Чайная роза ‘Madame la Générale Gourko’ (T, Soupert & Notting, 1892) создана садоводами из Люксембурга Жаном Супером и Пьером Ноттингом. В описании говорится, что это был сорт бледно-розовой окраски, имеющей более густой лососевый оттенок ближе к центру цветка. Цветы махровые, полные (17-25 лепестков). Родителями сорта являются ‘Général Schablikine’ и ‘Monte Rosa’. Роза не сохранилась.
Мария Андреевна Гурко родилась в 1842 году в семье известной писательницы Елизаветы Васильевны Сухово-Кобылиной (литературный псевдоним Евгения Тур) и графа Андре из очень древнего рода Салиас-де-Турнемир. В 1846 году отец за участие в дуэли был выслан из России, и фактически Мария вместе со своими братьями воспитывалась без отца.
После отъезда мужа Елизавета Васильевна стала вести вполне эмансипированную жизнь. Увлекаясь с юности литературой, она устраивает в своем доме литературный салон, считавшийся одним из лучших в Москве того времени. В разное время его посещали А.И.Тургенев, Н.П.Огарев, Т.Н.Грановский, Н.X.Кетчер, В.П.Боткин, И.С.Тургенев, А.И.Левитов, Н.С.Лесков, К.Н.Леонтьев и другие. В 1849 году в журнале «Современник» появилась первая повесть Елизаветы Васильевны «Ошибка» под псевдонимом «Евгения Тур». Дебютное произведение на русском языке имело большой успех. Очень хорошо о ней отозвался А.Н.Островский, приветствовавший рождение «нового самобытного таланта».
В последующие несколько лет из-под пера Евгении Тур выходят новые произведения: романы «Племянница» и «Три поры жизни», повести «Долг», «Две сестры», «Заколдованный круг», «Старушка», «Цветочница». В 1856 году писательница становится заведующей беллетристическим отделом журнала «Русский вестник».
Родной брат Евгении Тур, драматург А.В.Сухово-Кобылин, и сестра, художница С.В.Сухово-Кобылина, часто посещали их дом в Москве, где помимо чисто литературных дискуссий организовывались художественные вечера.
В этой творческой атмосфере и проходило детство Марии Андреевны. В 1861 году Мария познакомилась с красавцем-гусаром Иосифом Владимировичем Гурко. Этот человек к моменту их знакомства уже успел зарекомендовать себя как умный военачальник и строгий командир. Он служил в лейб-гвардии гусарском полку в должности командира эскадрона.
На следующий год состоялась свадьба, а через месяц Иосиф Владимирович был назначен в свиту Его Величества. В течение четырех лет, ознаменованных проведением в жизнь реформ Александра II, он выполнял ряд ответственных командировок и поручений административного характера в Самарской, Вятской и Калужской губерниях. В частности, наблюдал за рекрутскими наборами. Его прямой, беспристрастный, хотя и настойчивый образ действий вызвал даже со стороны оппозиционного «Колокола» Герцена признание, что «аксельбанты флигель-адъютанта Гурко - символ доблести и чести». В 1866 году Гурко был назначен командиром 4-го гусарского Мариупольского полка.
За эти четыре года в семье Гурко родилось три сына – Владимир, Василий и Евгений; позднее появятся на свет Дмитрий (1872), Николай (1874) и Алексей (1880). Последний умер в девятилетнем возрасте. Все пятеро сыновей избрали военную карьеру и прославились не только на полях сражений, но и на литературной ниве, издав в эмиграции обширные мемуары и исторические хроники.
В 1852 году Иосифу Владимировичу по наследству переходит семейная усадьба Сахарово в Тверской губернии. В 1820-1830-х годах его отцом здесь был разбит пейзажный парк, тогда же возведен двухэтажный деревянный главный дом с портиком. Перед южным фасадом располагался парадный двор, огражденный полукругом лип вдоль вала. Липы, посаженные в те годы, частично сохранились. В усадьбе Мария Андреевна каждый год проводила летние месяцы с детьми, пока муж находился на военной службе.
В 1877 году началась русско-турецкая война, и здесь раскрылся подлинный талант И.В.Гурко. В начале военной кампании он был назначен начальником передового отряда Дунайской Армии. Совершив успешный переход через Балканы, он освободил значительную часть южной Болгарии и вызвал панику в турецких войсках. За эту блистательную и смелую операцию И.В.Гурко был произведен в генерал-адъютанты. Затем были сражения за освобождение от турецкого ига болгарских городов Плевны, Шипки, Пловдива, Софии. Война закончилась подписанием в феврале 1878 года мирного договора с Турцией в пригороде Константинополя.
В 1879–1880 годах И.В. Гурко был помощником главнокомандующего войсками Гвардии и Петербургского военного округа, временным генерал-губернатором Санкт-Петербурга, затем на такой же должности в Одессе. В 1883–1894 годах он генерал-губернатор Привисленского края и командующий войсками Варшавского военного округа. В Польше много сделал для строительства дорог и укрепленных пунктов, для подготовки войск. Большое внимание уделял проведению политики Российской империи, утверждению интересов России в этом крае. С 1886-го состоял членом Государственного совета.
По состоянию здоровья в 1894 году Иосиф Владимирович подал прошение об отставке, которое было Высочайше удовлетворено. Николай II «в воздаяние важных заслуг, оказанных Престолу и Отечеству, особенно в последнюю турецкую войну», удостоил И.В.Гурко звания генерала-фельдмаршала. В этом чине он и был уволен в отставку.
После отставки Иосиф Владимирович и Мария Андреевна жили в своем имении Сахарово. При них был частично перепланирован парк, посажены новые деревья, построены кухонный флигель (до 1893) и церковь-усыпальница.
Иосиф Владимирович скончался в 1901 году. Он был погребен в фамильном склепе, расположенном на территории усадьбы. Годом позже в имении состоялось освящение храма преподобного Иосифа Волоцкого, который начали строить еще при жизни генерала. В устроенной в этом храме усыпальнице были перезахоронены останки великого полководца. Там же через пять лет была похоронена и Мария Андреевна (1906). Святым покровителем генерала-фельдмаршала был Святой Преподобный Иосиф Волоцкий, основатель монастыря в Подмосковье, видный религиозный деятель, а Марии Андреевне покровительствовала Святая Равноапостольная Мария Магдалина.
20 мая 1925 года останки «белого генерала» и его супруги Марии Андреевны комсомольцы выбросили из усыпальницы. Поруганные останки были зарыты на территории усадебного парка. Газета «Тверская правда» 28 мая того же года не стеснялась в выражениях: «Смердящие генеральские останки душителей рабочих и крестьян убраны. На этом месте теперь цветут цветы пролетарской культуры и знаний».
В советское время большая часть усадебных построек была разрушена, церковь закрыта , однако музейный флигель сохранился. В 1964 году сгорел усадебный дом, на его месте выстроено здание Дома культуры. Лишь к 100-летию освобождения Болгарии от османского ига на территории бывшего парка разоренной усадьбы появилась мемориальная плита о русском генерале. Церковь-усыпальница восстанавливается, в ней уже ведутся службы.
Болгарский народ и по сей день чтит память Иосифа Владимировича. В сознании болгар его имя связано в основном с обороной Шипки, а для жителей болгарской столицы Софии - и с освобождением их города. В честь генерала в Болгарии названо три населенных пункта: город Гурково, село Гурково (Добричская область) и село Гурково (Софийская область). Один из самых больших бульваров в Софии также назван его именем. А память о его верной супруге хранит название розы ‘Мадам генеральша Гурко’, которая была названа люксембургскими садоводами по просьбе кого-то из детей, не раз бывавших в Европе.
Послесловие. Со времени написания этой статьи прошло более 6 лет. За это время в Сахарово произошли события, которые следует отметить.
22 сентября 2011 года в поселке Сахарово прошло торжественное перезахоронение останков Героя России и Болгарии, генерал-фельдмаршала Иосифа Гурко и его супруги Марии Андреевны. Спустя 110 лет после кончины они наконец обрели покой в своей родовой усыпальнице в храме Иосифа Волоцкого.
При непосредственном участии фонда и организации «Союз друзей Болгарии» началась долгая и кропотливая работа, а главным её вдохновителем, организатором и исполнителем стал тверской священник, настоятель храма преподобного Иосифа Волоцкого иерей Геннадий Ульянич. Благодаря его поистине титаническим усилиям стал возрождаться храм, при котором появился музей Иосифа Гурко. Именно ему удалось разыскать в Твери детскую фотографию Иосифа Гурко, которая заняла в ней своё достойное место. А главным фотодокументом стал парадный портрет генерал-фельдмаршала, который был передан музею вице-адмиралом флота Киром Лемзенко.
На протяжении нескольких лет Геннадий Ульянич возглавлял поиски останков генерала и его супруги, в чём ему помогали казаки и бойцы тверских поисковых отрядов. Одному из них, Владимиру Лобанову, летом 2008 г. всё-таки удалось их найти.
- Прежде чем приступить к поискам, - вспоминает Владимир Николаевич, - мы тщательно изучили все исторические материалы и даже легенды, связанные с именем Гурко. Останки двух людей мы раскопали на широкой поляне парка, окруженной старыми деревьями. По отдельным фрагментам, в частности, неплохо сохранившимся остаткам женского платья, мы предположили, что они принадлежат супругам Гурко, что впоследствии подтвердили учёные. Помню, как радовался нашей находке отец Геннадий, который принимал самое активное участие в этих многолетних поисках.
А вот что в 2009 году рассказывал священник Геннадий Ульянич:
- Восстановление усадьбы Иосифа Гурко и создание музея, носящего его имя, для меня было делом само собой разумеющимся, коль скоро мне доверено служить в храме, в котором ещё при жизни генерал-фельдмаршала был родовой музей. Помогали мне в этом многие добрые люди, за что им огромная благодарность. Сейчас в музее Иосифа Гурко, который был открыт в 2008 г., находится немало экспонатов, в том числе и подлинных, рассказывающих о его жизни и воинских подвигах, а также побратимских отношениях между Россией и Болгарией. И мне особенно приятно, что наш музей стал лауреатом всероссийского конкурса в честь святого князя Александра Невского. Что касается полного восстановления усыпальницы, то дел ещё предстоит немало. Думаю, с Божией помощью у нас это получится.
Результаты подвижнического труда тверского священника смогли увидеть и оценить жители Твери и многочисленные гости, принимавшие участие в церемонии перезахоронения праха четы Гурко. А сама торжественная церемония стала не только актом покаяния нынешнего поколения за прегрешения прадедов, но и весомым аргументом в споре о том, как далеко может распространяться влияние православия на светскую жизнь современной России. Очень далеко, если помогает покаяться, вернуть память целому поколению и восстановить историческую справедливость.