных архитекторов; Айн Ярве (Таллинн), директор парка Кадриорг; Канунникова Лариса Викторовна (Санкт-Петербург), начальник управления ландшафтной архитектуры Санкт-Петербурга; Вольфтруб Таисия Иосифовна (Москва), президент Ассоциации ландшафтных архитекторов России.
Среди приглашенных участников был и наш старый знакомый из Франции Филипп Манги, представитель фирмы «Мейян» в России и Украине. Он предоставил розы для оформления композиции «9 квадратов возрождения, олицетворяющих розарий замка Эне-ле-Вьей». Автор этой композиции Пьер Жуайо. Сады Эне-ле-Вьей, расположенные на трех уровнях, относятся к четырем разным периодам: водные сады эпохи Ренессанс, старинные архитектурные сооружения для плодоводства, парк XIX века и современные сады. На первом уровне располагается Сад роз с многообразием старинных розовых кустов и розовых клумб, окружающих деревья в Павильонах Ренессанса. Коллекция, состоящая почти из 200 сортов, завезенных из крестовых походов и прочих странствий, и знаменитая чайная роза, привезенная из Азии, которая стала родоначальником современных гибридных сортов, цветущих до самой осени.
На втором уровне находится «Квадратный остров», окруженный каналами, где расположились высокие палисады граба и множество фигурных тисов. На третьем уровне находится «Шартрез» - старинные архитектурные сооружения, построенные для получения плодов высшего качества. Они состоят из пяти одинаковых павильонов, связанных несколькими аркадами, и в каждом из них находится уникальный сад, иллюстрирующий историю искусства создания садов во Франции.
Чтобы наглядно продемонстрировать связь представленной композиции с реальными садами в замке, приводим две фотографии замка и розария.
Садов слишком много, чтобы рассказывать подробно о каждом из них. Мы отметим лишь некоторые из них.
Первое место занял сад под названием «Сад пиковой дамы», созданный под руководством генерального директора усадьбы «Марьино» Галины Георгиевны Степановой. В аннотации к проекту говорится следующее: «Идея проекта подсказана сюжетом повести А.С.Пушкина «Пиковая дама» и слухами, появившимися в столичном высшем свете, когда многие читатели, даже при императорском дворе, нашли сходство между старой графиней и княгиней Натальей Петровной Голицыной, судьба которой в ее преклонных летах была связана с усадьбой Марьино.
Авторы попробовали ландшафтными средствами представить зрителям свою интерпретацию пушкинского сюжета, проиллюстрировать изменчивость судьбы и иллюзорность человеческой мечты. В центре композиции, на фоне белой отсыпки, установлена кованая ширма, за которой скрывается уединенный сад, подобный собственным садикам при дворцах коронованных особ, с экзотическими растениями редких видов. Створки ширмы увиты оранжерейными и садовыми растениями темных оттенков и украшены символами роковых карт – тройка, семерка, туз.
За ширму ускользает силуэт прекрасной Незнакомки в трепетном облаке цветущей белой виолы – бестелесный призрак Пиковой Дамы, символизирующий фортуну, безжалостно играющую страстями человека. Фигура роковой дамы выполнена из металлической проволоки и украшена шлейфом из белых цветов с изображением символа карточной масти «пики», выполненного из темнолистных растений».
Здесь надо сказать и об усадьбе Марьино, представившей композицию. Она находится под Петербургом в Тосненском районе. Построенная в 1811 году, усадьба некогда принадлежала графине Софье Строгановой. Шли годы. В советское время усадьба пришла в полный упадок, а в 2008 году ее выкупила Галина Георгиевна Степанова. Новая владелица усадьбы за короткое время возродила не только здания, интерьеры, парк, но и вернула дворянский дух в эти места. Сегодня это редчайший пример удачной судьбы заброшенной российской усадьбы, чего не скажешь о тысячах других имений, лежащих в руинах.
Многие сады, представленные в конкурсе, были действительно очень хороши. Попробуем совершить небольшую фотоэкскурсию по выставке, чтобы окунуться в мир удивительного праздника.
Вечером 8 июня в Мраморном дворце состоялся фуршет для участников фестиваля. Огромный зал вместил около 300 человек, которые с удивительной прожорливостью сметали всю еду, предлагаемую организаторами. Для нас подобное мероприятие было в новинку, поэтому интересно было наблюдать за окружающими.
Презентация наших книг прошла скромно, слушателей было мало. Надо отдать должное Полине Шишковой, которая носилась с нами, как с маленькими детьми, и очень помогла во многих вопросах.