Цветы в жизни императрицы Александры Федоровны





Юта Арбатская, Константин Вихляев



Доклад прочитан 24 мая 2012 года на Международной научной конференции «Романовы и Крым», посвященной 140-летию со дня рождения последней российской императрицы Александры Федоровны.



       Вот что писала последняя императрица Александра Федоровна (принцесса Алиса Гессен-Дармштадтская) в своем дневнике: «Главным центром жизни любого человека должен быть его дом. Это место, где растут дети – растут физически, укрепляют свое здоровье и впитывают в себя все, что делает их истинными и благородными мужчинами и женщинами. В доме, где растут дети, все их окружение и все, что происходит, влияет на них, и даже самая маленькая деталь может оказать прекрасное или вредное воздействие. Даже природа вокруг них формирует будущий характер. Все прекрасное, что видят детские глаза, отпечатывается в их чувствительных сердцах. Где бы ни воспитывался ребенок, на его характере сказываются впечатления от места, где он рос. Комнаты, в которых наши дети будут спать, играть, жить, мы должны сделать настолько красивыми, насколько позволяют средства. Дети любят картины, и если картины в доме чистые и хорошие, то чудесно на них влияют, делают их утонченнее. Но и сам дом, чистый, со вкусом убранный, с простыми украшениями и с приятным окружающим видом, оказывает бесценное влияние на воспитание детей» [1].

       Молодая принцесса Алиса Гессенская, потеряв шести лет от роду мать, воспитывалась у бабушки, королевы Виктории, в Англии. Детство ее прошло в замке Балморал и Осборн-хаусе на острове Уайт.

001_zamok_balmoral.jpg
Замок Балморал в Англии. Фото 2007 г.


002_osborn_haus.jpg
Осборн-хаус. Фото 2007 г.



       Там, в Англии, она впитала любовь к растениям, которые окружали ее повсюду. В подростковом возрасте, вернувшись в Дармштадт, она очутилась в сказочных парках Германии.

       Земля Гессен, и в особенности его столица Дармштадт, в 80-х годах XIX века представляли собой сплошной ковер из садов и парков. Еще в 1814 году при университете Дармштадта был образован ботанический сад придворным архитектором герцога Иоганном Гессом. Однако пик расцвета этого учреждения приходится на 1830-1831 годы, когда садовниками были приняты Иоганн Август Шниттшпан и его сын Готфрид. Этот ботанический сад действует по сей день, являясь живым пособием по биологии для студентов местного университета.

003_botsad_darmshtadta.jpg
Уголок ботанического сада в Дармштадте



       Совершенно удивительны были два английский парка: один располагался вокруг замка Шонбуш в Ашаффенбурге, другой – близ замка Ойлбах. Оба изобиловали изумительными по красоте ландшафтными композициями и парковыми постройками. Не отставали от них и сады при бенедектинском монастыре в Зелигенштадте. Монастырь славился аптекарским огородом, в комплекс входили сад Девы Марии, сад аббатства и барочный декоративный сад, который для нас наиболее интересен, поскольку в нем существовал розарий.

004_park_zamka_shonbush.jpg
Английский парк в замке Шонбуш


005_monastyrskiy_sad_zeligenshtadt.jpg
Монастырские сады Зелигенштадта



       Но все-таки лучшее ландшафтное произведение связано с именем герцогини Вильгельмины Баденской, матери будущей русской императрицы Марии Александровны, первой владелицы царской Ливадии. В 1810 году на месте бывших виноградников, принадлежащих великому герцогу, она основала первый цветочный ландшафтный парк в английском стиле - Розенхёе, где главным украшением стал обширный розарий. Для проектирования парка был приглашен ландшафтный архитектор Микаэль Зейхер, владелец садового заведения в Гейдельберге (откуда родом и Карл Кебах). Затем придворный архитектор Георг Мюллер возвел в парке чайный павильон в стиле бидермейер. Множество экзотических растений украшали парк, некоторые из них сохранились. Супруга Александра I, императрица Елизавета Алексеевна (родная сестра Вильгельмины) не раз отправляла садовников в Дармштадт с целью перенять опыт у местных садоводов.

006_chaynyy_pavilon.jpg
Чайный павильон в парке Розенхее. Фото 2009 г.



       После смерти Вильгельмины розарий постепенно пришел в запустение. Лишь в начале XX родной брат Александры Федоровны, великий герцог Эрнст Людвиг, решил восстановить розовый сад, для чего в парке была отведена обширная территория. В своих мемуарах он писал: «В месте с красивым названием Розенхее я решил создать такой розовый сад, какой Германия еще не знала. В качестве модели была выбрана система, объединяющая цветочное богатство розовых садов Италии и художественный вкус розовых садов Англии». Центральной частью экспозиции стал так называемый Розендом – круглая пергола, увитая плетистыми розами. От нее террасами расходились участки с кустовыми и штамбовыми розами. Дополнительными элементами служили пруд с водными растениями, скульптуры и многочисленные поляны с растениями-компаньонами – лавандой, гвоздикой, ароматными травами и хвойными кустарниками.

007_darmstadt-rosenhoehe-rosendom.jpg
Розендом в парке Розенхее. Фото 2007 г.


008_pod_pergoloy.jpg
Под перголой



       Эрнст Людвиг имел большое влияние на Александру Федоровну. Недаром в 1911 году, когда встал вопрос о командировке садового мастера Ливадии Эдуарда Ренгера в Германию, императрица настойчиво предлагала ему поехать именно в Дармштадт.

       Общеизвестно, что великий герцог был страстным поклонником и покровителем искусств. С его подачи была основана колония художников в Дармштадте. Под лозунгом «Процветание земли Гессен через искусство» герцог намеревался возродить былое экономическое величие подвластных ему земель. Однако мало кто знает, что он является автором книги «Розенхее», где подробно описывает создание и историю парка и розария, а также приводит массу рисунков старого парка времен Вильгельмины, выполненных художником Шниттшпаном и даже цветные фотографии розария. Книга напечатана в издательстве «Эрнст Людвиг Пресс» в 1927 году тиражом 600 экземпляров и сегодня является большой редкостью.

009_rosenhohe.jpg
Обложка книги Эрнста Людвига «Rosenhöhe»


012_rosenhohe.jpg
Чайный павильон. Рисунок Шниттмана из книги «Rosenhöhe»


013_rosenhohe.jpg
Розовая беседка у чайного павильона. Рисунок Шниттмана


014_rosenhohe.jpg


015_rosenhohe.jpg


016_rosenhohe.jpg


017_rosenhohe.jpg


018_rosenhohe.jpg


019_rosenhohe.jpg



       Сначала война 1914 года, а затем революция 1918 года в Германии положили начало разграблению парка. После смерти Эрнста Людвига в 1937 году розарий окончательно прекратил свое существование. Только в 1980-х годах общественная организация «Друзья парка Розенхее» взяла на себя инициативу восстановления розария при финансовой поддержке городского совета Дармштадта. Но и тех денег, что выделил город, постоянно не хватало. Энтузиасты и любители бесплатно уже несколько лет работают в парке. В подборе сортов и планировке посадок им на помощь пришла «Ассоциация немецких Друзей Роз». Розарий, конечно, сегодня еще не обрел тот вид, который он имел во времена великого герцога Эрнста Людвига, но с немецкой педантичностью и удивительным оптимизмом местные жители продвигают начатое дело, и сегодня в саду уже 10 000 кустов роз. В планах восстановить дом садовника, организация постоянной экспозиции «История парка Розенхее», проведение променадов и концертов и многое другое. Несколько современных фотографий иллюстрируют успехи друзей парка и их сторонников.

020_8.jpg



021_8.jpg


022_8.jpg


       Все перечисленное не могло не отразиться на увлечениях русской императрицы. Розы, действительно, окружали Александру Федоровну везде – В Петербурге, в Крыму, в Европе. Мы уже подробно рассказывали о розах в Ливадии, поэтому не будем останавливаться на этом. Поговорим о других цветах.

       В цветах Александра Федоровна в первую очередь обожала ароматы. Именно поэтому больше всего она любила сирень, лилии, магнолии, глицинии, рододендроны, фрезии и фиалки.

       Страсть императрицы к цветам отмечала в своих воспоминаниях Юлия (Лили) Ден, подруга Александры Федоровны:

       «Гостиная Ее Величества, известная как Лиловый будуар Императрицы, представляла собой чудную комнату, где можно было наблюдать пристрастие хозяйки ко всем оттенкам лилового цвета. Весной и в зимнее время воздух в ней был пронизан ароматами сирени и ландышей, которые целыми корзинами присылали во Дворец с Ривьеры... Вторая гостиная представляла собой просторную комнату, где предметы убранства и обивка мебели были всех оттенков зеленого цвета. По желанию Ее Величества в углу была пристроена небольшая лесенка и антресоли, которые весной утопали в фиалках» [2].

023_v_lilovoy_gostinoy_1.jpg
В Лиловой гостиной. Фото начала XX в.


024_v_lilovoy_gostinoy_2.jpg
В Лиловой гостиной. Фото начала XX в.



       Композиции из сирени (сирень и ландыши императрица любила больше всего) украшали также Палисандровую и Кленовую гостиные. Ежедневно букеты привозили из Царскосельской оранжереи, корзинами доставляли из Ливадии. Сезон сирени, фиалок и ландышей сменялся царством лилий и роз. Балкон антресолей Кленовой гостиной утопал в цветах фреезий и рододендронов. Из духов Александра Федоровна предпочитала «Белую Розу» (White Rose) фабрики «Аткинсон», в качестве туалетной воды она использовала «Вербену».

025_etiketka_duhov.jpg
Этикетка духов фирмы «Аткинсон». 1907 г.



       Александра Федоровна круглый год дарила букеты из цветов, плодов и растений из оранжереи при Александровском дворце своим друзьям, слугам, раненым солдатам, родственникам, художникам и писателям. Императрица с дочерьми также получали десятки букетов каждый день от разных людей и учреждений из всей России. Эти цветы, как правило, украшенные лентами с надписями, были выставлены на столах за пределами спален императорской семьи. Если цветочные композиции нравились особенно, их ставили в комнатах. Оставшиеся букеты стояли в залах дворца или отправлялись в больницы и церкви Царского Села. Каждый, кто присылал цветы императорской семье, получал ответ с благодарностью, а иногда и подарки.

       Когда присланные цветы увядали, императрица не выбрасывала ленты, приложенные к ним, а, придавая им особый смысл, собирала и вешала в своей спальне на крючке у двери в Лиловый будуар.

       В подвалах дворца существовало специальное помещение, где хранились срезанные цветы для аранжировки. Личный флорист Александры Федоровны составлял рукописные карточки с описанием цветов в букетах и корзинах, которые создавались для личных апартаментов семьи.

       Особая любовь Александры Федоровны к сирени отразилась на общем фоне Лилового будуара. Он был создан декоратором Романом Мельцером (4) по цвету сиреневой ветки, которую императрица дала ему для образца.

       Сирени бывают разных цветов, некоторые из них славятся сильным ароматом, другие - уникальной формой цветка. Конечно, императорские теплицы, искусственно ускоряя цветение кустов, поставляли сирень в горшках и кадках во дворец почти круглый год, но эти цветы не имели того необыкновенного аромата, которым напоен воздух во время естественного цветения на улице. Да и доставка горшечных растений из теплиц в те времена была еще очень ненадежным делом. Хотя теплицы находились недалеко от дворца, любое растение при перевозке в зимние месяцы могло замерзнуть. Для защиты растений в этих случаях оборудовались специальные камеры и отапливаемые вагоны.

       Иногда требовались десятки рабочих, чтобы привезти императрице цветы в целости и сохранности, поэтому доставка крупных партий из оранжерей была большим событием во дворце. Высокие растения загружали прямо через окна, используя транспортные подъемники. Затем их нужно было поставить в указанные места, не повредив дорогой паркет, не разбив многочисленные фарфоровые вазы, стоящие тут и там, не зацепив золоченую мебель и другие произведения искусства. Но и после установки каждому растению необходимо было обеспечить соответствующий температурный режим и влажность. В случае заболевания растений их лечили, как собственных детей.

       Все эти сложности доставляли немало хлопот и волнений императрице и ее дочерям. Поэтому, когда было решено строить в Ливадии новый дворец, эта весть была воспринята всеми с большим воодушевлением. При строительстве дворца архитектор Н.П.Краснов особое внимание уделил цветочному обрамлению здания. Здесь мы вновь вернемся к розам, поскольку именно они стали главным компонентом цветочной рамы нового дворца.

       Императрице особенно нравились белые розы сорта ‘Фрау Карл Друшки’ и очень ароматный сорт ‘Баронесса Ротшильд’.

026_frau_carl_druschki.jpg
‘Frau Karl Druschki’ (P. Lambert, Germany, 1901)


027_baroness_rothschild.jpg
‘Baroness Rothschild’ (J. Pernet (père), France, 1868)



      Именно роза ‘Фрау Карл Друшки’ росла в Итальянском дворике.

028_5.jpg
Розы в Итальянском дворике в Ливадии


029_4.jpg
Розы в Итальянском дворике в Ливадии



       Конечно, были и другие популярные сорта – ‘La France’, ‘Reve d’Or’, ‘Alberic Barbier’ и другие. Однако в Ливадии росли и совершенно особые розы. Это были сорта, посвященные императрице Александре Федоровне. К сожалению, они до нашего времени не сохранились.

       Одна из этих роз называется ‘Императрица Александра Федоровна’ - ‘Impératrice Alexandra Feodorowna’ (T, L.Lévèque, 1896). Относится она к группе чайных роз, имеет светло-желтые цветы с розовым или персиковым центром, которые располагаются поодиночке на невысоком кусте (высотой до 60 см). Листва зелено-голубая. Мы утверждаем, что именно эта роза изображена на двух портретах 1896 года.

030_4.jpg
Генрих фон Ангели. Императрица Александра Федоровна. 1896 г.


031_3.jpg
А.Мюллер-Норден. Потрет императрицы Александры Федоровны. 1896 г.



      Этот факт чрезвычайно важен, поскольку ни фотографии, ни рисунка, ни самой розы не сохранилось. Таким образом, по изображениям розы на этих двух портретах, возможно, когда-нибудь удастся отыскать сорт в каком-нибудь европейском розарии. И еще одно отвлечение. Мы не исключаем, что на картине Александры Шнейдер 1908 года «Розы в Ливадии» изображен сорт ‘Императрица Александра Федоровна’, ведь именно в это время роза росла в Ливадии.

032_a.shneyder_rozy_v_livadii_1908.jpg
А.Шнейдер. Розы в Ливадии. 1908 г.



       Кстати, Александра Шнейдер, как и другие живописцы того времени – И.Крачковский, Е.Юнге, Ю.Клевер, К.Коровин, великая княгиня Ольга Александровна – изображала розы Крыма на своих полотнах. Для Общины Святой Евгении ею была создана целая серия открыток с цветами России, а на персональной выставке в Петрограде в 1916 году были представлены практически все крымские работы художницы. Среди них было несколько картин с розами Ливадии и Харакса.

033_3.jpg
Мастерская А.Шнейдер. Фото из журнала «Столица и усадьба» 1917 г.



       Вторая роза, названная в честь последней русской императрицы - ‘Александра, императрица России’ – ‘Empress Alexandra of Russia’ (T, William Paul, 1897).

035_imperatrica_a.f..jpg
‘Empress Alexandra of Russia’ (T, William Paul, 1897)



       Во французском издании «Journal des Roses» 1896 года эта роза описывается так:

       «Эта чайная роза – абсолютно новая разновидность и совершенно отлична от тех, что мы имели до настоящего времени. Она только что введена в торговлю господами Уильямом Полем и сыном, живущими в Уолтэм-Кросс близ Лондона. Они - авторы нескольких прекраснейших сортов, которыми сегодня восхищаются в Англии.
       Окраска цветка – богатый кармин с оттенками оранжевого и огненно-красного цвета. Эта окраска – абсолютно новая по яркости, по крайней мере, для роз чайной группы.
       Цветы большие, полные, шаровидной формы. Куст цветет очень обильно. Цветы прекрасно смотрятся как на кусте, так и в срезанном виде. Листья изящны, куст мощный.
       Эта роза уже была представлена на некоторых выставках в Англии, где ею все восхитились; газеты по садоводству расточали ей много похвал.
       Во время заседания по теме роз на срезку, организованного Лондонским Королевским Обществом Садоводства 14 июля 1896 года, господа Уильям Поль и сын получили похвальный диплом за свои красивые цветы, которыми восторгались все любители роз в течение этого собрания.
       По просьбе одного русского князя, посетившего Уолтэм-Кросс и пожелавшего поддержать их садовое заведение, этот сорт был посвящен Ее Величеству Императрице России» [3].

       Осенью 1898 года, во время пребывания в Ливадии императора Николая II с семьей, от Эмиля Веркмейстера из Одессы пришла посылка. Садовники были очень удивлены, ведь заказа на растения не было. В посылке оказались 6 штук штамбовых роз сорта ‘Empress Alexandra of Russia’, названного английским селекционером В.Полем в честь императрицы Александры Федоровны. В сопроводительном письме одесский садовод писал: «Эта роза цвела у меня в питомнике это лето, беспрерывно распуская чудные и чрезвычайно редкие по колеру цветки, и, по моему мнению, это лучшая новость последних лет. В предположении, что этот прекрасный сорт не имеется еще посаженным в Ливадийском саду, я позволю себе выслать означенные 6 штук в надежде, что Управление, купив у меня уже столь значительное количество роз, не откажется принять от меня эти розы на этот раз безвозмездно, посадив их одной группой в царском саду Ливадии» [4].

       Наконец, была роза, названная в честь Николая II. Сорт ‘Император Николай II’ (‘Empereur Nicolas II’), выведенный Луи Левеком в 1902 году, и также относящийся к чайной группе, имел крупные, полные (26-40 лепестков) махровые цветки темно-красного цвета. На Парижской весенней выставке садоводства 1902 года этот сорт был удостоен золотой медали.

       Не только розы, но и другие цветы были названы в честь русских императоров. Так, например, Феликсом Крузом в 1897 году был выведен пион ‘Empereur Nicolas’, а британским селекционером Келвэем другой пион – ‘Empress of Russia’. Существовали и даже поныне существуют другие растения с именами русской императорской четы.

       По всему миру последние 40-50 лет создаются сады, в которых главной идеей является сохранение исторического наследия роз. Энтузиасты и специалисты разыскивают старинные сорта и высаживают их у себя на родине. Где-то собирают розы национальных селекционеров, где-то сорта, имеющие в своизх названиях имена и географические места, связанные с историей определенной страны. Принципы создания таких «консерваторий» (от слова «сохранять») разные, но мысль одна: розарий – это такой же музей, только под открытым небом, и дело чести государства сохранить и представить во всей красе один из видов человеческой деятельности – национальную культуру розы. У нас есть чем гордиться, а Крыму – тем паче. Может быть, именно Ливадии пора стать всероссийским центром музейной культуры розы? Не в Петербурге же этим заниматься… Для начала можно хотя бы организовать передвижную музейную экспозицию «Розы Императорской России», куда вошли бы репродукции картин, копии документов, книги и брошюры, букеты и фотографии, стенды о жизни людей, причастных к розам в Крыму. А там, глядишь, и настоящий исторический розарий можно будет сделать. Проще всего сказать, что нет денег и возможностей. В Дармштадте их тоже нет, но ведь «под лежачий камень вода не течет».

Литература и источники:

1. Императрица Александра Федоровна. Записки о семейной жизни // Русский Мир, 2001, № 4.
2. Ден Юлия. Подлинная царица. М.: Вече, 2009.
3. Journal des Roses. 1896.
4. ГААРК. Ф. 219. Оп. 1. Д. 1556. Л. 186.