Творческое резюме К. Миклашевсого


Приложение к неопубликованной книге "Константин Миклашевский: в тени Серебряного века"




Константин Вихляев





Драматургия:




«Общественные деятели». Шутка в 1-м действии. Апрель 1907 г.
«Кровожадный Турка и волшебник Магги». Комедия в 3-х действиях. 1916 г.
«Четыре сердцееда». Псевдоклассический фарс в 3-х действиях. 1919 г.
«Агат, обод и пирог». Комедия. 1919 г.
«Последний буржуй, или Музей старого строя». Буффонада в 2-х действиях. 1920 г.
«Джон Крукс и его первая любовь». Мелодрама в 1-м действии. 1920-1921 гг.
«Шестеро влюбленных». Комедия. 1921 г.
«Современная свадьба». Комедия. 1923-1924 гг.
«Дело принципа». Политфарс в 3-х действиях. 1923 г.
«Ворота, обруч и крендель». Комедия в 1-м действии. 1924 г.


Режиссерская деятельность и постановки:




      - комедия Тирсо де Молина «Благочестивая Марта или Влюбленная святоша» в переводе Т. Л. Щепкиной-Куперник. Премьера в «Старинном театре» в Санкт-Петербурге 28 ноября 1911 г.
      - опера Р. Вагнера «Мейстерзингеры». Премьера в Театре Музыкальной драмы в Санкт-Петербурге 21 декабря 1912 г.
      - опера Р. Вагнера «Парсифаль» (совместно с реж. И. М. Лапицким и В. С. Севастьяновым). Премьера состоялась в Театре Музыкальной драмы 24 февраля 1914 г.
      - мистерия «Вертеп кукольный». Единственный спектакль поставлен в арт-кабаре «Бродячая собака» в ночь с 6 на 7 января 1913 г.
      - режиссер арт-кабаре «Бродячая собака» в Санкт-Петербурге. 1912-1914 гг.
      - режиссер арт-кабаре «Привал комедиантов» в Санкт-Петербурге. 1916-1918 гг.
      - драма Софокла «Электра» (совместно с реж. А. И. Адашевым). Одесский театр «Молодая студия». Январь 1919 г.
      - комедия Плавта «Близнецы». Одесский Камерный театр. Март 1919 г.
      - миракль XIII века «Действо о Теофиле». Одесский Камерный театр. Март 1919 г.
      - интермедия «Два болтуна» Сервантеса. Одесский Камерный театр. Март 1919 г.
      - драма Гофмансталя «Электра». Одесский Камерный театр. Март 1919 г.
      - водевиль П. Каратыгина «Виц-мундир». Одесский Камерный театр. Март 1919 г.
      - драматическая баллада К. Фольмеллера «Графиня д’Арманьяк и два возлюбленных». Одесский Камерный театр. Март 1919 г.
      - режиссер передвижного Театра при Культурно-просветительской секции Красного флота и 47-й стрелковой дивизии. Одесса. Апрель – август 1919 г.
      - режиссер театра «Дом народа» в Одессе. Февраль – апрель 1920 г.
      - буффонада К. Миклашевского «Последний буржуй, или Музей старого строя». Премьера в театре Народной комедии в Петрограде 7 июля 1920 г.
      - пьеса П. Каратыгина «Три жены напрокат». Премьера в театре Народной комедии в Петрограде 25 октября 1920 г.
      - пьеса «Игроки» по Н. Гоголю. Премьера в театре Народной комедии в Петрограде 25 ноября 1921 г.
      - комедия К. Миклашевского «Шестеро влюбленных». Премьера в театре Народной комедии в Петрограде 22 декабря 1921 г.
      - опера В. А. Моцарта «Похищение из сераля» (реж. К. Марджанов, второй реж. К. Миклашевский). Премьера в театре Комической оперы в Петрограде в 1920 г.
      - опера Николаи «Виндзорские проказницы». Театр Комической оперы в Петрограде. Постановка не осуществлена.


Роли в театре и в кино:




      - роль мальчика-сапожника в пьесе Д. А. Мансфельда «С места в карьер». Императорский Александровский лицей. 26 ноября 1903 г.
      - роль Либенталя в пьесе Козьмы Пруткова «Фантазия». Императорский Александровский лицей. 26 ноября 1903 г.
      - роль Готье в пастурели трувера XIII века Адама де Ла Алля «Игра о Робене и Марион». Старинный театр. Санкт-Петербург. Сезон 1907-1908 гг.
      - роль Бургомистра в старогерманской литургической драме XII века «Три волхва» (текст Н. Н. Евреинова). Старинный театр. Санкт-Петербург. Сезон 1907-1908 гг.
      - роль племянника в фарсе «О шляпе-рогаче» Жана Дабонданса (перевод А. А. Трубникова). Старинный театр. Санкт-Петербург. Сезон 1907-1908 гг.
      - роль обер-гофмейстера фон-Мальтена в комедии «Блестящая карьера» Тило фон-Трота в переводе Л. А. Гельмерсена. Выпускной курс класса В. Н. Давыдова и В. И. Петрова Императорского Театрального училища в Санкт-Петербурге. Спектакль состоялся на сцене Александринского театра 6 марта 1910 г.
      - роль Сальвелли в драме Росселли «Душа». Выпускной курс класса В. Н. Давыдова и В. И. Петрова Императорского Театрального училища в Санкт-Петербурге. Спектакль состоялся на сцене Александринского театра 7 марта 1910 г.
      - роль Нотариуса в комедии Мольера «Ученые женщины». Выпускной курс класса В. Н. Давыдова и В. И. Петрова Императорского Театрального училища в Санкт-Петербурге. Спектакль состоялся на сцене Александринского театра 23 марта 1910 г.
      - роль Крутицкого в комедии А. Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын». Выпускной курс класса А. И. Долинова Императорского Театрального училища в Санкт-Петербурге. Спектакль состоялся на сцене Александринского театра 23 февраля 1911 г.
      - роль Порфирия Петровича в «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского. Выпускной курс класса А. И. Долинова Императорского Театрального училища в Санкт-Петербурге. Спектакль состоялся на сцене Александринского театра 19 марта 1911 г.
      - роль Джоржа Джесона в комедии Джерома К. Джерома «Мисс Гоббс» («Женская логика») в переводе Н. А. Жаринцевой. Выпускной курс класса А. И. Долинова Императорского Театрального училища в Санкт-Петербурге. Спектакль состоялся на сцене Александринского театра 27 февраля 1911 г.
      - роль Константина Михайловича Солончакова в драме В. Немировича-Данченко «Цена жизни». Выпускной курс класса А. И. Долинова Императорского Театрального училища в Санкт-Петербурге. Спектакль состоялся на сцене Александринского театра 25 февраля 1911 г.
      - роль воспитателя Ореста в драме «Электра» Гофмансталя. Выпускной курс класса А. И. Долинова Императорского Театрального училища в Санкт-Петербурге. Спектакль состоялся на сцене Александринского театра 27 февраля 1911 г.
      - роль Петра Николаевича Сорина в «Чайке» А. П. Чехова. Выпускной курс класса А. И. Долинова Императорского Театрального училища в Санкт-Петербурге. Спектакль состоялся на сцене Александринского театра 17 марта 1911 г.
      - две роли в комедии Бомарше «Севильский цирюльник» - Эвелье и Алькад. Выпускной курс класса А. И. Долинова Императорского Театрального училища в Санкт-Петербурге. Спектакль состоялся на сцене Александринского театра 13 марта 1911 г.
      - роль Рольдана в интермедии Сервантеса «Два болтуна». Дачный театр в Терийоках под руководством В. Э. Мейерхольда. Лето 1912 г.
      - роль Змея в коллективной постановке пьесы «День Ангела Архангела Михаила». Арт-кабаре «Бродячая собака». 8 ноября 1912 г.
      - роль Сорвала в мистерии-шутке В. С. Соловьева «Белая Лилия или Сон в ночь на Покров» (реж. Н. В. Петров). Театральная школа им. А. С. Суворина. 12 февраля и 2 апреля 1913 г.
      - роли обоих близнецов в комедии Плавта «Менехмы». Камерный театр в Одессе. Март 1919 г.
      - роль Буржуя в собственной пьесе «Последний буржуй, или музей старого строя» (реж. К. М. Миклашевский). Театр Народной комедии в Петрограде. Ноябрь 1921 г.
      - роль племянника Дармоедова в пьесе П. Каратыгина «Три жены напрокат» (реж. К. М. Миклашевский). Театр Народной комедии в Петрограде. Октябрь 1920 г.
      - роль Ихарева в пьесе Н. Гоголя «Игроки» (реж. К. М. Миклашевский). Театр Народной комедии в Петрограде. Ноябрь 1921 г.
      - роль Арлекина в спектакле «Арлекин-скелет» по пьесе Ж.-Б. Г. Дебюро (реж. С. Э. Радлов). Театр Народной комедии в Петрограде. Ноябрь 1921 г.
      - роль Сбригани в пьесе Ж.-Б. Мольера «Господин де Пурсоньяк» (реж. В. Н. Соловьев). Театр Народной комедии в Петрограде. Октябрь 1921 г.
      - роль Доктора в пьесе Ж.-Б. Мольера «Ревность Барбулье» (реж. С. Э. Радлов). Театр Народной комедии в Петрограде. Ноябрь 1921 г.
      - роль Перришона в пьесе Э.-М. Лабиша «Путешествие Перришона» (реж. С. Э. Радлов и Г. Н. Гурьев). Театр Народной комедии в Петрограде. Октябрь 1921 г.
      - роль слуги графини Кеффельд в фильме «Кин или Гений и беспутство» (реж. А. Волков). Студия «Альбатрос». Франция. 1923 г.
      - роль Смитсона в фильме «Сердца и доллары» (реж. Н. В. Петров). Студия Кино-Север. Ленинград. 1924 г.
      - роль директора завода в фильме «Красные партизаны» (реж. В. Витковский). Студия Севзапкино. Ленинград. 1924 г.
      - роль (неизв.) в пьесе А. Косоротова «Мечта любви» (реж. К. Григорович). Русский театр в Париже на 42, rue Hermel. 21 марта 1925 г.
      - роль старой кокетки Ирочки в фильме «Казанова» (реж. А. Волков). Студия L’Alliance Cinématographique Européenne. 1927 г.
      - роль бандита Польки в фильме «Панам» (реж. Н. Маликов). Студия UFA / Grand Production Cinématographique. 1927 г.
      - роль Богданова в фильме «Прощание» (реж. Р. Сьодмак). Студия UFA. 1930 г.
      - роль провинциального режиссера в пьесе Н. Евреинова «Самое главное» (реж. Н. Евреинов. Театр Русской драмы (Париж). Декабрь 1943 г.



Книги:




- Миклашевский К. М. La Commedia dell’arte, или Театр итальянских комедиантов XVI, XVII и XVIII столетий - Пг.: Изд-во Н. И. Бутковской, 1914, 1917. – 144 с.
- Миклашевский К. М. Гипертрофия искусства – Пг.: Гос. тип. им. Е. Соколовой, 1924. – 80 с.
- Mic, Constant. La Commedia dell’arte. Paris, Jacques Schiffrin, 1927. – 177 p.
- Миклашевский К. М. Звуковое кино - Петрополис, Берлин, 1929. – 88 с.


Публичные лекции и доклады:




- доклад «Театр итальянских комедиантов» в Троицком театре в Петрограде 1 мая 1918 г.
- лекция «Старинный итальянский театр» прочитана в РИИИ для кусантов из Перми. 1 августа 1920 г.
- лекция «Конкуренция или синтез искусств в театре» - помещение «Дома искусств» в Петрограде. Ноябрь 1920 г.
- лекция «Постановочная часть в спектаклях итальянской импровизированной комедии». Прочитана в РИИИ. 1920-1921 гг.
- лекция «Техника театральных постановок итальянского Возрождения» в актовом зале РИИИ. 7 апреля 1921 г.
- доклад «Венецианский театр XVIII века» в Историко-театральном Обществе при Российском Институте Истории Искусств. 1922 г.
- доклад о «Commedia del’arte», прочитанный в редакции журнала «Театр» в Берлине в январе 1923 г.
- доклад «Гипертрофия искусства», прочитанный 10 декабря 1923 г. в театре В. Э. Мейерхольда в Москве.
- доклад «Гипертрофия искусства» в Клубе артиллеристов им. Аврова во второй половине апреля 1924 г.


Статьи:




- Миклашевский К. М. Испанская сцена / Испанский театр : XVI-XVII вв. : Статьи: бар. Н. В. Дризен, К. Миклашевского, Н. Евреинова : Введ. к спектаклям Старинного театра 1911-1912.- СПб., 1911.
- Миклашевский К. М. Вампука прошлого и Вампука будущего // Театр. 1912, 11 (24) октября, № 43.
- Миклашевский К. М. Рассуждение о пользе маски // Театр и искусство. 1914. № 2. 12 января. С. 456.
- Миклашевский К. М. Основные типы в Commedia dell'arte // Любовь к трем апельсинам. 1914. № 3. С. 73-78.
- Миклашевский К. М. Об акробатических элементах в технике комиков dell’arte. (Справка) // Любовь к трем апельсинам. 1915. № 1-2. С. 77-79.
- Миклашевский К. М. Нечто вроде рецензии // Любовь к трем апельсинам. 1916. № 1. С. ?
- Миклашевский К. М. Что такое Камерный театр? // Вечерний час. Одесса. 25 марта 1919 г.
- Миклашевский К. Мысли режиссера // Одесский листок. 1919. 31 октября (13 ноября). – С. 4.
- Миклашевский К. М. Что такое импровизация // Жизнь искусства. 1920. 19-21 ноября. № 610-612. С. 2.
- Миклашевский К. М. Суд над рампой // Жизнь искусства. 1921. 21-25 января. № 658-660. С. 2-3.
- Миклашевский К. М. Мир, как «Турандот», и мир, как «Гадибук» // Жизнь искусства. 1923. 26 июня. № 25. С. 5-7.
- Миклашевский К. М. Ограниченный в правах // Театр. Еженедельник. 1923. 16 октября. № 4. С. 4-5.
- Миклашевский К. М. Костюм в театре // Театр. Еженедельник. 1923. 30 октября. № 5. С. 1.
- Миклашевский К. М. Твердая рука (о приглашении И. М. Лапицкого в Мариинский и Михайловский театры) // Театр. Пг., 1923. № 9. 27 ноября. С. 3-4.
- Миклашевский К. М. Да, так как-то все // 7 дней Московского Камерного театра. 1923. Декабрь. № 6.
- Миклашевский К. М. Зал для пассажиров 1-го класса // Жизнь искусства. 1924. 1 января. № 1. С. 32.
- Миклашевский К. М. Оттенки агит-искусства. Дискуссионно // Зрелища. 1924. 14 января. № 70. С. 4-5.
- Миклашевский К. М. Перспективы будущего театра // Жизнь искусства. 1924. 15 января. № 3. С. 3-4.
- Миклашевский К. М. Наука о кино и кино-библиография // Кино-Неделя. 1924. 27 апреля. № 12. С. 6.
- Миклашевский К. М. Чаплин популярен, знаменит, известен всякому! Так ли это? – Нет, не так // Кино-Неделя. 1924. 1 мая. № 13. С. 5.
- Миклашевский К. М. Зеркальный фонарь. К вопросу об экономии тока // Кино-Неделя. 1924. 13 мая. № 15. С. 6.
- Миклашевский К. М. Производство фильмы. Движение живой картины // Кино-Неделя. 1924. 13 мая. № 15. С. 6.
- Миклашевский К. М. Бунт кино-машин. Рассуждения в 4-х эпизодах // Кино-Неделя. 1924. 20 мая. № 16. С. 6.
- Миклашевский К. М. Ртутные лампы для киносъемок // Кино-Неделя. 1924. 27 мая. № 17. С. 6.
- Миклашевский К. М. Кино-библиография // Кино-Неделя. 1924. 3 июня. № 18. С. 7.
- Миклашевский К. М. Как снимался «Штейнах-фильм» (Омоложение) // Кино-Неделя. 1924. 10 июня. № 19. С. 8.
- Миклашевский К. М. Фильма или фильм? // Кино-Неделя. 1924. 17 июня. № 20. С. 3.
- Миклашевский К. М. Кино, как двигатель сельскохозяйственной культуры у нас и за границей // Кино-Неделя. 1924. 24 июня. № 21. С. 7.; 1 июля. № 22. С. 7.
- Миклашевский К. М. Маленький фельетон (По поводу постановки Д. Е.) // Жизнь искусства. 1924. 24 июня. № 26. С. 7-8.
- Миклашевский К. М. Рабочий на сцене // Жизнь искусства. 1924. 19 августа. № 34. С. 11-12.
- Миклашевский К. М. Итальянская комедия (Commedia dell’arte) / Очерки по истории европейского театра. Античность. Средние века. Возрождение. Под ред. А. А. Гвоздева и А. А. Смирнова. СПб.: Academia. 1923.
- Constant Mic. Comment on monte un film sonore // «Pour vous». 5 juin 1930. № 81. P. 2.


Преподавательская деятельность:




- оперный класс на курсах Е. А. Рапгоф в Санкт-Петербурге. Актерское мастерство. 1913-1914 гг.
- школа-студия художницы Александры Экстер в Одессе. Актерское мастерство. 1919-1920 гг.
- Российский Институт истории искусств. Факультет истории театра. Предмет «Итальянская комедия dell’arte». 1920–1924 гг.
- студия при Театре Народной комедии в Петрограде. Курс актерского мастерства. 1920-1921 гг.
- курсы мастерства сценических постановок (Курмасцеп) при Театральном отделе Наркомпроса. Предмет – актерское мастерство в итальянской комедии. 1921-1922 гг.
- школа Фабрики Эксцентрического Актера. Предмет – актерское мастерство. 1921-1922 гг.
- Институт (Техникум) экранного искусства в Ленинграде. Предмет – актерское мастерство. 1924 г.
- профессор кинематографии в школе «ARTEI» в Париже в 1925 году.
- театральная студия в Париже на rue Huyghens, 6. Ноябрь 1927 г.
- русский кружок в Бордо (Франция). Март 1927 г.