Крымские шофферы



Крымские шофферы

Газета «Новое время» (Белград), 6 февраля 1927 г., № 1730.



       «Крымские шофферы собрали деньги на постройку памятника Ленину у Байдарских ворот», - так сообщают «Известия». Кто родился в Крыму, как ваш покорный слуга, или был в Крыму (а кто не прошел через этот этап?), и даже тот, кто никогда не бывал в Крыму, наверное, знает, хотя бы понаслышке, что Байдарские ворота – одно из самых живописных мест Южного берега Крыма.

       Там обыкновенно собирались туристы встречать восход солнца. Ехали из Москвы, из Петербурга, из Сибири даже, чтобы посмотреть величественную и прекрасную картину. Теперь ее будет наблюдать ежедневно монумент Всероссийского предателя-сифилитика. Так хотят крымские шофферы.

       Крымские шофферы… Это профессиональная и, по-видимому, политическая «единица» явление новое. Такого общества или организации в Крыму раньше не существовало, да и вообще шофферы и автомобили в Крыму были очень редки.

       Путешествовать по Крыму и наблюдать его красоты даже в экипаже считалось признаком дурного тона и невежества. Как можно любоваться природой из быстро мчащейся коляски? Знатоки и любители природы совершали путешествие по Южному берегу Крыма обыкновенно пешком, в худшем случае (пожилые и многосемейные) – в татарских арбах, запряженных волами. На поклонение природе ходили, как к святым местам. А теперь – крымские шофферы…

       Была у нас «организация» очень родственная, но называлась она несколько иначе – «крымские проводники». «Организация» эта пользовалась не только всероссийской, но и всемирной известностью, как редкое учреждение мужской проституции. Помню этих туземных франтиков в лакированных сапогах и кругленьких татарских шапочках с нафабренными усиками и белыми блестящими зубами. На всех приморских бульварах со стеками в руках они нагло заигрывали с приезжими дамами, предлагая свои «услуги»: «Барыня, хатышь в горы?».

       Московские купчихи и петербургские сановницы приезжали в Крым не только полюбоваться его природой, но и «освежиться» флиртом с «детьми» этой природы. Бывали и трагические ошибки, и печальные недоразумения.

       Жил в Симферополе учитель танцев, обыкновенный еврейчик, но красивый и довольно статный, и вдруг исчез, как в воду канул. Не знаю, жажда ли денег, славы или наслаждений толкнули его на «легкий хлеб», но он нашелся в Ялте в рядах этих самых «крымских проводников». Нашелся при следующих обстоятельствах. Какая-то петербургская светская львица приняла его за настоящего «крымского проводника», дитя крымских гор и долин, и отдала ему свою любовь, а заодно колечки и денежки. Вы не можете себе представить, какой был скандал. Таких грубых ошибок общество не прощает.

       - Вы подумайте, - шептались дамы, - какой ужассс!!! Летела из Питера, мечтала о бурных, грубых ласках крымского татарина, и вдруг танцмейстер, да еще еврейчик.

       Для «львицы» скандал закончился, кажется, очень печально, но для самозваного проводника удачно. Он возвратился в Симферополь, снова открыл танцкласс, уже в значительно лучшем помещении и пользовался большим успехом.

       Но простите за это отступление. Я хотел сказать несколько слов о «крымских шофферах» и проводниках, о несомненном родстве между ними, родстве не только по духу, что видно из их решения поставить памятник Ленину, но, очевидно, и по плоти.

       После «великой социальной революции» московских купчих не стало, а новые московские и петербургские сановницы «этим делом не интересуются». Они видали виды и испытывали объятия не только крымские и татарские, но вообще интернациональные. От них проводникам не заработать. По привычке сами норовят сорвать даже с татарина в «татар-республике». Что делать бедным проводникам? Они переменили название и профессию, оставшись верными традиции – продаваться, но не в розницу, как раньше, а оптом – всем коллективом – по-коммунистически.

       «Крымские шофферы», заменившие крымских проводников, нашли покупателя на свой товар. Взбалмошных московских купчих и развратных петербургских львиц им заменила Советская власть. Есть чем похвастаться «Известиям» перед всем миром: «Крымские шофферы собрали деньги на постановку памятника Ленину у Байдарских ворот».

В. Гордовский