Мне всегда нравились люди умнее меня, чувствительнее меня, решительнее меня, потому что у них есть чему учиться. Ведь сильному шахматисту вовсе не интересно играть со слабыми соперниками: у них нечему научиться. Так и в жизни: человек, имеющий свой голос, собственный взгляд на привычные вещи, человек думающий и, что еще важнее, делающий, притягивает на свой свет огромное число бабочек и мотыльков. Из уст такого человека мы готовы услышать (жаждем услышать!) направление пути собственного развития, или, хотя бы, движения. Мы невольно подсматриваем за каждым его шагом, каждым сказанным словом, и незаметно для себя подражаем ему.
Об одном из таких людей я хочу сегодня рассказать. Этого человека зовут Ольга Залесская. Вот что она сама пишет о своем мире.
«В мире, который я люблю, еще не перевелись сверчки… В мире, который я люблю, люди читают книги. И обсуждают их. И наслаждаются словом. Это не - ах, какие интеллектуалы! Просто люди, которые тянутся к прекрасному, хотят стать лучше. И становятся.
В мире, который я люблю, еще не разучились понимать истинный смысл сказанного, слышать подтекст. В мире, который я люблю, люди сами придумывают себе праздники. И радуются им».
Мне интересен человек, который так пишет. Не только пишет, но, как Маленький Принц, создает собственную планету красоты и счастья, населяя ее людьми, цветами, животными, песнями и поэзией. Ольга обладает, помимо прочих талантов, страстью к объединению людей. Она реализует это желание через авторскую песню, раздвигая границы жанра до умопомрачительных масштабов. Если ей мало русскоязычных бардов, она находит поющих поэтов в других странах, и вместе с ними колесит по свету, пропагандируя творчество Высоцкого и Окуджавы. Если ей недостаточно гитарного аккомпанемента, она привлекает в свои проекты музыкантов разных стилей и направлений, не обращая внимания на ревнителей чистоты жанра. Если ей кажется, что бардовскому движению нужна новая кровь (а, на мой взгляд, так и есть), она придумывает такие сценические новшества, которые завораживают зрителей и слушателей. Ей нравится покорять и медийное пространство, и зрительскую аудиторию. Концепция же проста и стара, как мир: все люди - друзья, просто не все еще об этом знают. И еще: дружба - это большая работа, работа души. Часто для этого требуется переступать через себя, заставлять себя делать что-то для друзей, пускай и не всегда разумное.
«Эх, друзья! Что мешает, вместо дежурных встреч по праздникам и редких разговоров между делом, просто взять бутылочку красного, апельсинов, кофейных зерен, головку сыра? Ввалиться к ним с песней и тостом, устроить переполох, перевернуть весь дом кверху дном. И хотя бы несколько раз за десяток лет, - не надо больше, - несколько раз проснуться с гудящей головой и дурацкой счастливой улыбкой у них на веранде в обнимку с плюшевыми подушками, трехцветными урчащими кошками, с ног до головы увитым новогодним серпантином, несмотря на тридцатиградусный зной июльского утра…».
Именно так в конце июля она ввалилась в мой мир, в мою душу, перевернула все вверх дном. Это произошло на фестивале авторской песни «Большая Бард-рыбалка», который состоялся 28-30 числа под городом Быхов в Беларуси, на берегу Чигиринского водохранилища. Сразу скажу, что знакомы мы давно, еще со времен фестивалей в пансионате «Крымское Приазовье», что находится близ Щелкино, в восточном Крыму. Несколько раз мы встречались в разных городах, но так случилось, что близко не общались. Залесская даже выступала у нас в Ялте на клубе, но и тогда общение было одностороннее, со сцены. Теперь же я увидел ее в работе. Боже мой, как красив человек, когда он - профессионал своего дела! Насколько я понимаю, на Ольге лежала обязанность арт-директора фестиваля, то есть организация концертов, приглашение конкретных исполнителей, выстраивание программы выступлений, расселение, питание, обустройство быта приглашенных музыкантов. Одним словом, настоящая мама фестиваля. К слову, на фестивале были и дети Ольги, которые принимали самое непосредственное участие в разных мероприятиях, так что мамой она была во всех смыслах. Сколько раз я слышал, как она походила то к одному музыканту, то к другому и спрашивала: «Ты поел?», «Ты хорошо устроился? Не нужно ли чего?», «Тебя включили в такой-то концерт?».
Понять красоту игры пианиста может только тот, кто сам владеет этим инструментом. Услышать в новой симфонической музыке красоту замысла и гениальные находки может лишь человек, имеющий отношение к оркестровой деятельности. Так же и в танце, в балете, в живописи, в театре. Ольга сама пишет песни, то есть музыку на собственные стихи, сама продумывает свой сценический образ в каждом конкретном случае, поэтому ей нетрудно с первого взгляда оценить степень мастерства других людей в жанре авторской песни. Своими «открытиями» в бардовской среде она восторженно делится со всем миром, устраивая концерты и ведя на Альфа-радио программу «Своя Среда», где она рассказывает об интересных личностях в современном мире бардов.
В ней до сих пор живет маленькая девочка, доверчиво глядящая на мир широко распахнутыми глазами. Она верит в чудо, в добро, в ангелов, умеет разговаривать с растениями, чувствует боль кошек и собак. В этом океане наитий, взглядов, эмоций, переживаний очень трудно жить в одиночестве, нужны собеседники - реальные или выдуманные. Вот и рождаются прозаические миниатюры, где разговор с Небом становится своеобразной лестницей Якоба. По ней она поднимается выше, выше, и глядит на нас с каждой новой ступеньки из другого окошка, обретая новый взгляд на мир и новое понимание жизни и смерти.
Мне выпало счастье прочесть ее прозу - книги «Полынь и лаванда» (Минск: МЕДЫЯЛ, 2015) и «Розовый жемчуг» (готовится к изданию). Известный литературовед и историк Лев Анненский заметил: «У меня есть все основания с особым вниманием отнестись к новой книге Ольги Залесской («Полынь и лаванда» - стихотворения в прозе) и вообще следить за ее литературной судьбой». А теперь еще и новая книга - «Розовый жемчуг». Когда человек после стихов обращается к прозе, это говорит о взрослении души, о научении соотносить себя сегодняшнего с тем маленьким ребенком и выискивать черты собственного детства во взрослом мире. Как правило, детство перевешивает весы времени.
А еще я видел, как Оля восторженно аплодирует людям на сцене, как подпрыгивает от счастья, что этот артист понравился не только ей, но и всему залу. В ней уживаются и боец, и артистка, и выдумщик, и фея, и мама. Да, снова мама. А все потому, что мама - это любовь и чувство ответственности. Вот, собственно всё, что хотелось в общих чертах сказать об Ольге. Этот фестиваль - ее ребенок. Постараюсь и я рассказать о нем с нежностью и ответственностью за собственные слова.
Моим крымским (да и не только крымским) друзьям небесполезно познакомиться с этим явлением в бардовском движении. Рассказ будет долгим, поскольку есть о чем говорить, так что не обессудьте.
Конечно, фестиваль, а особенно такой грандиозный, как «Большая Бард-рыбалка», делает команда. Нельзя умалять роли других организаторов, честь им и хвала. Спасибо превеликое Вадиму Мезецкому (режиссер концерта-посвящения Юрию Ряшенцеву), Леониду Динерштейну (продюсер фестиваля), Сергею Кулягину (директор праздника), Елене Маньковской и Татьяне Борисовой (телеканал Беларусь-3), Владимиру Давыдовскому (звук на главной сцене), Ирине Киселевой (руководитель семейного инклюзив-театра «i»), Наталье Новожиловой (организация конкурса красоты), Ирине Петрович (Альфа-радио), Тамаре Вятской (радио «Минская волна»), Алексею Залесскому и Михаилу Юнцевичу (организация волонтеров-скаутов), Полине Юцкевич (переводчик, волонтер), Славе Михновец и Игорю Ероховец (коменданты городка «Своя Среда»), Александру Идельчик (звукорежжисер Лесной сцены), Александру Терехову (волонтер), Вячеславу Климовичу (организатор песенного конкурса) и многим-многим другим, кого не запомнил.
Особая личная благодарность Алексею Галыбину и Александру Цилькеру, сумевшим раскрасить мое пребывание на фестивале.
Итак, что же я увидел на фестивале такого, чего не видел на других фестивалях? И почему свой отчет я посвящаю Ольге Залесской, считая ее душой фестиваля, как метко заметила Лилия Минаева?
Чтобы у читателей, кто никогда не бывал на «Бард-рыбалке», сложилось представление о масштабе действа, размещаю программу фестиваля, заявленную на сайте фестиваля (кстати, выполненную на все 100 %, несмотря на проливные дожди).
9.00 – 15.00 – регистрация участников конкурса авторской песни "ГИТАРА ПО КРУГУ" (на КПП – на въезде в агродеревню Грудичино); в течение дня - заезд участников и гостей, размещение, разведка водоема, отдых, рыбалка, экскурсии, работа выездной торговли и города мастеров.
10.00 - 18.00 – Работа музея рыбалки и "Большой бард-рыбалки" - (агроусадьба "Отдых на поляне"-1)
12.00 – 12.30 – Открытие банно-оздоровительного праздника "ЛАЗЕНЬКІ -2017": мастер-классы по банному парению лучших парильщиков Беларуси, России и Украины различным видам массажа, технологии строительства и обустройства бани, вязанию веников, приготовлению мыла на основе натуральных материалов, арома- и фитотерапии, работа мобильных бань, презентации различных методик и техник оздоровления (пляж агроусадьбы "Отдых на поляне"-2)
14.00 – Начало работы площадки - ПРАЗДНИК КУЛИНАРИИ "КІРМАШ СМАКУ": Открытый чемпионат по приготовлению ухи и рыбных блюд, дегустация блюд национальных и региональных кухонь, мастер-классы, показательные выступления поваров, музыкальная программа (агроусадьба "Отдых на поляне"-1)
14.00 – 19.00 – 1-й тур конкурса авторской песни "ГИТАРА ПО КРУГУ" (агроусадьба "Песчаный берег")
15.00 - 18.00 - кастинг конкурса "КОРОЛЕВА БАРД-РЫБАЛКИ" (агроусадьба "Отдых на поляне"-1)
01.00 - 02.30 - МУЗЫКАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОТ МОГИЛЕВСКОЙ ГРУППЫ "БАРОН МЮНХГАУЗЕН" (малая сцена, агроусадьба "Песчаный берег").
(большая сцена, агроусадьба "Отдых на поляне"-2)
19.00 - 20.45 – Первая часть торжественного открытия – концертная программа "ПОДЫХ СТРУН"
20.45 – 21.30 – Торжественное открытие фестиваля
21.30 – 23.30 – Концерт "ПОЕМ ВМЕСТЕ ОКУДЖАВУ" (песни Булата Окуджавы исполняют гости праздника).
23.30 – 01.00 - "ШАЛОМ-АЛЕЙХЕМ" с БОРИСОМ БЛЯХМАНОМ (Израиль)
01.00 – 02.00 - "БАРД-ШАНСОН" с ВИГАНТАСОМ КАЗЛАУСКАСОМ (Литва)
6.00 – 7.00 – регистрация участников рыболовных соревнований, инструктаж по технике безопасности (агроусадьба "Песчаный берег")
7.00 – 12.00 – Старт рыболовных соревнованийна призы группы компаний "ТРИ КИТА"
9.00 – 15.00 – V ОТКРЫТЫЙ ТУРНИР ПО ПЛЯЖНОМУ ВОЛЕЙБОЛУ среди любителей и профессионалов на призы компании "ГРОДФУД" (пляж агроусадьбы "Песчаный берег")
11.00 – 14.00 – Старт конкурсной программы кулинарного праздника "КІРМАШ СМАКУ"(агроусадьба "Отдых на поляне" -1)
09.00 – 22.00 – продолжение работы банно-оздоровительного праздника "ЛАЗЕНЬКІ -2017" (агроусадьба "Отдых на поляне"-2)
10.00 – 11.00 – Торжественная закладка символических валунов в бард-тропу (п. Грудичино)
11.00 – 14.00 – Конкурс "КОРОЛЕВА БАРД-РЫБАЛКИ" от НАТАЛЬИ НОВОЖИЛОВОЙ на призы Международной федерации фитнеса (агроусадьба "Отдых на поляне"-2)
12.00 – 12.30 – Подведение итогов первого дня рыболовных соревнований: взвешивание уловов участников по номинациям, работа судейской коллегии (агроусадьба "Песчаный берег")
10.00 – 13.00 – продолжение первого отборочного тура конкурса "ГИТАРА ПО КРУГУ" (агроусадьба "Песчаный берег")
15.00 – 17.00 – КОНЦЕРТ - второй тур конкурса "ГИТАРА ПО КРУГУ" (малая сцена - агроусадьба "Песчаный берег")
(большая сцена, агроусадьба "Отдых на поляне"-2)
18.00 -19.00 - Концерт Украинской делегации
19.00 - 20.30 - проект "СОСЕДИ" с участием музыкантов из Беларуси, Росссии, Украины, Литвы, Словакии, Чехии, Польши.
20.30 - 21.15 - торжественное подведение итогов конкурса авторской песни "ГИТАРА ПО КРУГУ", а также спортивных и кулинарных соревнований.
21.15 - 22.15 - музыкальная программа "ГАРДЕМАРИНЫ, ВПЕРЕД!" - посвящение поэту, прозаику, автору песен для театра и кино ЮРИЮ РЯШЕНЦЕВУ
22.15 - 23.30 - концерт ЮЛИЯ КИМА с участием гостей и друзей
23.30 - 1.30 - проект "Я НАРАДЗІЎСЯ ТУТ!" з удзелам ЗМІЦЕРА ВАЙЦЮШКЕВІЧА, АЛЯКСАНДРА ШУВАЛАВА (акардэон), АЛЯКСЕЯ ЖБАНАВА, трыа"ФІЕСТА", ЗМІЦЕРА БАРТОСІКА, СЯРГЕЯ КУЛЯГІНА і іншых
11.00 – 14.00 – БАРД-МАРАФОН "ДО ВСТРЕЧИ!"(с участием гостей и всех желающих) (агроусадьба "Отдых на поляне"-2).
Программа впечатляет, правда? Честно говоря, когда я впервые дома ознакомился с программой, то не поверил, что всё это выполнимо. Оказалось, что и выполнимо, и блестяще организовано.
Сначала о странном названии фестиваля. Не буду мудрствовать, а процитирую Вячеслава Климовича:
«Идея проведения бард-рыбалки возникла несколько лет назад на фестивале авторской песни в Славутиче (Украина). Так уж случилось, что на этот фестиваль я стал приезжать с арсеналом рыболовных снастей. Сам фестиваль проходит на берегу протоки Днепра в живописном и очень рыбном месте. Там я практиковался по щуке, успешно ловил на фидер леща. Но одно смущало: организаторы фестиваля обижались, что я стал приезжать не на праздник песни, а именно на рыбалку. И, может быть, я так и продолжал бы, мучаясь совестью, метаться между сценой и берегом, если бы был одинок в своих пристрастиях.
И, конечно же, нашелся 100%-й единомышленник - воронежский одессит Виктор Байрак. Именно Вите я впервые и озвучил идею бард-рыбалки, получив полную поддержку мыслей о ее проведения, и в его лице нашел верного партнера по реализации этой идеи. Оказалось, что среди известных авторов и исполнителей песен очень много одержимых рыбалкой людей: известный не только поклонникам авторской песни замечательный автор-исполнитель Сергей Никитин, заставляющий зрителей "Аншлага" держаться от смеха за живот Леонид Сергеев, известный и любимый беларусами Александр Баль, и еще многие другие поющие поэты.
Но мысли так и остались бы мыслями, если бы я не встретил еще одного рыбака, пишущего и поющего песни. Им оказался мой коллега, руководитель могилевского бард-клуба Сергей Кулягин. В отличие от меня, Сережа - человек очень деятельный, пробивной, инициативный. Он-то и стал главной движущей силой запланированного фестиваля. Однажды в его рабочем кабинете собкора БелТА и была озвучена идея бард-рыбалки, а появление в этом кабинете в то же время Вячеслава Одинца, рыбака и хозяина агроусадьбы "Песчаный берег" на Чигиринском водохранилище, поставило точку в мечтаниях и начало новую главу - конкретные действия по реализации "Большой бард-рыбалки"!».
Место проведения фестиваля выбрано очень удачно. Чигиринское водохранилище издавна почитается у жителей Беларуси одним из любимых мест для активного отдыха, где можно поплавать, позагорать, взять напрокат лодку или катамаран, прокатиться на скоростном катере, половить рыбу (бесплатно!), насобирать грибов. Вдоль берега устроены так называемые агроусадьбы - места для отдыха с главным гостевым домом, мангалами, кострищами, местом для палаток, оборудованными пляжами и даже мостками для рыбной ловли. Меня разместили в комнате гостевого дома агроусадьбы «Песчаный берег». Там же жили и многие другие барды.
Часть гостей и музыкантов разместились в гостевом доме агроусадьбы «Отдых на поляне», рядом с главной сценой. Между этими двумя усадьбами - примерно 200-250 метров. Вдоль берега есть множество других усадеб, но все-таки большинство приехавших на «Бард-рыбалку» предпочли разместиться в собственных палатках вдоль дороги. Как сказали организаторы, в этом году было значительно меньше зрителей, чем в прошлом году по причине дождливой погоды. Если в прошлом году число приезжих оценивалось в 7 тысяч человек, то в этом году - всего около пяти тысяч.
Я летел на самолете до Москвы, а оттуда меня взяли с собой в машину знакомые и довезли прямо до места. Получил громадное удовольствие от общения с Лешей Галыбиным, Иваном Ялынским, Ольгой Гариной и Ириной Дадыкиной. В Беларуси я оказался впервые в жизни, и поездка по территории этого государства - отдельная история. Но сегодня речь пойдет о другом.
Приехал на фестиваль 27-го, то есть за день до начала фестиваля. Погода была исключительная. Озеро блистало голубизной. Поразило обилие телевизионной техники, устанавливаемой вокруг главной сцены - машины, генераторы, летящие камеры, место звукорежиссера, стационарные камеры, снующие телерепортеры с микрофонами, непрерывно берущие интервью у гостей фестиваля. Главная сцена тоже впечатлила монументальностью и профессионализмом.
После обеда стали съезжаться всевозможные торговые лавки, передвижные кафе и шашлычные, сувенирные торговцы. К утру вырос целый городок таких заведений, который располагался как внутри агроусадьбы, так и вдоль дороги. В течение трех фестивальных дней чего мы только не видели - и народные коллективы в национальных костюмах, и пляски, и хороводы. А главное, что над всем этим витал дух безудержного славянского веселья, праздника свободы. Важно, что нигде не продавался алкоголь, только пиво. Одним словом, любому человеку было чем заняться, что поесть, куда применить свои силы и где отдохнуть. И на что потратить деньги. Между прочим, продукты в Беларуси наивысшего качества, особенно мясные и молочные.
Что еще удивило? Было очень много милиции в черной форме. Они ходили и стояли группами по 2-3 человека буквально через каждые 50 метров, но их никто не замечал, поскольку они старались не мозолить глаза и вели себя, прямо скажу, очень сдержанно и учтиво. Как я понимаю, это заслуга организаторов фестиваля.
Удивила погода. 28-го, то есть в первый день фестиваля, погода испортилась, причем надолго. Практически все концерты проходили под проливным дождем, но зрители подготовились к таким событиям, и стойко отсидели все мероприятия. Некоторые даже танцевали. Приведу в связи с этим комментарий самой Ольги Залесской: «Лил дождь. Нет, не дождь. Разверзлись небеса. И гроза была не грозой, а обстрелом. Я молилась за сценой в первый день, когда шли концерты. С неба - вода. В зале – зрители, телевидение Беларусь-3, звукорежиссеры. Вода с неба. И зрители - в зале - под зонтами, плащами, полиэтиленом. Много часов подряд. И телевидение снимает, и свет-звук работают!».
Удивило количество мероприятий, сопровождающих главное событие - фестиваль авторской песни. Уже за день до начала фестиваля работали передвижные банные комплексы, массажные кабинеты, проходили мастер-классы по восточной гимнастике. Рядом со штабом фестиваля разместился внушительный лагерь любителей попариться в бане.
Не то, чтобы удивила, но приятно поразила своей организацией работа Лесной сцены, находившейся действительно в лесу, метрах в 400-х от Главной сцены. Сцена установлена силами творческого объединения «Своя Среда».
«Своя Среда» - это творческое объединение в Минске, созданное силами шести энтузиастов в 2009 году - Ольгой Залесской, Галиной Гога, Леонидом Динерштейном, Леонидом Нарушевичем, Александром Идельчиком и Андреем Нищуком. Своей миссией в начале пути они считали «увести умы граждан, первоначально наших друзей и знакомых, хоть на пару часов в неделю подальше от сводок экономических новостей и курсов валют». Сначала это было просто общее хобби - один раз в неделю, по средам, делать вечера авторской песни, джаза, импровизационные репетиции либо вечера поэзии. Они стремились создать АТМОСФЕРУ, которая бы с первой минуты пребывания настраивала гостей на дружеское общение и полное эмоциональное восприятие их программ. Поэтому из великого многообразия форм работы они выбрали клубную, и не ошиблись.
Сегодня хобби превратилось в профессиональную деятельность по продвижению авторских программ в народ. В минском кафе «Лисья нора» проходит большинство концертов разных артистов и авторов. Такми образом постепенно сформировалась своя среда зрителей как «недостающее звено интеллигентного, интеллектуального клуба взрослых людей, слушающих неформатную музыку, – звено между официальной культурой и традиционной развлекательной субкультурой обычного ресторанного заведения». В данном случае под словом «клуб» подразумевается не сообщество бардов (как это обычно происходит в разных городах), а союз единомышленников - авторов и слушателей, без регалий и знаков отличия, которые любят хорошую музыку и настоящую поэзию. Сегодня «Своя среда» имеет высокий кредит доверия у своей публики, когда на неизвестных артистов собирается полный зал.
Подавляющее большинство участников «Своей Среды» установили на «Бард-рыбалке» общий лагерь в лесу, обозначив его баннером, и установили Лесную сцену с хорошим звуком, где проходили сольные выступления гостей фестиваля. Пожалуй, чаще всего гитара у костров звучала только в этом лагере. Кстати, на основных концертах главными зрителями тоже были участники «Своей Среды», как наиболее понимающая и активная часть всего палаточного фестиваля.
Удивила география участников фестиваля. Я, разумеется, знал о «фишке» Ольги приглашать на свои мероприятия бардов из разных стран, но такого обширного представительства не ожидал. Я «открыл» для себя новые имена.
Яцек Бесчиньски из Польши - мягкий, тактичный, внимательный человек с колоритной внешностью и задушевным голосом. Неплохо говорит по-русски, ранее участвовал с Ольгой в разных бардовских проектах. Исполнитель песен Окуджавы, Высоцкого, Кукина, Визбора, Митяева на польском языке в собственных переводах. Организатор культурных акций, фестиваля, посвященного Булату Окуджаве. Переводчик с русского, английского, немецкого и французского.
Иван Ялынский из Москвы - одаренный пианист, специально приглашенный Ольгой для аккомпанирования наиболее сложных номеров. Как выяснилось, он и сам здорово исполняет авторские песни, причем сложность его песен значительно превышает общий уровень концертных выступлений. На «Бард-рыбалке» Ялынский - не новичок. Я наблюдал, как он, привезя с собой инструмент из Москвы, буквально с первых минут включился в репетиционную круговерть, явно получая от этого действа удовольствие. Ялынский - лауреат множества фестивалей, большой знаток и гурман хорошей музыки, поэтической песни. В Москве работает концертмейстером и преподавателем в «Детской школе искусств имени М.А. Балакирева».
Вигантас Казлаускас из Литвы - композитор, имеет университетское образование по хореографии, по профессии анестезиолог-ревматолог. Не раз принимал участие на Грушинском фестивале, побывал с концертами во многих странах мира. Свободно владеет литовским, русским, польским, французским и английским языками. В своих сольных программах поет песни на стихи французских и литовских поэтов, прекрасный исполнитель французского шансона. Выпустил три диска с собственными песнями. Несколько лет Вигантас является режиссером массовых мероприятий и празднеств. По более, чем 50 его сценариям поставлены и осуществлены мероприятия к дню города Вильнюса, национальным праздникам, юбилейным торжествам и другим разным случаям.
Алексей Кудрявцев из Брно (Чехия) раньше проживал в Москве. С 1991 года Алексей был актером театра-студии «Голос» под руководством Т.Ю. Лисицкой. Он написал ряд песен для театра и кино, а также снялся в фильмах «Под Андреевским флагом», «Шоу-бой», «Убийца». В 1996 году музыканта приняли в Союз литераторов России, а в 2000-м создал группу «Последний приют». На творческом счету Алексея более 10 сольных альбомов. В 2003 году Алексей Кудрявцев стал лауреатом ХХХ Фестиваля имени В. Грушина. В 2010-м получил приз зрительских симпатий на фестивале «По России с гитарой» в Праге. Победитель конкурса «Песенная вершина-2012» в Кремле в номинации «Лучшая авторская песня года». В 2012 году стал победителем и обладателем приза зрительских симпатий фестиваля «Музыка листопада» в Тарту (Эстония). С 2012 года Алексей Кудрявцев является членом Союза писателей России. Алексей является одним из лучших исполнителей песен Владимира Высоцкого. В 2013 году вышел альбом «Струна» с песнями Владимира Высоцкого в исполнении Алексея Кудрявцева. В 2015 году в содружестве с известными чешскими музыкантами выпустил альбом «Сердце» с собственными песнями. В 2016 году, специально к гастролям в США, Алексей подготовил вместе с чешским оркестром и выпустил альбом «Маленькие люди» с собственными песнями.
Борис Бляхман. Живет в Беер-Шеве (Израиль). Закончил режиссерское отделение Витебского Училища Искусств по специальности - режиссер театра, культорганизатор. В 1991 году создал театр песни «Мерхавим» («Просторы»), который выступал во многих городах бывшего Союза с программами: «Еврейское счастье», «Блуждающие звёзды», «Клюквенный морс Молдаванки» и др. Пишет песни на свои стихи. В Израиле с 1997 года. Здесь театр «Мерхавим» продолжает свою работу. Вместе с Борисом на фестиваль приехала его жена, солистка театра «Мерхавим» Марина Гершман.
Михал Сметанка (Прешов, Словакия). Самобытный музыкант, использующий в своих композициях старинные народные инструменты, в том числе колесную лиру. Многие гости фестиваля отзывались о Сметанке в превосходных тонах, называя его «шаманом» и «чародеем». Мне, честно говоря, эта музыка не близка. Я часто бываю в Словакии, и не понаслышке знаком с тамошними бардами, где музыкальный фолк превалирует над текстом. Лично для меня это - народная музыка, и к авторской песне не имеет никакого отношения. Если учесть, что на фестивале присутствуют разные песенные жанры, то, конечно, Сметанка украсил фестиваль.
Знаю, что у Ольги Залесской множество друзей-бардов, да и просто хороших музыкантов в разных странах мира, чем она по праву гордится. Вероятно, большинство просто не смогли приехать по разным причинам. В Ялту в 2015 году с программой по Высоцкому она привозила и Антони Мурацки из Польши, и Иржи Вондрака из Чехии, и Сергея Джигурду из Киева. Что ж, вероятно, эти встречи с ними еще впереди.
Из «местных», белорусских авторов, тоже было немало интересных людей. Во-первых, я познакомился с Вячеславом Климовичем, страстным рыбаком, замечательным поэтом и композитором, мастером гитарного аккомпанемента. Мы жили в одном номере на агроусадьбе «Песчаный берег», вдали от штаба фестиваля и главной сцены, поэтому, как я думаю, его деятельность осталась без внимания у представителей прессы. Тем не менее, на нем лежала ответственная и сложная работа по организации конкурса. Он же проводил мастер-класс по гитаре для желающих, рассказывая о разных приемах аккомпанемента. Слава давно занимается обучением игры на гитаре, причем именно для бардовского круга. Издал три пособия.
Конкурс тоже удивил. Он проводился по методу «гамбургского счета», где сами конкурсанты оценивают своих конкурентов. Все конкурсанты были разбиты методом лотереи на «пятерки», к каждой был прикреплен вместо члена жюри эксперт. Конкурсанты пели по три песни в режиме «гитара по кругу» и выбирали из 15 песен лучшие три. Поскольку в «пятерку» попадали и дети, и взрослые, и подростки, и исполнители, и авторы, и композиторы, то выбирались только песни, а не люди. Разумеется, учитывалось качество исполнения песен. Затем, во втором туре конкурса, соревновались победившие песни. Концерт, в отличие от первого тура, проводился на малой сцене. Таких песен для второго тура набралось около 25. В данном случае снова действовал «гамбургский счет». Три песни (а соответственно и люди их исполняющие), набравшие большинство голосов, стали лауреатами фестиваля, три песни, набравшие меньшее число голосов, - дипломантами.
У данного способа оценки песен есть сторонники и противники. В предыдущие годы, как мне рассказывали, этот способ доказал свою объективность. В этом году я бы не согласился с мнением конкурсантов. Считаю, что в призеры попали далеко не лучшие песни. К тому же, у хороших исполнителей чужих песен всегда есть преимущество перед авторами, которые, как правило, не могут хорошо исполнять свои собственные песни. Заканчивая тему конкурса, хотелось бы опубликовать результаты конкурса авторской песни, но у меня есть только сведения о достижениях украинской делегации: Головко Мария (Харьков) – лауреат; Торопова Евгения (Сумы) – дипломант; Дзевицкий Алексей (Киев) – дипломант. Всего же было три лауреата и три дипломанта.
Говоря о белорусских бардах нельзя не упомянуть трио «Фиеста» из Молодечно. Женский коллектив в составе Кати Дубовик, Светы Кулашко и Наташи Павлющик покорил сердца зрителей хорошо состроенными голосами, владением инструментами, обаянием и неподдельной искренностью. Они тоже, волей случая, оказались в нашей комнате. Скажу, что девчата не только мастера сцены, они доброжелательные, отзывчивые люди, с неизменной улыбкой на лицах и позитивным настроением.
Очень понравился концерт белорусских мастеров сцены, но имен их называть не стану, боюсь перепутать.
С огромным удовольствием встретил старых знакомых на фестивале - Витю Байрака из Винницы, Игоря Добровольского из Сум, Аню Киящук из Запорожья, Лилю Минаеву из Кишинева, Лешу Нежевца из Минска, Сашу Усенкова из Запорожья, Диму Маклякова, перебравшегося в Польшу, Александра Баля из Могилева, Александра Шестерякова из Курска, Александра Цилькера из Москвы, Андрея Колесникова из Самары, Лену Сабинину из Тарту.
Из новых для меня лиц запомнились две девушки - Катя Изосимова из Сум (ураган в авторской песне) и Ирина Окорочкова из Мурманска. Из парней - Олег Король из Киева, а также великолепный белорусский дуэт Сергей Антонов - Вадим Мезецкий. Фотографии, увы, не получились.
Безусловно, изюминкой фестиваля стал приезд Юрия Ряшенцева и Юлия Кима. Вечером второго дня на Главной сцене состоялся концерт из песен на стихи Юрия Ряшенцева, который режиссировал Вадим Мезецкий. Это был концерт-посвящение в честь дня рождения поэта. Ряшенцев большинству жителей СНГ известен по песням, прозвучавшим в фильмах «Три мушкетера», «Гардемарины, вперед!», «Забытая мелодия для флейты» и других. Сам Юрий Евгеньевич не стал выступать, предоставив это право бардам. Они и старались. Начали с песни «Пора, пора, порадуемся…», спев ее почему-то впятером. Затем звучали песни из разных фильмов. Злата Залесская (дочь Ольги) порадовала песней «Святая Катерина, Пошли мне дворянина». В финале звучала песня «Арго». В течение всего концерта на сцене находились музыканты - пианист Иван Ялынский, гитарист Александр Сташкевич и скрипачка Дарья Радевич.
Затем с сольной программой выступил Юлий Ким, и тоже с песнями из кинофильмов. Понятно, что оба концерта прошли при полном аншлаге, невзирая на дождь.
На следующий день на Лесной сцене Ряшенцев читал свои новые стихи, а Ким пел песни остросоциального характера, что лично мне всегда больше всего импонировало в творчестве Кима.
Конкурс поваров и вообще всю кулинарную программу я упустил, поэтому ничего сказать не могу. Это же касается и общей ухи, которая, наверное, была.
Не удалось побывать на выступлении семейного театра «i», проходившего на Лесной сцене. Финал рыболовного турнира, а точнее взвешивание улова и определение самой крупной рыбы я тоже прозевал, хотя долго общался с судьями, ожидавшими рыбаков.
Изредка наблюдал за мероприятиями на поляне, проводившимися в рамках программы банно-оздоровительного праздника «Лазенькі-2017». Я в этом мало что понимаю и баней не интересуюсь по медицинским показателям. Но, если кому-то интересно, выложу программу этого праздника.
12.00-12.30 Открытие праздника. Представление гостей и мастеров «Наша банная команда»
12.30-13.30 Ясновед «Гармонизация рабочего пространства»
13.30-14.00 Школа банного мастерства Пар Мороза. Классическое парение с ассистентом
14.00-14.30 Сергей Дубровский «Красота, здоровье, сила от занятий на «Правило»
14.30-15.00 Татьяна Коктыш «Косметология в русской бане»
15.00-15.30 Сергей Дёмин «Русская оздоровительная система Белояр»
15.30-16.00 Николай Стихин «Соляная баня у Пароведа»
16.00-16.30 Мария Ремизевич «Банный кружок»
17.00-18.00 Эдмундас Пранцулис «Литовские банные традиции»
18.00-19.00 Елена Шорохова «Что мешает человеку начать жить по-новому, как это преодолеть»
12.00-22.00 Работа банной поляны. Парение у мастеров по предварительной записи.
9.00-9.20 Зарядка с Белояром
10.00-11.00 Мастер-классы по вязанию веников от Алексея Будника и Сергея Салогуба
11.00-11.30 Николай Стихин. «Бани бывают разными»
11.00-12.00 Хранители банных традиций, фольклорный коллектив "Веснянка" (Тверь, Россия)
12.00-15.00 Первый чемпионат по парению среди гостей «Большой бард-рыбалки»
15.00-15.30 Система «Кольчуга» от Ясноведа
15.30-16.00 Детская и женская бани Татьяны Коктыш
16.00-17.00 Академия магии Натальи Белявской. Космоэнергетика-наука третьего тысячелетия.
10.00-22.00 Работа банной поляны. Парение у мастеров по предварительной записи.
Одним словом, фестиваль получился «Ух!». Или «Ах!». Но обязательно в превосходной степени. Похоже, организаторы сами не ожидали такого головокружительного успеха. Вот несколько цитат из отзывов разных людей о фестивале:
- Ольга Гарина: «Ольга Залесская, моя дорогая, как же я рада, что ты у меня есть. Это был один из самых запоминающихся фестивалей в моей жизни. Сложилось абсолютно все. У Залесской – дар находить, проявлять и объединять людей, живущих в разных странах».
- Катерина Изосимова: «Ольга Залесская и Леонид Динерштейн, спасибо за ваших детей и детищ, короче, за всё, что вы делаете!... Короче, ухххх, как же было здорово!!!!».
- Игорь Добровольский: «Хочу персонально поблагодарить за заботу и оказанную помощь делегации Украины – Ольгу Залесскую и Леонида Динерштейна, и за чудо-фестиваль «Большая Бард-рыбалка – 2017 г». Многообразие творческих встреч, концертов, соревнований, конкурсов. Браво устроителям! Спортивно-песенный праздник удался на славу! И до новых замечательных встреч!».
- Вадим Мезецкий: «Фестиваль резко отличался от предыдущих по настроению. Одной фразой могу выразить так. Малыш вырос, стал на ножки и пошёл. Оля и Лёня! Вы сотворили почти невероятное. Не благодаря, а вопреки всему в Беларуси появился фестиваль достойного Международного уровня. И только вы знаете, каких нервов и усилий всё это стоит. Мы редко в жизни признаёмся в любви людям, которые нам дороги. Олюшка! Лёня! Я вас люблю».
- Иван Ялынский: «Оля, это было круто, спасибо!».
- Александр Шестеряков: «Оля, спасибо за фестиваль, за возможность общения с друзьями из Украины отдельное спасибо!!!!».
- Ирина Киселева: «Оля, всё было очень классно!!! А дождь - так он скорее объединял, чем мешал кому-то! Прекрасные концерты! И от родителей и детей "Семейного инклюзив-театра " спасибо огромное за такой тёплый приём спектакля и незабываемую атмосферу творчества и добра!!!».
- Яцек Бесчиньски: «Ольга! Я знаю и понимаю, какая великая Ваша работа. Тебя и всех, кто с Тобой работали, благодарю за всё. Пусть живёт поэзия, пусть живёт человек, пусть живёт Беларусь. Спасибо за всё!».
- Лилия Минаева: «Оленька, спасибо большое! Ты умница! Душа фестиваля! Для меня было несколько приятных открытий, жаль, как всегда не хватило чуть-чуть времени».
. - Владимир Карягин: «Спасибо Вам, Ольга, за создание этого уникального Белорусского чуда!!!!! И спасибо Леониду, и всем, кто вам помогал!!!! Был в пятницу, сидел, замерев под зонтиком с братом, и счастлив!!!».
- Борис Бляхман: «Пытаемся обобщить полученные впечатления.... Главный пункт происходившего - Удивление! Удивление от того, с каким вдохновением и профессионализмом был проведен этот праздник! Счастье от встреч со старыми друзьями и знакомство с новыми! Я не знаю, подарит ли мне судьбa еще раз побывать у вас, но то, что Оля и Леня сотворили для нас, будем с благодарностью вспоминать!!!».
- Вахтанг Арошидзе: «Благодаря таким, как Залесская, авторская песня держит высокую планку!».
Хочу и я добавить свои 5 копеек в книгу отзывов и предложений фестиваля. На мой взгляд, это был не фестиваль, а феерия авторской песни и ее бескорыстной дружбы с другими жанрами. Эдакий бразильский бардовский карнавал на белорусской земле. Каждый концерт - уникален, каждый - в высшей степени профессионально исполнен. Лично мне не хватило джаза, но это ведь поправимо, правда? Знаю, что на предыдущих фестивалях джазовые музыканты были.
Еще хочется больше театра. Наш жанр потому и потерялся в огромном мире искусства, что не имеет движения, нет визуального эффекта. Современные люди, в большинстве своем, живут глазами, и в очень малой степени ушами. Так что больше картинок, больше пластики, больше игры, и тогда зрителей станет неизмеримо больше, а значит, и дело наше получит новое дыхание.
Приезд украинской делегации показал, что люди не изменились, их сердца по-прежнему живут любовью, верой, семейными ценностями, творчеством. Крым сегодня оказался на обочине развития искусств (редкие концерты заезжих мастеров ситуацию не меняют), и проводить международные фестивали здесь в ближайшее время не получится. Такая же ситуация в силу известных причин сложилась и на Украине, и в России. На мой взгляд, Беларусь и есть то объединяющее место, где любой гражданин бывшего СНГ чувствует себя комфортно в смысле свободы и защищенности. В данном ключе у Беларуси есть все шансы стать площадкой для объединения людей разных стран через культуру. Словом, у авторской песни в Беларуси есть большое будущее.
Лично мне, как всегда, не хватило посиделок и задушевного разговора через песню у костра или за столом. Концертная программа заканчивалась очень поздно - в половине второго ночи - и досидеть до конца, а потом еще и петь с должным сердечным посылом у меня не выходит. Благодаря новым правилам перевозки багажа на наших авиалиниях гитару я взять не смог. Был бы инструмент, пел бы везде, а просить неудобно. Зато наслушался и насмотрелся вдоволь.
Напоследок снова цитата из книги Ольги Залесской «Полынь и лаванда»:
«Кто из вас не ждал чуда? Все ждали! И нужно сказать, не все дождались. Не выдержали испытания временем, этим самым ожиданием. Перестали следить за знаками судьбы. Отошли от окна.
А что, если ожидание будет длинным? Если будет длиною в целую жизнь? Оставшуюся жизнь?
Вот так сидеть, как сейчас. Сидеть и складывать в уме обрывки представлений о грядущих днях. Ведь, может быть, завтра, ну, в крайнем случае, послезавтра, без предупреждения, видимо, утром, или нет, пусть вечером, пусть когда угодно, позвонит в дверь, постучит, войдет. «Вот оно я!». Скажет, и закончится ожидание. И начнется счастье».
Оля, благодаря тебе и твоим единомышленникам СЧАСТЬЕ пришло! Это счастье - фестиваль «Большая Бард-рыбалка»! Теперь оно поселилось у меня в сердце.