Предыстория этого турне такова. На последний фестиваль «Осенняя Ялта - 2016» приехал Игорь Ли, который привез с собой бывшего однокурсника по институту в Душанбе Константина Ларина, живущего ныне в Усть-Лабинске (Краснодарский край). Атмосфера фестиваля, его душевность напомнили обоим 1991-й год, когда они точно так же оказались на «Осенней Ялте», только проживали тогда барды в другом месте. И вот Константину захотелось и самому что-то сделать похожее у себя дома, в Усть-Лабинске. Правда, в этом городке два года уже существует фестиваль, который проводится силами местного КСП, на котором, к сожалению, присутствует очень мало слушателей. Да и самих бардов в Усть-Лабинске раз-два и обчелся. Константин поделился своими соображениями с Игорем, и тот посоветовал начать с организации концертов, что может послужить стартовой площадкой для раскручивания будущего большого фестиваля. (Я, честно говоря, не понимаю, зачем нужен еще один большой фестиваль на Кубани, когда их и так много). Как человек честный и порядочный Константин Ларин тут же взялся за дело.
Первыми «гастролерами» были Дмитрий и Алена Макарчук из Донецка, выступившие в Усть-Лабинске и Майкопе. Затем были Володя и Галина Мокроусовы из Краснодара, Сережа Верещагин из Майкопа. И вот дошла очередь до меня.
Поначалу, когда мы созванивались еще в декабре, речь шла о концертах в Усть-Лабинске и еще каком-нибудь одном городе, например, Майкопе. Мне тогда подумалось, что ехать в такую даль из-за двух концертов как-то несерьезно, и я предложил расширить программу. Так «возник» Краснодар, где давно хотелось попеть. А когда выяснилось, что в предложенных мной датах (с 23 по 26 февраля) остается «окно» для концерта в Армавире, то я махнул рукой: авось, выдюжу. Юта, узнав о таком интересном турне, тоже выстроила свой рабочий график так, чтобы поехать со мной.
Как мы будем перемещаться из города в город, мы с трудом себе представляли. Надеялись на помощь друзей, если что-то пойдет не по сценарию. Конечно, это авантюра, но было интересно познакомиться с новыми людьми, увидеть, как живут КСП в других городах. О собственных выступлениях почему-то не думалось. Одним словом, положившись на порядочность кубанских друзей и на волю Божью, собрав два мешка своих книг и дисков, поменяв струны на гитаре, мы отправились в дорогу. Решили выехать на несколько дней раньше, чтобы заехать к родственникам в Геленджик, тем более что первый концерт должен был состояться в Краснодаре - практически рядом.
Как известно, из Крыма на Кубань можно попасть несколькими способами. Самый доступный - междугородний автобус. Но здесь есть «подводные камни» в виде непогоды, когда паром на Керченской переправе может просто не работать из-за шторма или тумана. А за неделю до нашей поездки пролив и вовсе замерз - редкий случай для наших мест. Один паром, как говорили, все-таки ходил, выполняя одновременно роль ледокола и перевозчика исключительно рейсовых автобусов. Что касается грузовых автомобилей, то они стояли с обеих сторон уже несколько дней.
А тут у Юты навалилась работа, и мы отложили отъезд сначала на один, день, потом еще на один. В конце концов, остался только один день - понедельник 20 февраля, когда откладывать поездку уже нельзя совсем. Вдруг выясняется, что автобус Ялта-Сочи (единственный маршрут, проходящий через Геленджик), в этот день не идет, поскольку изменилось зимнее расписание. Остается самолет до Краснодара. Поздно ночью купив билеты по Интернету, мы собрались на следующий день в дорогу.
Но и тут нас ожидали нервозные происшествия. Сначала долго сидели на чемоданах дома в ожидании приятеля, согласившегося нас подвезти до аэропорта. Он попал в пробку, и Юта меня изгрызла упреками. Второй случай произошел прямо в самолете. Пилот уже вырулил на взлетную полосу и начал разгон, когда вдруг (это мы уже потом узнали) увидел, что сработал какой-то датчик, показывая неисправность при торможении. Набирающая скорость машина вдруг резко стала тормозить, самолет развернулся и поехал на стоянку. Нас попросили выйти и ожидать в здании вокзала. Просидели более четырех часов, причем, как водится, никому ничего не сообщали. В итоге все-таки полетели.
В 6 вечера были в Краснодаре, но и тут обошлось не все гладко. До автостанции, чтобы уехать в Геленджик нужно добираться чуть ли не два часа, то есть вдвое дольше, чем лететь из Симферополя. Ясно, что таксисты нас облепили, как мухи. Мы сразу заявили, что денег нет. Кончилось тем, что удалось уехать в Геленджик по цене автобуса, но вчетвером на заднем сиденье. Два с половиной часа в скрюченном состоянии, и мы приехали.
Дальше всё пошло, как по маслу. Погостив в Геленджике день, мы рейсовым автобусом доехали до Краснодара и вечером 22-го были у Мокроусовых в гостях с тем расчетом, чтобы переночевать у них, и на следующий день провести концерт. А тут еще и сюрприз - у Володи 23-го февраля выходной, хотя должен был работать.
Надо сказать, что подружились мы с Мокроусовыми мгновенно с первого их приезда на «Осеннюю Ялту» в 2014 году. Чудесный дуэт - чистый, светлый и очень музыкальный. Галя, как истая донская казачка, большая мастерица и по кулинарной части, так что нас просто закормили всякими деликатесами. Конечно, напелись до одури на кухне. А поскольку Володя выучил две моих песенки, то я попросил его тоже попеть в концерте. На том и порешили.
23-го, в день концерта поднялся просто ураганный ветер, но без дождя. Мы прибыли в Дом творчества В.Высоцкого за час до начала (концерт назначен на 15-00), чтобы освоиться на новом месте и осмотреть музей.
Войдя в музей, сразу наткнулись на афишу.
Боже, какой классный здесь музей Высоцкого! Десять основных залов, плюс комнаты и коридоры, которые от потолка до пола завешаны фотографиями, интересными материалами из жизни Высоцкого, свидетельствами его друзей и знакомых. Я бродил по залам, как во сне, и понимал, что половина из представленных здесь сведений, мне не известна. Музей, надо отдать должное его хранителю - Марине Ивановне Победенной - в идеальном состоянии, безукоризненной чистоте и сохранности.
Музей Высоцкого или, как его называют, Дом творчества Высоцкого, появился в Краснодаре в 2013 году. Первый музей Владимира Высоцкого в Краснодаре был открыт еще 22 июля 2005 года. Располагался он в парке 30-летия Победы. Основу экспозиции составляли фотографии, музыкальные записи и личные вещи Владимира Семеновича, много лет собираемые президентом краевого общественного фонда творчества В.Высоцкого «Вертикаль» – Евгением Петровичем Люцко. Теперь вся экспозиция создана заново, дополнена новыми экспонатами и размещена в здании на улице Бабушкина, 295 в рамках проекта «Аллея Российской Славы» группой энтузиастов под руководством Михаила Сердюкова. На средства этого мецената, как я понимаю, музей и содержится.
Музей очень интересный. Если вдруг побываете в Краснодаре, посетите этот дом - не пожалеете.
Концерт должен был состояться в небольшом зале на 50-60 мест, специально предназначенном для подобных выступлений. Акустика настолько хороша, что усиления звука не требуется.
За полчаса до начала появились первые слушатели. Володя Мокрусов установил видеокамеру для записи. Приехал и Константин Ларин из Усть-Лабинска, который должен нас «подхватить» для продолжения турне. Зал заполнился почти до отказа, несмотря на жуткую погоду на улице.
Перед самым началом ко мне подошел человек и представился Борисом Буткеевым. Помните, в песне про бокс Высоцкого, «Борис Буткеев (Краснодар) проводит аперкот, вот он прижал меня в углу, вот я едва ушел…»? Из рассказа Буткеева я понял, что на самом деле речь в песне идет о турнире поэтов. Буткеев был на три года старше Высоцкого, но как поэт только начинал свой путь, а Высоцкий к тому времени был известным человеком, признанным мастером слова. Где проходило это состязание, я не понял, только не в Краснодаре. Увы, поговорить подольше не оставалось времени, нужно было начинать концерт, а потом всё завертелось вокруг продажи книг и автографов, так что уточнить этот факт из биографии Высоцкого я не смог. Возможно, это удастся другим людям, так как Борис уже не первый раз приходит на концерты бардов в Дом творчества.
Программа была рассчитана на полтора часа, чтобы не утомлять слушателей. По себе знаю, как трудно воспринимать исключительно новые песни в течение долгого времени. Внимание к слову притупляется, и нужно либо делать перерыв, либо перемежать песни с пространными рассказами или байками. Последнее мне не по душе. Лучшее, что я могу сделать в таких случаях, это читать собственные стихи или прозу. Собственно говоря, так и были выстроены все четыре концерта. Заключительные четыре песни мы пели с Ютой вдвоем.
О книгах. После долгих дебатов мы с Ютой решили, что для продажи возьмем только диски и стихотворные сборники, а книги о розах и парках будем ставить на стол во время концертов только по одной для ознакомления - уж больно они тяжелые для перевозки. Каждый желающий может их приобрести через Интернет - сайтов, торгующих нашими опусами, полно.
Что сказать о самом концерте в Краснодаре? Пелось легко, люди слушали жадно, с полным вниманием. Какие они вынесли впечатления, сказать не могу, но благодарили много. Затем была раздача автографов на купленных зрителями дисках и книгах.
Чаепития или застолья не было, хотя зрителям явно было недостаточно общения. Возможно, так получилось из-за проведения концерта на «нейтральной территории», а не в помещении, которое бардовская тусовка считала бы «своим». В итоге Константин подхватил наши вещи, мы уселись к нему в машину и поехали в Усть-Лабинск, где предстояла ночевка, а на следующий день - поездка в Армавир.
Здесь я хочу перевести дух и рассказать о людях, столь милостиво принявших нас в своем доме.
Константин Ларин приехал на Кубань с семьей из Таджикистана, если не ошибаюсь, в 1992 году после известных событий со стрельбой и массовыми беспорядками. Короче, война вынудила людей бросить дом и искать лучшей участи в другом месте. Выбор пал на Кубань. Боюсь ошибиться в деталях, хотя Константин мне подробно рассказывал о своей истории, поэтому перейду сразу к сегодняшнему времени. Сам глава семейства - талантливый организатор массовых мероприятий самого высокого уровня, менеджер и специалист по сельскому хозяйству, а теперь - мастер по изготовлению сувениров и поделок из дерева, пластмассы, других подручных материалов. С этой целью оборудовал мастерскую, где установил станок. Со слов Константина, в заказах недостатка нет. Я плохо разбираюсь в названиях изделий, лучше покажу их на фотографиях.
Нас с Ютой больше поразил бизнес женской части их семьи. Жена Ирина и старшая дочь Ульяна - мастера по изготовлению тортов на заказ. Им по плечу любая форма, любое пожелание заказчика удовлетворяется на высшем уровне. Подкупает индивидуальный подход к каждому заказчику: здесь тебе и имя персональное, и дата дня рождения, но особенно интересны обыгрывания интересов и увлечений юбиляров. Мы видели торты в виде пистолета (сотруднику МВД), в виде рыбы (рыболову-любителю), в форме автомобиля (водителю) или пивной кружки (почитателю пива). Ниже - фото тортов, сделанных руками Лариных.
Внутреннее содержание также изящно и изысканно, как и внешняя форма. Ирина нам рассказывала, что бывают периоды, когда спать удается по два часа в сутки. Причем Ларины никогда не отказывают другим желающим поучиться у них мастерству - устраивают бесплатные мастер-классы, участвуют в конкурсах, делятся своими секретами на страницах социальных сетей.
Младшая дочь, Надежда, склоняется к искусству. Она учится в школе, но любит музыку, обучается игре на фортепиано, увлекается фотографированием и видеосъемкой.
Большой, гостеприимный дом Лариных всегда полон чудес и света - света любви и дружбы, света человеческой доброты. Мы за неполных четыре дня настолько близко подружились, что чувствовали себя в их доме лучше, чем в Крыму. А всё потому, что открытость и душевность, исходящие от всех членов семьи, и есть то самое ценное, что мы зовем обычным человеческим счастьем.
Итак, проехав около 90 км на машине Константина, мы довольно скоро проехали маршрут Краснодар - Усть-Лабинск. На следующее утро предстоял более длинный переезд в Армавир - около 150 км. Концерт намечен на 15-00, поэтому требовалось приехать пораньше. Организатор концерта в Армавире - Нина Николаева - встретила нас в центре старого города и тут же подвела к афише.
Внутри Дворца - еще одна афиша.
Но и это еще не всё. На козырьке Дворца культуры над главным входом - светящаяся бегущая строка с анонсом моего концерта! Одним словом, организация - на высоте.
Здание Городского дворца культуры поразило размерами и необыкновенной активной деятельностью: хоровые коллективы, танцевальные студии и прочее. Всюду репетиции, шум, оживление. Нина показала зал, где мы будем выступать, комнату бардовского клуба. Мы оставили вещи и пошли пешком к памятнику Владимира Высоцкого. По дороге разговорились.
Оказалось, что мы с Ниной знакомы еще с 2003 года, когда вместе очутились в клубе «Восток» в Санкт-Петербурге. В армавирском клубе авторской песни «Армавирский аккорд», который и возглавляет Нина, довольно много людей - около 50. Клуб собирается каждую неделю по субботам (я думал, что только в Ялте такие «бешеные» барды), проводит два фестиваля - «Четыре четверти пути», посвященный дню рождения В.Высоцкого (25 января), и «Мир Вашему дому» (25 июля), посвященный памяти В.Высоцкого. Усилиями клуба в городе недавно установлен памятник Высоцкому. Мы по дороге купили гвоздики и возложили их к монументу.
Нина поделилась своей мечтой: назвать центральную аллею, ведущую к памятнику, именем поэта. Пока вопрос находится в стадии согласования с администрацией города.
Я попросил Нину найти пюпитр, чтобы перед глазами была последовательность песен. С этой целью мы заглянули к ее друзьям-бардам, работающим в магазине музыкальных инструментов. У нас в Ялте такие магазины «содержат» рокеры, а здесь - барды! По просьбе публики спел блюз прямо в магазине на магазинной гитаре.
За 15 минут до начала мы вернулись во Дворец культуры, а там уже сидели зрители и установлена аппаратура с двумя микрофонами. Поскольку моя гитара без подключки, пришлось нам с Ютой петь в один микрофон (последние песни программы), но это не помешало чудной атмосфере концерта. Зрителей было примерно 70 человек, и это, пожалуй, наибольшее число посетителей в течение всех четырех концертов.
После концерта - посиделки в комнате клуба здесь же, во Дворце культуры. Чай, сладости, песни.
Выехали в Усть-Лабинск уже затемно. Два часа дороги пролетели незаметно, но на подъезде к Усть-Лабинску машина ехать отказалась. После недолгих приключений мы все-таки добрались до дома.
Наутро - вновь восхищение всякого рода тортами и пирожными, изготовленными ночью. В этот день был намечен концерт в Майкопе в 17-00. Ехать до него около часа (88 км), поэтому часов до 3-х мы были свободны. После завтрака Константин решил показать нам город Усть-Лабинск.
Экскурсия началась с посещения храма Сергия Радонежского. Поставили свечки, поблагодарили небеса за помощь и попросили благословение на дальнейшие выступления.
Затем поехали на Усть-Лабинскую крепость конца XVIII века, где сегодня находится музей. Весь исторический комплекс построен по старинным чертежам на средства фонда Олега Дерипаска «Вольное дело». Усть-Лабинская (Александровская) крепость была основана А.В.Суворовым в 1778 году. В 1782-1783 годах она была частично перестроена и названа в честь поселения, близ которого находилась.
Конечно, часть территории крепости восстановить невозможно по причине частной застройки, но и то, что открылось нашим взорам, произвело сильное впечатление. Крепость построена на берегу реки Кубань, на холме. Все постройки и укрепления - деревянные, как и было при Суворове. На территории крепости - музей, где собраны предметы, найденные при раскопках. По периметру единственной комнаты - история крепости в картах, схемах, портретах, фотографиях. Есть образцы оружия, орудий, копии обмундирования солдат во времена Суворова. Кстати, корзина, стоящая рядом с манекеном, предназначалась для защиты от вражеских пуль. Такие корзины засыпали землей и ставили вдоль верхней линии обороны.
Внизу - мост через реку Кубань, за рекой - Адыгея (Республика Адыгея), столицей которой является Майкоп.
Несколько слов об истории этого края. Город получил свое название от устья реки Лаба, впадающей как раз в этом месте в Кубань. Некогда равнина между устьями левых притоков Кубани от Малого Зеленчука до Лабы была местом постоянных ногайско-татарских поселений, а кочевья распространялись по всему Прикубанью, охватывая степи от Азовского моря до восточных границ Крымского ханства. Кубанские ногайцы оставались верными крымским ханам и охраняли рубежи ханства. В 1770-х годах Россия пыталась расширить свои территории на Кавказе. В военных действиях принимал участие А.В.Суворов. В период первой и второй русско-турецких войн произошло множество трагедий для местного населения - ногайцев, кабардинцев, адыгов, грузин, татар и других народностей. Между Российской и Османской империями 10 июня 1774 года был подписан мирный Кючук-Кайнарджийский договор, и речка Лаба стала границей, разделяющей в этом месте империи. Однако войны продолжались еще очень долго, границы менялись, народы мигрировали. Вот как описывает Википедия кавказскую войну:
«С середины 1830-х гг. конфликт обострился в связи с возникновением в Чечне и Дагестане религиозно-политического движения под флагом газавата, которое получило моральную и военную поддержку Османской империи, а во время Крымской войны - и Великобритании. Сопротивление горцев Чечни и Дагестана было сломлено лишь в 1859 году, когда взяли в плен имама Шамиля. Война же с адыгскими племенами Западного Кавказа продолжалась до 1864 г. и закончилась уничтожением и изгнанием большей части адыгов и абазин в Османскую империю, и переселением оставшегося небольшого их количества на равнинные земли Прикубанья. Последние масштабные военные операции против адыгов были проведены в октябре-ноябре 1865 г.».
И далее:
«Россия, ценой значительного кровопролития, смогла подавить вооружённое сопротивление горцев, в результате чего сотни тысяч горцев, не принявших российской власти, были вынуждены покинуть родные места и перебраться в Турцию и на Ближний Восток. В результате, там сформировалась значительная диаспора из числа выходцев с Северного Кавказа. Большинство из них являются адыгами-черкесами, абазинами и абхазами по происхождению. Большая часть этих народов была вынуждена покинуть территорию Северного Кавказа».
21 мая - день памяти адыгов (черкесов) - жертв Кавказской войны учрежден в 1992 году Верховным Советом КБССР и является нерабочим днем.
Современные адыги до сих пор считают территорию Усть-Лабинска своей и при всяком удобном случае пытаются это продемонстрировать.
На территории крепости в сентябре 2016 года проходил XI Народный кинофестиваль «Земля отцов – моя Земля!». В ежегодном кинофоруме, который проводится с 2006 года, приняли участие 70 популярных актеров, режиссеров, писателей, музыкантов.
Затем мы поехали на обзорную экскурсию по городу и случайно попали на празднование проводов зимы, то есть последнего дня масленицы. Народные гуляния, несмотря на прохладную и ветреную погоду, проходили на главной площади города, где установлен бюст А.В.Суворову. Ну, как такое мероприятие было не посетить?
Сжигание чучела масленицы.
После обеда отправились в Майкоп. Концерт, как я уже писал, организован Сергеем Верещагиным - руководителем КСП «Бард юга», или «бардюга». С ним я знаком по «Осенней Ялте» 2015-го года (или 2014?).
Клуб располагается на территории автошколы в одноэтажном здании. Оказывается, в Майкопе два клуба, помимо упомянутого есть КСП «Костер». Как я понял, клубы не очень стараются дружить, хотя находятся в одном городе, даже имеют общую комнату для встреч.
В комнате КСП все стены украшены символами авторской песни, цитатами классиков, рекламными плакатами и фотографиями по истории бардовского движения в Майкопе. Пока устанавливали аппаратуру, мы, оставшись без опеки организаторов, сделали несколько фотографий.
Потом был концерт. Зрителей было на удивление мало, хотя место для концертов, как я понял, в Майкопе известное. Мне показалось, что зал был «тяжелый», «вязкий». Я уже стал менять на ходу программу, пытаясь «расшевелить» зрителей веселыми песенками, но и это не сработало. После выступления на сцену вышла ярко одетая женщина (ее наряд резко контрастировал с помещением и серой погодой), сказала слова благодарности.
После концерта, как водится, чай со сладостями, песни местных авторов, общее фото на память.
На четвертый день - дневной концерт в самом Усть-Лабинске. Погода была солнечной, ласковой. Константин сделал пригласительные билеты. Мы с ним договорились, что в концерт включим выход усть-лабинского клуба «Братья по разуму» в качестве анонса их будущего выступления.
Конечно, трудно ожидать от города с населением в 40000 жителей шикарного дворца культуры. Снаружи одноэтажное здание казалось неказистым, но внутри - всё было на уровне: и сцена, и звук, и состояние дома культуры.
Зал на 150 мест, и, как рассказывал Константин Ларин, на концерте Макарчуков не было ни одного свободного места. Разумеется, он рассчитывал, что и на этот раз будет то же самое, но не тут-то было - даже половина зрительских мест не заполнилась. Константин, естественно, расстроился, а для меня это было привычно. Наш жанр сегодня, как говорят, не «в тренде», и полных залов барды уже давно не собирают.
После концерта ко мне подошел молодой парень и, видимо, проникнувшись песнями, пытался получить у меня ответы на самые главные вопросы: в чем смысл жизни, что делать, если перед тобой стена (бороться или обходить преграду)? Да, такая оценка моего творчества (а значит, и меня лично) дорогого стоит, но разве может честный человек сказать: «я знаю, как надо»? Одним словом, случай показательный, говорящий о том, что за свои слова, особенно произнесенные публично, надо уметь ответить. Особенно, если ты бард. Кстати, в английской средневековой традиции бард - это странствующий певец, воспевающий подвиги героев и высшее предназначение человека.
В середине моего концерта выступили усть-лабинцы, а затем мы уселись у них в комнате и за самоваром с удовольствием попели.
Евгений Кутузов (он на фото с гитарой) любезно организовал застолье - хорошие песни, уютная компания, чудесное настроение.
Затем был вечер прощания с семьей Лариных, а на следующий день Константин отвез нас в аэропорт Краснодара. Час полета, два часа дороги до Ялты, и мы уже были дома.
Вот, собственно говоря, и всё. Что сказать в итоге? Турне показало, что люди, интересующиеся авторской песней, есть везде. Какие бы ни происходили в стране перемены, всегда найдутся те, кому дорого искреннее слово и честность прямого диалога. Другой вывод таков: авторская песня - это жанр для слушателей с жизненным опытом, достигших возраста, когда требуется не столько фонтанирующая радость от удовольствия жить, сколько понимание глубины самой жизни, своего предназначения на этой земле. Короче, чем ближе ты к смерти, тем милей авторская песня, а также другие виды искусства, бьющие прямо в сердце (а не в ноги или в голову).
И последнее. Бардовское братство - настоящее. Где бы ты ни был, куда бы ни приехал, барды всегда отзовутся на звук гитары любого, пускай незнакомого человека. Можно и самому отправиться по городам и весям, найти клуб и спеть то, что ты считаешь нужным. А всё потому, что близкие по духу люди слышат друг друга не ушами и видят не глазами. Есть нечто такое невидимое и неслышимое, что нас объединяет и не дает умереть жанру. В век меркантильности и «золотого тельца» общество нас беречь не будет - на свалку истории! Нам же надо самим беречь друг друга. По возможности.
Последнее относится не только к бардам, но и людям «активно сочувствующим», то есть искренне помогающим (как правило, за свой счет) организовывать фестивали, концерты, выступления, совместные творческие мероприятия. Именно к таким я отношу и жителя Усть-Лабинска Константина Ларина. Дай Бог, тебе, дорогой человек, и всей твоей семье счастья творчества, легкого парения и чувства полезности твоей жизни на Земле! Спасибо превеликое за всё!