Отчет о фестивале «Топос - 2016» в Санкт-Петербурге



18 декабря 2016 г.


Константин Вихляев

       Рассказ получится длинный, и не только о фестивале, так что не обессудьте.

       Каждый год в конце ноября мы с Ютой традиционно едем в Санкт-Петербург для участия в научной исторической конференции в Царском Селе. На этот раз календарь был к нам настолько благосклонен, что удалось конференцию совместить с еще тремя мероприятиями, проводившимися там же.

       Царскосельская конференция привлекает несколькими преимуществами перед другими аналогичными мероприятиями. Во-первых, по приезде тебе сразу дают напечатанный сборник со всеми докладами в виде научных статей, а таковых в этом году было 80. Получилось два увесистых тома. Это происходит потому, что организаторы задолго до указанных сроков собирают материалы авторов, редактируют, компонуют и отдают в печать, чтобы опубликовать их за свой счет к началу конференции. Государственный музей-заповедник «Царское Село» - одно из редких музейных учреждений, которое так внимательно относится к участникам. В музейный комплекс входят Большой Екатерининский дворец, Александровский дворец, несколько отдельно стоящих музеев в городе Пушкин, а также большие исторические парки. Соответственно, финансы позволяют какие-то расходы брать на себя (чего не скажешь о мелких музеях в Крыму).


001_58.jpg

       Во-вторых, в Петербург удобно добираться самолетом - без пересадок и лишних хлопот. Аэропорт Пулково тоже находится рядом с Царским Селом.

       Наконец, у музея есть своя гостиница, правда за нее надо платить. Несколько лет назад и эти расходы музей брал на себя, но сейчас ситуация, видимо, не позволяет. Тем не менее, завтраки и обеды для докладчиков - по-прежнему бесплатные.

       И напоследок безусловным плюсом является неформальное общение в профессиональной среде историков, краеведов, искусствоведов, ландшафтных специалистов, которые съезжаются со всей страны, и такое редкое событие никак нельзя упустить.

       Безусловно, к любой дальней поездке мы готовимся загодя, рассчитывая, что можно еще посмотреть, где побывать, чем удивиться, чтобы ни один час пребывания вне дома не пропал даром. Для конференции мы подготовили два доклада (один о розах, другой о цветочном поезде Ницца - С.Петербург) и заранее подали заявку на участие. В этом году тема конференции была заявлена так: «Россия – Франция. Alliance культур», на которой предполагалось рассмотреть тему взаимовлияния русской и французской культур на протяжении двухсотлетней истории Российской империи. Ежегодно конференция проводится по какой-то определенной теме, и так уже 22 года подряд.


002.png


       Там же, как правило, проходят различные выставки. На этот раз, например, была выставка исторических костюмов к фильму Алексея Учителя «Матильда».


003_47.jpg


004_49.jpg


       Так вот, приняв решение о поездке в Питер, мы начали изучать ситуацию, и обнаружилось, что конференция в Царском Селе проводится 28-30 ноября, а 1-3 декабря будет проходить научная конференция в Гатчинском дворце, куда нас давно приглашали, но обычно сроки ее проведения были для нас неудобны (октябрь). Причем Гатчинская конференция совпадает по времени с Международным культурным форумом, так что и в нем можно поучаствовать.

       Но самое удивительное - с 1 по 4 декабря в Питере в Политехническом Университете будет проводиться фестиваль авторской песни «Топос», причем в 48-й раз!!! Я о таком фестивале слыхом не слыхивал. А когда мы с Ютой придумали, что после участия в Царском Селе можно разделиться - Юта поедет в Гатчину, а я - в Политех, - то вопрос был решен. Сложность была в жилье. Если в Царском Селе мы жили в гостинице (г-ца «Екатерина»), то в Гатчине таких условий нет. Выручили нас друзья из Питера, предоставив комнату в городе. Это было удобно, так как Гатчинский дворец возил участников конференции из Питера своим автобусом утром, а вечером возвращал в город. Ну, а я уже добирался до Политеха и обратно на метро.

       Про Гатчину рассказывать не буду - там те же условия, такой же сборник докладов, только тема из года в год звучит примерно одинаково: «Гатчинский дворец в истории России». Юта написала статью, которую там и прочитала. Конечно, у нее свои впечатления, свои оценки полезности ее участия в обеих конференциях, но она не любит писать, даже не любит рассказывать. Отдуваюсь я, но делаю это с удовольствием. Жаль только, что мы столько ездим по миру, столько видим интересного, что описать все это просто нет времени.

       Итак, «Топос». Что за зверь, какие условия, как лучше туда заявиться? Всё это нужно было выяснить еще дома, чтобы не попасть впросак, благо у фестиваля есть свой сайт http://toposfest.ru/. Фестиваль конкурсный. Думаю: пойду в конкурс, иначе другого способа выйти на сцену может и представиться - можно все концерты просидеть в зале, если тебя там никто не знает. Такие случаи со мной уже были. Прочитал список участников предыдущих лет, список членов жюри - никого не знаю. Уже только это одно меня сильно обрадовало, поскольку куда ни приедешь - одни и те же участники (в Крыму, на Кубани), да и в жюри обычно почти все знакомые лица, а это у меня лично рождает ощущение, что, участвуя в конкурсе, я пользуюсь знакомством, хотя никого никогда ни о чем не прошу. А так всё честно - я никого не знаю, меня никто не знает.

       Другая привлекательная особенность фестиваля - здесь соревнуются только «полные» авторы, на худой конец «композиторы». Никаких исполнителей, ансамблей, детей и поэтов. Главный упор делается на тексты, то есть смысловое содержание песен, хотя музыкальная и исполнительская составляющие, как потом выяснилось, тоже имеют значение. Именно потому организаторы фестиваля в числе обязательных условий участия требовали вместе с заявкой на участие выслать заранее тексты исполняемых произведений, а еще лучше - аудиофайлы. Эдакий питерский вариант «Второго канала», задуманного Ланцбергом в противовес «попсовости» Грушинского фестиваля. С собой тоже нужно было иметь тексты песен, да еще в трех копиях.

       Наконец, что для меня немаловажно, Ленинградский политехнический институт - это место, где я родился. Мои родители были студентами этого ВУЗа в 1950-х годах, и где-то там, в ближайшем роддоме, я и родился. Правда, через месяц-два меня отвезли к бабушке и дедушке в Рязань на 6 лет, пока родители не закончат учебу и не устроятся по распределению на новом месте, но сам факт моего зачатия в этом институте стал определяющим. В 1972 году, по окончании школы, я тоже поступал в Ленинградский политех на специальность «Эспериментальная ядерная физика», но не добрал балла. Мой товарищ по школе, Володька Рыжий (фамилия такая), увлек меня ядерной физикой в 10 классе. Тогда я прочел запоем все книги о Резерфорде, Планке, Эйнштейне, Капице, Боре. Романтика новой науки, возможностей и открытий потрясли меня до глубины души. Целый месяц мы с Рыжим прожили в общежитии Политеха в качестве абитуриентов - готовились, любовались белыми ночами, удивлялись архитектуре и масштабу Невского проспекта, ходили заниматься в соседник парк Лесотехнической академии. И вот настал час первого экзамена. Входим в вестибюль института и видим на большом плакате конкурс - на все факультеты по 4-5-6 человек на место, а самой последней строкой написано, что на специальность «Эспериментальная ядерная физика» 32 человека на место! Но отступать было не в нашем характере. Если бы мне кто-то подсказал, когда уже было ясно, что у меня не хватает баллов для зачисления, что можно переписать документы на другой факультет, то так бы, наверное, и сделал. Тогда я впервые был в Ленинграде, и он меня очаровал. Поменять провинциальный Мелитополь (куда родители получили распределение на Компрессорный завод инженерами) на столичный Ленинград я бы не задумывался. Тем более, что фестиваль «Топос» (я этого не знал) проводится с 1968 года. То есть у меня была реальная возможность влиться в авторскую песню еще в 1972 году, я ведь уже тогда играл на гитаре и знал массу песен Окуджавы, Дольского, Никитина, Визбора. Мы абитуриентами, как мне помнится, даже устроили ночью конкурс: кто знает больше песен, но чтобы от начала до конца. Пропели до 5 утра, но так победителя и выявили. Устали.

       В общем, ни я, ни Рыжий не поступили, вернулись домой, а через месяц я уже работал на заводе, сначала учеником токаря, а потом токарем. Весной ушел в армию, но это уже другая история. Теперь же, приехав в Политехнический, теперь уже Университет, я долго бродил по территории, пытаясь вспомнить места, расположение корпусов. То ли всё сильно изменилось, то ли память подвела, но я почти ничего не вспомнил. Только входная арка на территорию студенческого городка мне показалась знакомой. Тогда, в 1972 году, еще и метро ведь не было. Последней станцией по этой ветке был Финляндский вокзал («Площадь Ленина»), а дальше нужно было ехать на троллейбусе до остановки «Лесная». Теперь станция метро «Лесная» находится прямо возле студгородка.


005_46.jpg


       Примерно дней за 15 до поездки в Питер я сообщил об этом живущим там друзьям. Дело в том, что фестиваль «Топос» для иногородних авторов проводится только 3 и 4 декабря, а до этого проходят прослушивания местных конкурсантов. То есть, у меня (Юта, напомню, на конференции в Гатчине) 1 и 2 декабря были свободны. Последний фестивальный концерт, согласно вывешенной в Интернете программе, должен был начаться 4 декабря в 15-00. Следовательно, рассчитывал я, окончится он около 19 часов. То есть вечер свободен.

006_44.jpg



       Поэтому, вспомнив, что когда мы были в Питере в сентябре (тоже на конференции - на этот раз в Державинском музее), Володя Ильин, с которым мы дружим много лет, предложил мне организовать сольный концерт в недавно открытом кафе «Лады». Тогда, в сентябре, я постеснялся утруждать человека, а теперь вдруг вспомнил о его предложении. Короче говоря, Володя договорился о концерте и сделал афишу. Однако особенность выступлений в кафе «Лады» такова, что билеты на концерты - а они проходят почти ежевечерне - продаются исключительно через Интернет. Одним словом, за неделю до концерта ни одного билета продано не было.

       Одновременно о нашей поездке в Питер узнал наш хороший товарищ Сергей Суворов, предложивший организовать мне 1 декабря сольник в кафе «Щелкунчик», что за Мариинским театром. Закончилось тем, что концерт 4 декабря отменили, заменив его другим, но 1 декабря.

007_37.jpg



       Таким образом, еще никуда не уехав из Ялты, даже не купив билеты, мы знали, что у нас с женой будут две конференциями, фестиваль и концерт. Тогда мы еще не догадывались, что это далеко не всё.

       27-го ноября, прилетев в Пулково, добравшись до Царского Села и разместившись в гостинице, мы стали разбирать чемоданы, чтобы разложить привезенные книги и диски. (Да, забыл сказать, что прямо к самолету в Симферополе нам привезли из типографии только что изданный мой поэтический сборник - первые 20 сигнальных экземпляров). При разборке вещей вдруг из пачки дисков выпадает на пол бумажка. Это была визитка. Читаю: «Захарченко Елена Владимировна. Радио «Мария». Санкт-Петербург. Телефон такой-то». Я вспомнил, что действительно, на последней «Осенней Ялте» была исполнительница по фамилии Захарченко, которая говорила, что она полгода живет в Алуште, а полгода - в Питере, и работает на радио, где пропагандирует бардовскую песню. Думаю: «Судьба. Надо позвонить».

       Не буду долго рассказывать. Закончилось наше общение тремя (!) радиоэфирами в течение двух дней и записями программ не только со мной, но и с Ютой. Всё это происходило в перерывах между конференциями, фестивалями и концертами. Во как!

       1 декабря отпел в «Щелкунчике». Народу было, прямо скажем, мало. Несостоявшийся концерт в «Ладах» показал, что если имя не раскручено, много зрителей ожидать не приходится. Зато познакомились с интересными людьми, в том числе Александром и Еленой Тихоновыми, которые работают на бард-радио. Бард-радио - это круглосуточное интернет-радио на сайте volnorez.com (http://volnorez.com/bard-radio), основанное питерским бардом Сергеем Нотиком. Александр Тихонов является его редактором, но тоже с первых дней трансляций. Радио создано для всех любителей и поклонников авторской песни, где можно слушать голоса любимых авторов-исполнителей, поэтов, городские романсы, также песни в стиле бард-рок. Надо сказать, что Тихоновы трудятся бесплатно, по велению сердца. Живут они в Пушкине, то есть далеко за чертой Питера, и каждый день мотаются по концертам в город, возвращаясь очень поздно домой. А они ведь еще и работают, каждый на своей работе!!!

008_39.jpg
Александр Тихонов



       Так вот, мой концерт траслировался в прямом эфире на всю интернет-аудиторию, это около двух тысяч слушателей по всему миру. Саша и Лена - очень открытые и доброжелательные люди. К тому же, Лена еще и фотограф. Бард-радио существует всего несколько месяцев, и проект только набирает силу. Дай Бог, вам, ребята, удачи и терпения в вашем благородном деле! А вот и несколько фотографий, сделанных Леной на концерте.


009_38.jpg


010_39.jpg


       Два отделения концерта (по часу!) пролетели, как две минуты. Потом была гитара по кругу. Спел Сережа Суворов и Володя Юрков, руководитель клуба авторской песни «Меридиан», под патронатом которого и прошел концерт.


011_32.jpg


012_27.jpg


013_27.jpg


       Ну, а теперь непосредственно о «Топосе». Прибыл я днем 3 декабря в студенческий клуб Политеха, как было указано в расписании, а там уже сидит записавшийся на конкурс старый знакомый Дмитрий Курилов из Москвы! Затем появился и Алексей Нежевец из Минска, и тоже на конкурс. Остальных я не знал.

014_28.jpg
Леша заполняет анкету



       Кстати, всем конкурсантам нужно было заполнить анкету, состоящую, если не ошибаюсь, из двух десятков вопросов. Я, например, на некоторые вопросы отвечал с трудом. Наиболее интересные ответы затем оглашались со сцены перед выступлениями. Такая же традиция есть у нас на «Зимней Ялте», но анкета гораздо короче и не так сложна.

015_26.jpg



       Прослушивание происходило весьма оригинально. Заходишь в комнату, дверь закрывается. За столом два человека - мужчина и женщина. Кто такие - не знаю. Говорят: «Пой!». Спел одну песню, другую, третью. Сказали: «Пой еще». Спел еще две песни. В общей сложности провел за закрытой дверью около 20 минут (как мне показалось). Объявили, что я в конкурсном концерте завтра пою две песни, сказали какие. Уходя, я попросил их представиться. Дмитрий Коломенский и Дарья Зуева. Насколько они хороши как авторы-исполнители, не знаю, потому что оба так ни в одном концерте и не выступили. Так что, перед кем я выступал, толком не понял. Из информации в Интернете я помнил, что Коломенский является членом жюри. О Дарье Зуевой вообще ничего сказать не могу. Единственное мое знакомство с творчеством Д. Коломенского состоялось по его поэтической книжке, продававшейся на столике перед концертным залом. Стихи хорошие, мощные, в современной манере.

015a_0.jpg

Дмитрий Коломенский. Фото Елены Тихоновой



       Такое же прослушивание и отбор песен происходили с каждым заявившимся иногородним участником. Кстати, к тому времени все питерские конкурсанты уже были отобраны в предыдущие дни, и полный их список (10 человек) вывешен на сайте фестиваля. А мы тем временем прослушивались. С некоторыми иногородними авторами возились в кабинете около часа. Остальные люди маялись, не зная, чем заняться. В коридорах и фойе сидели и лежали барды с гитарами, о чем-то беседовали.


016_25.jpg


       Честно говоря, с такой формой отбора я сталкиваюсь впервые. Внешне это походило на допрос в прокуратуре - без свидетелей. Опять же наличие анкеты… По каким критериям отбирались песни - неведомо. Если верить организаторам, заявившим позже со сцены, что конкурс очень сильный и конкурсанты примерно равны по уровню мастерства, то отбор тем более не понятен. Возможно, таким образом составлялась режиссура концерта (как в шоу «Голос»). А может быть, преследовались иные цели. Леша Нежевец был отобран в конкурс «композиторов». Тоже не понятно почему, ведь у него есть прекрасные песни и на свои стихи.

       Параллельно с прослушиванием на конкурс проходили две мастерские, но уже не келейно, а открыто, в присутствии слушателей. Одна из них проходила, как я понимаю, в танцевальном зале, так как одна из стен была зеркальной.

017_25.jpg


018_23.jpg
Мастера - Алескей Дудин и Михаил Трегер



       В этой мастерской «главную скрипку» играл Михаил Трегер - он комментировал, наставлял, подсказывал, помогал со стихами. У человека явно есть педагогический талант. Его работа мне живо напомнила Сережу Каплана. Другие мастера - Дудин и Исакевич - в основном поддакивали Трегеру или вставляли лишь короткие реплики. Возможно, я ошибаюсь, но ничего плохого о людях сказать не хочу. В те короткие минуты, когда я заходил в комнату и недолго наблюдал за работой мастеров, именно так и было. Поскольку я никого ранее не знал, даже фамилий таких не слышал, мне было интересно, а что же представляют собой все трое? На столике с дисками продавались две книжки Трегера. Я внимательно (времени было много) одну прочитал почти целиком, другую - лишь отрывочно. Выяснил, что Трегер - бард «первой волны», друг Евгения Клячкина. Понравились стихи, и особенно короткая проза Трегера. Купил книгу Трегера и всё пытался улучить минутку, чтобы подойти подписать у него, но Михаил все время был занят, а на следующий день его в институте вообще не было. Вечером того же дня, согласно программе, был гала-концерт гостей фестиваля и лауреатов прошлых лет. В концерте выступал и Трегер, но стихи с листа на меня произвели лучшее впечатление, чем исполнительство их под гитару.

019_21.jpg
Михаил Трегер



       Об Алексее Дудине сказать ничего не могу, песен его не слышал, стихов не видел. А вот Евгений Исакевич очень хорош! Если в мастерской он больше отмалчивался, то на сцене был блистателен. Хотелось поговорить, но он чувствовал себя неважно, даже, помнится, не хотел выступать вовсе, поэтому я не стал утомлять человека пустыми разговорами.

020_22.jpg
Евгений Исакевич



       Другая мастерская называлась «Зеркало», поскольку проходила она в углу фойе, возле зеркала. Смысл мастерской (четыре мастера), как я понял, был в том, чтобы не оценивать поющего человека, а рассказывать ему о собственных ассоциациях, которые вызвала та или иная песня. То есть, тот самый сакраментальный вопрос «О чем песня?» здесь должен был звучать во весь голос. Мастеров я, увы, не знаю, поэтому даже фамилий назвать не могу. Два раза подходил послушать, интересно было, что «услышали» мастера в только что звучавшем произведении. Мне показалось, что люди поющие были ярче и мудрее комментаторов, но это лично мое мнение. Примеры привести не могу, потому что фотографии не получились (темновато), а ни тех, ни других не знаю. Да и песни не запомнились, осталось лишь воспоминание о моем состоянии во время наблюдения за работой мастерской. Кто-то из них пел потом в концерте - то ли Аллу Пугачеву, то ли еще кого-то из советской эстрады - и это выглядело, мягко скажем, странновато.

       Тем временем шло прослушивание иногородних авторов, а также местных бардов, не успевших заявиться в предыдущие дни. А в 17-00 начался концерт гостей. Зал был полон наполовину (чего не скажешь о конкурсном концерте в воскресенье). Вел концерт тот же Дмитрий Коломенский и Ирина Соколова. Между выступлениями он бегал по залу и задавал вопросы зрителям по образцу ЕГЭ, где нужно было угадать правильный из четырех предложенных вариантов ответа. Вопросы касались человека, который сейчас выходил на сцену, и были, как правило, на нацелены на проявление смекалки и чувства юмора у экзаменуемого в зале. Концерт траслировался онлайн на бард-радио.


020a.jpg


       Открыла концерт талантливая девочка из Твери Таня Винокурова, лауреат «Топоса» 2015 года. Замечательную новую песню «Ледоход» она посвятила своей бабушке. Название другой песни не запомнилось.

021_20.jpg
Татьяна Винокурова



       Затем пошла череда питерских и московских «мэтров», из которых запомнились упомянутые уже Михаил Трегер, Евгений Исакевич, а также Елена Максимова, Евгения Ланцберг, Сергей Нотик, Лев Юфит, Сергей Суворов. Особенно понравились (ну просто очень-очень!) Александр Гинзбург и Ольга Макеева. Последняя песня Ольги о современном состоянии культуры в стране - это нечто! Эту песню хорошо бы спеть участникам Международного культурного форума, проходившего в эти же дни в Питере.

022_20.jpg
Александр Гинзбург


023_19.jpg
Ольга Макеева


024_14.jpg
Евгения Ланцберг



       Концерт закончился поздно. Слышал, что люди собираются остаться на посиделки в помещении клуба «Четверг», под эгидой которого и проходит фестиваль. Увы, я не мог - мне добираться до квартиры, где мы остановились на другом конце города, почти два часа в одну сторону. Да и Юта наверняка уже приехала из своей Гатчины и ждала меня.

       На следующий день состоялся конкурсный концерт. Прибыв в здание, где проходил фестиваль (опять два часа на автобусе и метро), прочитал список выступающих. Всего 21 человек.

025_15.jpg



       Перед началом концерта нам раздали списки выступающих с названиями песен, чтобы мы тоже оценили конкурсантов по гамбургскому счету. Нужно было выявить двух лучших и списать в конце списка их фамилии. К сожалению, я не всех смог прослушать, так как сразу после выступления Леши Нежевца вышел из зала, чтобы подготовиться. Вот мои листики.

026_10.jpg


027_9.jpg



       Жюри заявлено в следующем составе: Андрей Коган (лауреат «Топоса» 2006 г.), Татьяна Землеруб (лауреат 2004 г.), Алексей Дудин (Лауреат 1989 г.), Дмитрий Коломенский (лауреат 1996 г.), Евгений Исакевич (лауреат 1978 г.). Помимо главного жюри было еще независимое журналистское жюри, состоящее из трех человек: Всеволода Колюбакина, Екатерины Костылевой и еще одного человека (не успел записать фамилию, а на сайте информации нет).

       Мне понравились двое, которых я и отметил - Алексей Нежевец и Лилия Савицкая (Азов-Москва). Этот концерт тоже передавался на бард-радио.

028_10.jpg
Лилия Савицкая. Фото из Интернета



       После перерыва, пока жюри подводит итоги, начался концерт гостей. Снова на сцене были те же лица, что и в субботу, плюс несколько новых. Запомнился Александр Деревягин из Челябинска - мощный голос, безупречное владение гитарой, оригинальная подача материала. Концерт (если я правильно понял) предполагался из классики жанра, но почему-то пели исключительно Визбора, ни одной песни Окуджавы или, например, Галича. Возможно, была установка петь Визбора. У нас, если поют классику, то Окуджава стоит на первом месте.

       После концерта Коломенский объявил итоги голосования. Звание лауреата жюри решило никому не присуждать - то ли все не достойны, то ли наоборот, все участники настолько хороши, что выбрать не удалось. Но вот что удивительно: независимые журналисты тоже не смогли выбрать лучших. К тому же, по прошествии двух недель никто из них ничего о фестивале не написал. Зачем приглашали?

      

Итоги фестиваля «Топос-2016»:

Номинация «Автор песен на чужие стихи». Дипломанты: Мария Смолова (Пущино), Варвара Гарнюк (Санкт-Петербург).

Номинация «Автор». Дипломанты: Дмитрий Курилов, Андрей Копёнкин (оба - Москва), Дмитрий Ёлкин, Олег Кетурко (оба - Санкт-Петербург), Лилия Савицкая (Азов - Москва), Константин Вихляев (Ялта).

Приз «Гамбургский счет»: Алексей Нежевец (Минск).

Приз зрительских симпатий: Мария Смолова, Константин Вихляев.

Приз «Надежда»: Виктория Дорошевская (Мурманск - Москва).

       И снова после окончания всех мероприятий планировались посиделки, но я побоялся из-за дальности дома не успеть на транспорт, и потому уехал. Жаль, конечно. Там бы и познакомиться с кем-то поближе, но увы.


029_8.jpg


       Фестиваль интересный, для меня во многом необычный и неожиданный. Если говорить о членах клуба «Четверг» и их гостях, побывавших на сцене, то у меня создалось ощущение, что я окунулся в мир физиков, математиков, одним словом, ученых с гитарой. Наверное, такой и была городская (не туристская) бардовская песня на заре своего развития - интеллектуальная, протестная и одновременно возвышенная. Если существует понятие «питерский рок», то, думаю, можно вполне говорить и «питерские барды», подразумевая некую непохожесть, ответвленность от общего русла бардовского движения. В чем конкретно это выражается, сформулировать пока не могу - слишком много обрушилось информации. Знаю только, что и раньше приезжая в Питер и, по воле случая, бывая то на концерте клуба «Восток», то в клубе «Меридиан», я всегда ощущал этот «ленинградский» дух авторской песни - тонкий и изысканный, как запах орхидеи.

       Мне, жителю маленькой провинциальной Ялты не обнять разумом всю масштабность бардовского движения большого города. В Питере есть несколько клубов (во всяком случае, считается, что есть) - «Восток», «Спектр», «Четверг», «Меридиан», «Музыкальная среда», «Парус». Существует масса фестивалей АП - на сайте http://www.bards.ru я насчитал 30 фестивалей в Ленинградской области, из них 19 в самом Петербурге. Кроме того, чуть ли не каждый день проводятся концерты авторской песни на разных площадках, в том числе в кафе «Щелкунчик», «Лады», «Пантограф», «Рига», «Восточная Африка», «64 зерна», «У Гороховского», «Бродячая собака». Периодически на больших концертных сценах выступают старейшие питерские авторы - Дольский, Городницкий, Вихорев, Гиршов, Тальковский и многие другие. А сколько приезжих авторов и исполнителей! Петербург настолько самодостаточен в собственной бардовской песне, что я даже постеснялся приглашать кого-либо в Ялту на фестиваль. Зачем так далеко ехать, если всё лучшее, что есть в стране, можно услышать дома?

       На фоне такой сумасшедшей активности выскажу несколько личных наблюдений.

       Мы у себя в Ялте собираемся на клуб каждую неделю, - за исключением летних каникул уже 14 лет. Петербург вообще не нуждается в клубах - песен и стихов вполне достаточно в форме концертов и фестивалей. Вероятно, тем и различаются большие и малые города - наличием живых клубов и клубов на бумаге. В последнем случае не вижу ничего зазорного, поскольку понимаю, что организовывать концертную или иную деятельность под маркой клуба легче и законнее. Вероятно, в Москве или Киеве ситуация похожая. Если удастся когда-нибудь побывать в этих городах на фестивалях, непременно напишу.

       Второе. Еще и еще раз убеждаюсь в том, что авторская песня не умирает - очень много молодежи. Фактически, кроме меня и Курилова, все остальные конкурсанты - не старше 30, или около того.

       Третье. О чем поет молодежь? О любви и войне. Точнее, обо всем, что касается разговоров в обществе о возможной большой войне. Или о существующей - на Донбассе. Ребят это пугает, тревожит, волнует - ведь они не могут жить в информационном вакууме. Игры взрослых всерьез подвергаются осуждению. С другой стороны, война имеет демоническую притягательность для молодых: они ее боятся, но с любопытством хотят заглянуть в пропасть - а что там? Вот чего нет в их песнях, так это злости и ненависти, а также цинизма, свойственного более старшему поколению.

       С другой стороны, авторской песне срочно нужна свежая кровь, новое сценическое мышление, если говорить штампами. Статуарность жанра выпадает из сегодняшнего времени - нет движения, видеоряда. Если в ближайшее время не появятся новые лидеры, которые смогут опрокинуть наш жанр, но так, чтобы новое было созвучно времени - как по форме, так и по содержанию, - авторская песня будет плестись в хвосте других песенных жанров. Я не знаю, что это может быть, но родиться оно может только в мегаполисе - в Питере или Москве. Глубинка рада и тому, что есть, для нее любой бард - уже событие, откровение. В мегаполисах же сосредоточена сегодня вся мощь интеллекта страны.

       Мне могут возразить, что авторская песня - это, в первую очередь, не интеллект, но душа, а душа России живет не в Москве. Россия и Москва (или Питер) - это разные государства, и авторская песня, как речь души, прирастает провинцией. Да, все верно, если говорить о количестве, а не о качестве. Но вытащить что-либо из болота может только личность (или несколько личностей) гигантского масштаба, в которой спаяны воедино недюжинный ум и безусловно любящее огромное сердце. Гений может родиться и в Калининграде, но вознесен на пьедестал (пусть поначалу и как коммерческий проект) только в столице. И еще одно обязательное условие: он должен выглядеть в глазах всей страны героем, которому захотят подражать. Кстати, о героях. Интересно, найдется ли сегодня в России бард, готовый пожертвовать собственной жизнью ради какой-нибудь песни?

       Ехал за новыми знакомствами, но из-за нехватки свободного времени, они не случились. Жаль. Знакомство с творчеством людей состоялось (и то не всех), а с душами нет. Все-таки, совместное проживание бардов на фестивалях (там, где это случается) создает атмосферу доверительности и кухни, а я на этот раз был этого лишен. Честно признаюсь, что я - человек старой формации, то есть для меня выискивать непрозвучавших со сцены авторов в интернете - мучение. Да и не получаю я удовольствия от цифрового пения. Живое слово со сцены или на посиделках - другое дело. Потому прошу меня простить, если кто обиделся, что я его не слышал (мол, мог бы в интернете поискать).

       Вот такие мысли приходят после «Топоса». На этом рассказ о нашей поездке не заканчивается, впереди - отчет о фестивале в Таллинне «Свет в декабре», который состоялся через неделю после «Топоса».