Куда только ни забросит судьба человека, везде можно найти единомышленников и соратников. Достаточно набраться смелости, преодолеть лень, и вот уже появляется круг новых знакомств, новых друзей, которые общаются при помощи гитары и своих душевных поэтических откровений.
Для меня, жителя юга, Урал представлялся далеким краем, куда я вряд ли когда-нибудь выберусь. Что обычно возникает перед глазами при слове «Урал»? Сказки Бажова, самоцветы, дымящиеся трубы заводов-гигантов, дикая и суровая природа, холод и жуткая экология. Так, во всяком случае, нам подает телевизор, хотя некоторые представления сложились еще в детстве.
Если о Екатеринбурге у меня еще есть кое-какие знания, то о Нижнем Тагиле - вообще никаких представлений. Когда Андрей Соболев (организатор фестиваля «Балаклавские каникулы», а ныне сенатор) позвонил и предложил мне поехать в Нижний Тагил, то я согласился сразу, хотя понятия не имел, на что согласился. Сначала я долго искал информацию о фестивале, поскольку ни сайта, ни странички в соцсетях у этого мероприятия нет. Наконец, выяснил, что фестиваль молодой, проводится четвертый год, называется «Возьмемся за руки, друзья!» и посвящен исключительно творчеству Булата Окуджавы. Фестиваль конкурсный, но его длительность - всего два дня, суббота и воскресенье в мае. Определены три номинации:
Ознакомившись с условиями, я поначалу запаниковал: ни в одну из номинаций я не попадаю, поскольку оригинальным качественным исполнением похвастаться не могу, собственной музыки на стихи Окуджавы нет, а чтобы читать стихи, нужно обладать незаурядным актерским талантом. Потом, собравшись с мыслями, надумал было написать литературно-музыкальную композицию по роману «Свидание с Бонапартом». Там есть и стихи, и изумительный прозаический текст. Провозившись несколько дней, понял, что ничего из этого не выйдет - слишком много нужно заучивать наизусть прозаического текста. В конце концов, выписав себе с десятка два стихотворений Булата и убедившись, что никто не положил их на музыку, стал работать.
В итоге получилась одна (!) песенка на стихотворение без названия. По первой строчке «Что было, то было». Вообще, создавать песни на стихи Окуджавы - дело, как оказалось, не легкое. С одной стороны, очень сложно не свалиться в музыкальные интонации Булата и придумать оригинальную мелодию. С другой - необходимо сохранить «органику», то есть музыка должна не подавлять текст, а лишь добавить выразительности стихотворению. В итоге пришла идея совместить речитатив с пением, что превращало песню в рассказ. Думаю, что получилось. Во всяком случае, жюри оценило работу как хорошую. Песня пока нигде не записана ни в аудио-формате, ни в видео. Возможно, кто-нибудь позднее выложит в Интернет записи с фестиваля.
Фестиваль в Нижнем Тагиле возник не случайно. В 1932 году отце Булата, Шалва Степанович по рекомендации наркома тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе был командирован на Урал, чтобы в кратчайшие сроки построить стратегически важное предприятие - Уралвагонзавод, легендарную «Вагонку», известную сейчас на всю страну. В 1933 году, как только появилась такая возможность, Шалва Окуджава перевез в Нижний Тагил жену и сына. Ашхен Степановна Налбандян начала работать начальником отдела кадров заводоуправления, Булат пошел учиться в школу № 5. А в 1934 году здесь родился младший брат Булата Окуджавы, Виктор.
Шалва Степанович приехал в Нижний Тагил, когда завод только начинали строить, рыли котлованы, и возглавил Вагонстрой. Голод, холод, вши и тиф, полное отсутствие жилья для рабочих не помешали построить завод в срок. После этого Шалва Окуджава ушел на партийную работу и был избран первым секретарем Нижнетагильского горкома ВКП (б). Тогда же ему выделили дом по улице Карла Маркса, 20, и Шалва Степанович переехал туда вместе с женой и сыновьями. В этом доме семья Окуджавы прожила с 1935 по 1937 годы, он чудом сохранился до наших дней.
В 1937 году Шалва Окуджава стал очередной жертвой сталинского террора. 16 января как «враг народа» он был арестован прямо в здании горкома партии и после непродолжительного следствия расстрелян. Ашхен Степановна получила восемь лет красноярских лагерей, и смогла вернуться к родным лишь в 1955 году. После их ареста бабушка, которую пригласили присматривать за детьми, вернулась в Москву и увезла их с собой. В 1940 году Булат Шалвович переехал из столицы к родственникам в Тбилиси и ушел добровольцем на войну уже из Грузии.
Позднее Булат Окуджава дважды бывал в Нижнем Тагиле - в 1964 и 1994 годах. Бывая в городе, он останавливался в семьях работников завода, с которыми его с детства связывали дружеские отношения. В 1994 году с помощью местных краеведов Булату удалось найти могилу отца и архивные документы, связанные с его арестом и расстрелом.
В прошлом году в Нижнем Тагиле открылся «Дом-музей Окуджавы». В доме, где проживала семья в 1930-х годах, устроители музея попытались восстановить интерьер комнат по воспоминаниям самого Булата, включенным в его произведение «Упраздненный театр». Мне, к сожалению, в музей попасть не удалось - не было времени. Да никто и не предложил (хотя это очень странно). Поэтому фотографии пришлось взять из Интернета.
Теперь о самом фестивале. Фестиваль авторской песни «Возьмемся за руки, друзья!» - это лишь заключительный, финальный аккорд в череде многих мероприятий в Нижнем Тагиле, объединенных общим названием «Окуджавские дни». В этом году марафон стартовал 24 апреля, и до начала самого конкурса уже прошли разнообразные книжные выставки, экскурсии, беседы, литературные вечера, квесты.
В отличие от подавляющего большинства бардовских фестивалей, проходящих в России, Украине, Белоруссии, Израиле, Чехии, Эстонии и других странах, нижнетагильский существенно выделяется, в первую очередь, государственным финансированием. Учредители фестиваля - Министерство культуры Свердловской области и управление культуры Администрации города Нижний Тагил. Первые два года фестиваль имел статус «региональный» (2014 и 2015), а в 2016 и 2017 годах фестиваль проводился как «всероссийский». Соответственно, он включен в планы Министерства культуры Российской Федерации и Государственного Российского Дома народного творчества. Этими же гигантами от культуры фестиваль и поддерживается во всех смыслах, в том числе организационно и финансово. Отсюда и практически неограниченные возможности при проведении фестиваля - от бесплатного поселения и питания участников до приглашения звезд эстрады первой величины. Но об этом позже.
Поскольку заявленные номинации в конкурсе предполагают демонстрацию исключительно исполнительского и сценического мастерства, а не качества собственного творчества, то вполне резонно организаторы сформировали жюри из театральных мастеров и композиторов. Председателем жюри был композитор и драматург Александр Пантыкин. Члены жюри - художественный руководитель Нижнетагильского драматического театра Игорь Булыгин, директор Екатеринбургского театра кукол Петр Стражников, президент фестиваля авторской песни «Зеленая лампа» Владислав Шадрин, директор городского центра авторской песни Екатеринбурга Сергей Парамонов, член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Андрей Соболев.
Это официальная информация о жюри. Если по-простому, то из всех вышеназванных товарищей мне знакомы были только Слава Шадрин по дуэту «Зеленая лампа» (участвовал в фестивале «Балаклавские каникулы») и Андрей Соболев (президент фестиваля «Балаклавские каникулы»). Андрей впервые поехал в Нижний Тагил на фестиваль как бард из Севастополя в 2014 году, а впоследствии, будучи избранным сенатором, стал одним из соорганизаторов этого фестиваля (Андрей, если я что-то перепутал, поправь меня). Благодаря его стараниям в Нижнем Тагиле побывали в 2015 году севастопольцы Игорь Шипилин, дуэт Дмитрий Черепок и Игорь Захарченко, а в 2016-м - Константин Фролов из Симферополя и Ирина Ермолова из города Саки. Причем Фролов и Ермолова были «почетными гостями» и в конкурсе не участвовали, в отличие от севастопольцев в 2015-м. В этом году Андрей пригласил меня, но я, не разобравшись со статусом, «поперся» в конкурс. Ну, а что было дальше, я уже написал.
Прилетел 12 мая в Екатеринбург прямым рейсом. Меня любезно встретили в аэропорту работники Центра народного творчества Екатеринбурга. Мы заехали за сотрудниками и отправились на машине в Нижний Тагил. Прибыли, когда уже стемнело. Поселились в санатории «Ключики» на берегу живописного озера на окраине Тагила.
Позабавило такое объявление на первом этаже санатория.
На следующее утро в санаторий стали прибывать участники. Регистрация проводилась в фойе на первом этаже главного корпуса.
Утром пробежался по территории санатория. Погода была теплая; учитывая сегодняшнюю странную весну на юге, то почти как в Крыму. Правда, после обеда пошел снег, который тут же таял.
В 10 утра начался конкурс. Как я понял, это был уже второй тур. Первый отборочный тур проводился несколькими днями ранее в Нижнем Тагиле.
В большом помещении, похожим на танц-холл, установили аппаратуру, повесили баннер. Жюри устроилось в центре, по бокам - зрители и участники.
Поначалу конкурсантов было мало, а поскольку я приехал без гитары (с 1 мая авиакомпании заставляют гитары сдавать в багаж), то никак не мог найти хороший инструмент. На удивление, все играли на металле с узким грифом, а члены жюри вообще не удосужились взять гитары (я имею в виду бардов). В конце концов, появился участник с хорошей гитарой, который не отказал попользоваться инструментом.
В итоге на конкурс зарегистрировались около 70 солистов и ансамблей. Жюри тут же поставило условие «только одна песня», чем привело в замешательство многих участников. В «Положении» о фестивале было указано: «Участник второго тура принимает участие только в одной номинации и представляет на конкурс произведения продолжительностью не более 10 минут». Люди готовили 2-3 песни из расчета на 10 минут, выходили, пели первую, и только собирались продолжить, как жюри пресекало дальнейшее выступление. Разумеется, каждый выступающий лучший свой номер приберегал «на закуску», а тут такой облом.
Зато конкурсный концерт прошел довольно быстро. Во всяком случае, организаторы уложились в отведенное время.
Об участниках и уровне выступлений. Поначалу уровень был откровенно слабым. Вот пример. Первым номером было объявлено трио «Услада» из города Качканар. Вышел пожилой человек с гитарой и стал петь «Наденьку» Окуджавы. Зрители и члены жюри ждут трио, а его нет. Вот уже и песня закончилась, но где же трио? Вдруг солист переходит на «ля-ля-ля» на ту же мелодию, а из угла зала «выплывает» пара танцоров весьма почтенного возраста в костюмах по моде 1930-х годов. Мелкими шажками они продемонстрировали несколько танцевальных па под аккомпанемент «ля-ля-ля» на тему «Наденьки».
Второй (или третий?) номер тоже удивил. Надежда Фролова, прибывшая из Ржева Тверской области, вынесла стенд с укрепленными большими листами белой бумаги и фломастером. Я думал, что будет рисовать. Но она, представившись учителем английского и французского языка в школе, стала показывать, как переводится стихотворение Окуджавы на английский язык, записывая на листе каждую строчку. Вероятно, она планировала то же самое продемонстрировать и на французском языке, но жюри остановило выступление. Кстати, идея хорошая, только нужно было продумать драматургию выступления.
Затем стали выходить исполнители достойные, и к середине концерта стало интересно. Ансамбли чередовались с солистами, дуэты с трио. Были, конечно, и вовсе эпатажные выступления. Например, рок-группа «Crash test» с полным набором инструментом исполнила песню «Если ворон в вышине» на собственную мелодию.
Очень понравился ансамбль КАП «Малахитовая гостиная» из города Полевской. Облачившись в костюмы пиратов, они под свист ветра, шум волн, крики «Каррамба!» и звуки склянок показали целый спектакль в песне «Когда воротимся мы в Портленд».
Профессионально прозвучала акапелла песня «Не клонись-ка ты, головушка» в исполнении вокального ансамбля «Лира» из Нижнего Тагила. Жюри вполне заслуженно отметило их выступление, наградив гитарой.
Что касается географии участников, то преимущественно здесь были представлены четыре региона - Свердовская, Курганская и Тюменская области, а также Пермский край. Мы с Соболевым из Крыма и Фролова из Тверской области были скорее исключением из общего правила. Когда ведущий концерта объявлял города участников, то я был удивлен впервые услышанными мною названиями городов - Полевской, Макушино, Шадринск, Черноисточинск, Заводоуковск, Заречный, Качканар, Верхняя Пышма. В основном, конечно, люди представляли Екатеринбург и Нижний Тагил.
Среди участников оказался старый знакомый по «Балаклавским каникулам» из Перми (точнее, из поселка Суксун Пермского края) Сережа Подборнов. Кстати, в 2016 году он стал лауреатом, а в этом году - дипломантом первой степени. Он просто фантастически владеет инструментом и превращает каждую песню в своем исполнении в маленький музыкальный шедевр. Сережа, ты - мастер!
Удивило, как много бардов (и не только бардов) пытаются придумать собственные мелодии к песням Окуджавы. Не на стихи, заметьте, а именно представить собственное музыкальное полотно песни, отбросив версию самого Булата. На мой взгляд, это всегда обречено на провал. Во-первых, в памяти слушателя всегда «сидит» авторская музыка как источник, родник. Даже, если у Окуджавы мелодия слабая (а такие песни у него есть), то это не значит, что можно «исправлять» автора. Во-вторых, доморощенные композиторы не могут быть объективны в отношении собственных музыкальных версий - они находятся «внутри» своей фантазии и часто не могут «снаружи» оценить свое творчество. В общем, сочинение музыки на стихи классиков - даже вне анализа - дело тонкое и зачастую неблагодарное.
После окончания конкурсного концерта было объявлено, что все участники в назначенное время должны выйти к воротам санатория, где их будут ожидать автобусы для поездки на концерт Дмитрия Харатьяна в драматическом театре Нижнего Тагила.
Оказывается, одной из «фишек» данного фестиваля (деньги-то есть!) является традиция приглашать какую-нибудь «звезду» общероссийского уровня с программой по творчеству Окуджавы. Как сообщили по секрету организаторы, они прослышали, что в прошлом году Харатьян на каком-то закрытом мероприятии на Уралвагонзаводе показывал моноспектакль по песням и стихам Булата Окуджавы. Этот факт и был «взят на карандаш». Концерт Харатьяна для зрителей был бесплатным, но по пригласительным билетам. Для Нижнего Тагила, как говорили местные жители, приезд такой величины - событие века. Посему народу собралось видимо-невидимо.
Что касается самого выступления, то ничего плохого сказать не могу. Дмитрий достойно сам исполнял песни, довольно неплохо играл, читал стихи. Разумеется, в своей актерской манере, что очень соответствует настроению песен Булата. Таким образом, исполнение и содержание программы были органичны, с хорошим чувством меры и такта.
В 2014 году, на первый фестиваль в Нижнем Тагиле, приезжала Елена Камбурова. В следующем году - Светлана Крючкова. В этом году - Дмитрий Харатьян.
Кстати, в первый год существования фестиваля, гала-концерт проводился не в санаторном здании и не в театре, а под открытым небом на территории музея-завода, на фоне гигантских металлических конструкций. Многим показалось это довольно странным, но и опасным. На следующий год от такой идеи отказались.
После концерта Харатьяна члены жюри и администрация города собрались с артистом в кафе, где поднимали тосты во славу Окуджавы, музыки, Тагила, Харатьяна, искусства и т. д. Я, как ни отбрыкивался (хотел поехать прямо из театра в санаторий вместе со всеми, чтобы подольше побывать на посиделках), все же вынужден был пойти в кафе.
В десять вечера (примерно) мы все же выехали на базу. Где были члены жюри, не знаю. Я же помчался на 4-й этаж, где в холле люди пели, читали стихи, рассказывали байки и анекдоты. Хочу сказать, что люди на Урале - просто золото! Это, действительно золотой фонд нации, где каждый ее член порядочен, открыт, ответственен, благороден и любознателен. Возможно, и на Урале есть свои негодяи, но мне они не встречались.
Разошлись поздно, после 2-х ночи. Наутро, после завтрака, отправились организованно - на автобусах - в драмтеатр на гала-концерт. Вот список участников заключительного концерта.
Разумеется, драматический театр - это вам не дом культуры. Тут тебе и чай, и кофе, и гримерки, и звук идеальный, и репетиции перед концертом. Продумана каждая деталь концерта, откуда выходить на сцену, куда уходить, где стоять перед микрофоном, вплоть до точки, где ты должен стоять во время награждения и общего выхода участников на сцену. Мониторы на сцене. Работа осветителей. В каждой гримерке звучит то, что происходит на сцене. Есть специальный человек, вызывающий участников по внутреннему радио.
До концерта у меня был час свободного времени, и я немножко побегал с фотоаппаратом по центру города. Спустился по парадной лестнице на набережную нижнетагильского пруда.
Жюри определило победителей во всех номинациях. Об этом можно прочитать здесь: http://tass.ru/kultura/4253203
После концерта состоялась церемония награждения. Дипломанты III степени получили по планшету, остальные - помимо грамот - конверты с деньгами. Думаю, немалые.
Даже мою физиономию кто-то заснял.
В тот же вечер вместе с попутчиками я отправился в Екатеринбург, переночевал в гостинице, и на следующее утро уже сидел в самолете на Симферополь.
Что сказать в заключение? Очень жаль, что совсем не было свободного времени. А так хотелось побывать и в музее Окуджавы, и в музее подносов (мы с Ютой одно время занимались историей тагильской росписи), и в музее самоцветов. В Екатеринбурге проездом мне показали знаменитый «Уралмаш», теперь уже разгромленный, и церковь на месте расстрела царской семьи. И всё. Практически Урала я и не видел.
Видимо, два дня для фестиваля - слишком малый срок, особенно для приехавших издалека. Да и пообщаться в неформальной обстановке удалось лишь один вечер.
Фестивалю необходимы уроки мастерства, то бишь мастер-классы. Неплохо бы приглашать историков творчества Окуджавы, например Игоря Каримова со специальной программой. Буквально вчера по каналу «Культура» смотрел передачу об Окуджаве с Игорем Волгиным, где принимали участие бард А.Мирзоян и поэт Ю.Ряшенцев. Ведь это всё современники Булата, которые могут много чего интересного поведать миру, а уж для тагильчан - просто кладезь новой информации. Хорошо бы позвать Ольгу Владимировну Окуджаву, хранителей музея в Переделкино. В качестве специального гостя с концертом с удовольствием приехала бы Елена Фролова (знаю, что у нее есть такая программа). А еще не мешало бы организаторам промониторить ситуацию с фестивалями по Окуджаве в стране в целом - думаю, найдется не один десяток таких в разных городах России. Вот бы создать содружество фестивалей! Хотя бы для обмена опытом. Саша Цилькер, как ты думаешь?
Ну, и, конечно, нужно иметь сайт, страницы в соцсетях и прочее. Без этого до людей не докричаться.
Идея с привлечением детей в конкурс мне не нравится. Если не ошибаюсь, в Тагиле уже есть самостоятельные детские и юношеские конкурсы, и тоже связанные с творчеством Булата.
А в целом мне фестиваль понравился. Организация всех мероприятий - четкая, понятная. Реклама - на высоте (по всему городу висели баннеры, по местному телевидению я сам смотрел передачу о фестивале). Задумка со «звездой» удалась. Условия проживания, питания и перемещения для участников созданы идеальные. Звук был чудесным - и на конкурсе, и в театре. Даже погода не подвела - обещанного по прогнозу дождя так и не было.
Понимаю, что все это заслуга людей - неравнодушных, ответственных. Огромное спасибо генеральному директору Свердловского государственного областного Дворца народного творчества Николаю Николаевичу Карпову, его заместителю Ольге Егоровне Алексеевой, девчатам Барматовой Оле, Цепелевой Марии, Побаль Кате и всем-всем, кто не спал ночами, переживал, помогал. Андрей Соболев, и тебе низкий поклон. Никогда бы не выбрался в такую даль, если бы не ты.
Простите великодушно, если кого-то не упомянул. Трудно всех запомнить.
А самое главное - люди. Я это не устану повторять никогда. Уральцы! Вы - золото! Спасибо вам за всё! Даст Бог, свидимся.
И еще немного фотографий.