Эта статья может служить примером рассказа о розах в ходе экскурсии по музейному парку или старинной усадьбе. Конечно, это моя личная история, но таких историй можно составить сотни, то есть ровно столько, сколько наименований роз будет находиться в парке. Итак, начнем.
В сентябре 2013 года мне удалось побывать в розарии Главного ботанического сада в Москве. При расставании с кураторами розария сотрудник сада Владимир Праздников подарил мне для Алупкинского парка розу ‘Влтава’. Эта плетистая роза с удивительными темно-фиолетовыми цветами выведена в 1936 году чехословацким селекционером Яном Бёмом. Я ее добросовестно довезла до Крыма и высадила в парке у Шуваловского флигеля. Сам Владимир, наверное, и не подозревал, сколько ассоциаций вызвал у меня этот подарок.
Влтава - главная река в Праге, а Прага - город, в котором с 1942 по 1948 год жила моя бабушка с маленьким сыном Ярославом, моим будущим отцом. История жизни бабушки - это целый роман. После ее смерти в 1991 году в Симферополе остались многочисленные дневники и письма, из которых я и узнала подробности ее жизни в Праге.
Моя бабушка, Елена Сергеевна, родилась в 1915 году в Петрограде в семье командира лейб-гвардии Драгунского полка, генерала Сергея Яковлевича Гребенщикова. Она была самой младшей, братья Олег и Игорь были старше ее соответственно на 10 лет и 3 года. Отец участвовал в Первой мировой войне, затем - в освободительной армии Деникина. В 1920 году вся семья эвакуировалась из Новороссийска в эмиграцию. Оказавшись в Сербии, Гребенщиковы жили впроголодь, дети недоедали. Тем не менее, все трое детей окончили средние учебные заведения. Елена обучалась сначала в Первой Русско-Сербской гимназии, а последние два года в Мариинском Донском институте в городе Белая Церковь. Отец скончался в 1933 году, в год поступления Елены в Белградский университет. В 1937 году бабушка познакомилась с будущим мужем, Юрием Арбатским. Он - органист и композитор, ученик Рахманинова, выпускник Лейпцигской консерватории. Свадьба состоялась в католической церкви, а через год родился сын Ярослав (назвали в честь Ярослава Мудрого). Юрий Арбатский, как талантливый композитор, много сочинял, а как органист постоянно выступал с концертами, изучал древнюю музыку на Балканах.
В 1941 году Германия оккупировала Сербию. Немцы вскоре начали формировать Русский охранный корпус из бывших военных русской армии для борьбы с местными коммунистами. Мужа бабушки назначили дирижером военного духового оркестра этого корпуса. Гестапо следило за мужем, подозревая его в связях с евреями и партизанами. Чтобы избежать вербовки, семья Арбатских с маленьким сыном уехали в Прагу, где мужу удалось получить место преподавателя по истории славянской музыки в знаменитом Карловом университете. Там же, на территории университета семья получила служебную квартиру.
С этого момента началась жизнь в Праге. Карлов Университет в Праге, или Каролинум, - гордость и слава Чехии. Основан он чешским королем Карлом IV в 1348 году и является одним из старейших учебных заведений Европы. Карл за 32 года своего правления, будучи одновременно императором Священной Римской империи, сделал очень много для города. Это по его указу построен мост через Влтаву, позднее названный Карловым. Вот как описывала бабушка знакомство с новым городом:
«Первые недели мы с Ярой знакомились с красавицей Прагой. Старались обойти пешком как можно больше достопримечательностей, увидеть старинные здания и дворцы. К счастью, Прагу не бомбили, как Белград. Мы гуляли по площадям, улицам и мостам, любовались Влтавой, которая совсем не похожа на милый сердцу Дунай. Наибольшее впечатление произвели Градчаны и Пражский град с собором Святого Вита, Златой уличкой, Летенскими садами. По лестнице спускались на Малостранскую площадь, затем через Карлов мост доходили до Вацлавской площади. Каждый раз избирали новый маршрут и наслаждались готическими дворцами и королевскими резиденциями. История города, в котором мы оказались по воле судьбы, настолько богата, что, наверное, ее не пересказать и в сотне книг. Целых два вечера, а потом еще два полных экскурсионных дня нас с Юрой просвещал по этому вопросу замечательный русский ученый-философ Иван Иванович Лапшин…».
Потом началась будничная жизнь в оккупированной Праге. Бабушка нигде не работала, занималась воспитанием Ярослава. Его удалось устроить в русский детский сад довольно далеко от центра города. Муж Юрий дни и ночи напролет пропадал на работе. Его назначили ассистентом преподавателя в Славянском институте, который фактически являлся филиалом Карлова Университета. В 1944 году он защитил диссертацию на тему «Игра на тупане» (тупан - македонский вид барабана).
В 1945 году с приближением Красной Армии началось бегство немецких сотрудников мужа и русских эмигрантов из Праги. Бабушка же с нетерпением ждала освобождения, которое помогло бы ей вернуться на Родину. Страстную влюбленность в Россию, в ее литературу и историю с детства воспитал в ней отец. Именно это всепоглощающее чувство было основополагающим для Елены Сергеевны в течение всей жизни в эмиграции: «На Родину я собиралась всегда. Что бы со мной ни происходило, где бы я ни была, мысль о возвращении стояла, как гора, у подножия которой проходила моя жизнь».
9 мая Елена Сергеевна встретила рано утром первый советский танк, входящий в город. Затем было всеобщее ликование народа. В советском консульстве Елене отказали в возвращении в СССР. Через несколько дней начались аресты и допросы русских эмигрантов сотрудниками СМЕРШа. Мужа Елены забрали на облавы в качестве переводчика, но вскоре и он оказался в числе неблагонадежных и попал в лагерь для интернированных. Бабушка, узнав об этом из повестки, пришедшей на дом, отправилась на поиски мужа. Начался период свиданий, передач, переписки. Чешский адвокат, обещавший помочь с освобождением Арбатского, только требовал деньги, которых нет. «Наступил октябрь, потом ноябрь. Стало холодно. Дров купить не на что, об угле и говорить не проходится. Я стала искать работу, вернее, я ее давно искала, но ничего не подворачивалось. Самое печальное в моей ситуации - это объявление «пана архитектора» о том, что я должна съехать с университетской квартиры в виду ее ремонта и передачи для какого-то партийного босса». Одновременно бабушка пыталась оформить переезд в Белград, полагая, что из Югославии легче будет оформить документы на репатриацию, но и югославское консульство не дало разрешения.
Огромными усилиями Елене Сергеевне удалось добиться освобождения мужа на Рождество 1946 года. Однако, спустя два дня, он бежал через границу на американскую сторону оккупации, опасаясь ссылки в Сибирь. Бабушку выселили из квартиры, а Ярослава не принимали в школу, поскольку он - сын «неблагонадежных» родителей. В это же время чешский адвокат, приписывая заслуги по освобождению Юрия себе, требовал оплаты и грозил передать дело в уголовную полицию. Весь год прошел в поисках работы и жилья. В конце концов, Елена Сергеевна оформилась красильщицей на фабрику пластмассовых игрушек, отдала долги и устроила сына в школу.
Мой папа, которому в то время было 10 лет, вспоминал:
«Для меня это было беззаботное время. Пока мать была на работе, я был предоставлен сам себе, бродил по безлюдной Праге, изучал Град, его уголки и закоулки, дворы и тайные проходы в градские заброшенные сады. По Старой замковой лестнице мы с детьми катались на санках. У Влтавы, между Манесовым и Карловым мостом, были мои излюбленные места, где я часами играл у воды. На лодке катался по Влтаве, но мать об этом не знала».
В 1948 году на улице бабушка случайно встретила бывшего однокурсника по Белградскому университету и с его помощью переехала в Братиславу, где ей предложили место в Словацкой Академии наук в НИИ защиты растений. Там, в Братиславе, она и прожила до 1960 года. Получив разрешение на репатриацию, переехала в Казахстан, где также работала на станции защиты растений, а 1964 году перевелась в Крым, где и вышла потом на пенсию.
Таким образом, роза ‘Влтава’, подаренная в Москве, стала для меня возвращением в прошлое моей бабушки, даже своего рода символом изгнания русских людей из своей Родины. Интересно, что сам автор розы, Ян Бём скончался в 1959 году, за год до отъезда бабушки из Чехословакии в СССР. Большую часть жизни селекционер прожил в чешском местечке Блатна, где располагалось его садовое заведение. За свою долгую жизнь (1888-1959) он создал около 100 сортов роз, за которые на различных выставках получил 14 золотых медалей. Видимо, селекционер, как и моя бабушка, был страстно влюблен в свою отчизну, поскольку едва ли не половину своих новинок он назвал именами, ласкающими слух любого жителя Чехии и Словакии. Среди них ‘Злата Прага’, ‘Пльзень’, ‘Антонин Дворжак’, ‘Блатна’, ‘Богемия’, ‘Доктор Карел Крамарж’, ‘Генерал Штефаник’, ‘Ян Гус’. Любопытно, что розы ‘Мичурин’ и ‘Толстой’ тоже вывел Ян Бём.
Возможно, бабушка даже была знакома с видным садоводом, поскольку сама 12 лет проработала в Институте защиты растений в Братиславе. В числе названий, которые давал селекционер своим розам, есть и посвящения другой стране, где Елена Сергеевна Арбатская прожила со своей семьей в эмиграции 22 года, - Югославии. Розы ‘Югославия’, ‘Король Александр I’ для меня так же много значат, как и ‘Влтава’.
Последней розой Яна Бёма стал сорт ‘Мир’, выведенный в 1952 году. Последние 7 лет жизни селекционера нельзя назвать счастливыми. В 1952 году его питомник был национализирован, а остатки огромного садового хозяйства бездумно и безжалостно уничтожены. Сегодня в местечке Блатна, которое когда-то называли «городом роз», нет ни одного питомника, никто так и не поддержал эту традицию. Правда, сохранился дом, который Ян Бём купил в 1924 году и в котором прожил до конца своих дней. Сегодня там располагается ветеринарная больница. Улица, на которой стоит этот дом, носит имя Яна Бёма.
Я впервые в Праге побывала с мужем в 2007 году. Буквально на второй день мы плыли по Влтаве на прогулочном катере, где нас сопровождала прекрасная музыка Бедржиха Сметаны. Звучала симфоническая поэма «Влтава» из цикла «Моя родина». В Чехии мелодия «Влтавы» считается неофициальным национальным гимном. Я и сегодня, едва заслышу эту мелодию, вспоминаю и Прагу, и бабушку, и розу.
Вот такая история. Думаю, что любую розу можно сопроводить интересным рассказом. А если сделать информационные стенды, дополнить их живописными работами и фотографиями, снять документальный фильм и разложить соответствующие экспонаты, то вполне можно создать уникальную выставку о розах в любом музее. Но это, вероятно, дело будущего.