Встретить на жизненном пути интересного человека - большая удача. А уж такого разностороннего, как Александр Макаренков, тем более.
Мы познакомились с ним в августе на фестивале «Балтийская Ухана». Расставаясь, Александр подарил книгу под названием «Пятак», сказав, что с этим романом он в 2017 году стал дипломантом Германского Международного Литературного конкурса русскоязычных авторов «Лучшая книга года» в номинации «Крупная проза». Я проглотил роман за один день, теперь хочу поделиться с людьми прочитанным.
Не скажу, что с первых строк был заинтригован сюжетом или чем-то еще. Вчитывался вязко, преодолевая невольное сравнение с недавно прочитанным «Авиатором» Е. Водолазкина. Где-то с 20-й страницы незаметно для себя перестал оглядываться на других авторов, и тут же обнаружил самобытность языка в «Пятаке». Язык повествователя, словно кисть художника, витиеват. Очень много эпитетов, красивостей, и это поначалу отвлекало, - хотелось быстрее окунуться в события, а они, как назло, разворачивались слишком медленно. Будто писатель попал в осенний лес после городской суматохи, и наслаждается запахами и звуками другого мира. И как же здесь, в лесу, не поиграть эпитетами, не насладиться прелостью листвы, не заглянуть под сосну в поисках грибов, не полюбоваться паутинкой на ветках берез?
Я - не писатель. Во всяком случае, мне никогда не приходила мысль заняться крупной прозой. Более того, в лице Саши Макаренкова я впервые живьем увидел настоящего писателя-прозаика. Всех остальных видел только по телевизору. И только сейчас, спустя две недели после прочтения «Пятака», я стал догадываться, кого мне послало Провидение. Только сейчас начал рассеиваться туман восторга и удовольствия, проявляя пока еще нечеткие контуры города, построенного автором в книге. Попробую в общих чертах описать этот город.
Город населен людьми - людьми любящими. Они любят мужчин и женщин, работу, путешествия, живопись, искусство, красивую одежду, природу. Некоторые любят себя во всем этом. Эти люди встречаются и расстаются, оставляя на своем пути Любовь - взаимную, безответную, забытую, отчаянную, гордую, самоотверженную. Одним словом, всякую. Так постепенно в моем сознании проявлялся Город Любви, созданный автором. А поскольку Любовь - чувство неспешное, требующее внимательного вглядывания в него, то и повествование в книге под стать этому свойству Любви - замедленности.
В романе часто натыкаешься на воспоминания главного героя, что, с одной стороны, замедляет прогулку читателя по тексту, с другой - погружает читателя в эту самую замедленность жизни. Недаром автор выбрал местом разворачивания сюжета Смоленск - город неспешный, размеренный, тягучий. А в городе - полуподвал. Заметьте, не квартиру, не дом, не дачу, а именно полуподвал, ставший для Сашки, главного героя романа, и жильем, и религией, и философией. Эдакий современный образ бочки Диогена, откуда человек периодически выходит, чтобы сообщить миру о себе, но больше - о самом этом мире, потерявшем в бесконечной современной спешке главное свое предназначение - быть Любовью для обитателей мира.
Что еще поразило при прочтении? Образность и поэтичность языка. Вот несколько примеров:
«Сергеич незаметно втек в остаток солнечного дня». «Закат выкрасил город в охру и краплак, марсы и глубокие прохладности теней». Да, понятно, что Макаренков - художник, и мыслит он на листе и холсте одинаково, то есть красочно. Но, даже зная вторую (точнее, первую) профессию писателя, все равно не устаешь удивляться обилию света, цвета, полутонов. Созидатели карандашных этюдов и словесных предложений едины в главном - в стремлении передать собственное ощущение времени, в котором живет художник. На мой взгляд, Александру Макаренкову это удалось в полной мере.
И еще одно важное замечание. Любой художник всегда ищет точку равновесия, из которой он может смотреть в небо, не опасаясь, что упадет. Дай Бог тебе, Саша, эту «уравновешенность, словно шагаешь по проволоке, как ходит Тибул по страницам Олеши, именно потому, что нащупал то самое важное ощущение равновесия».
P.S. Где купить книгу? Не знаю. Обращайтесь к автору на Фейсбуке или В контакте.