В 1820-х годах один английский охотник набрел случайно в чаще леса на руины какого-то сооружения. Однако только в 1912 году начались систематические раскопки. Почти тысячу лет город был занесен песком и спрятан от людей тропическими джунглями. Сегодня от былого величия этого места остались только руины, да и джунгли так вырублены, что стали похожи на редкие рощицы. А когда-то это был огромный город площадью 52 кв. километра, 1400 лет (с IV в. до н.э. по XI в. н.э.) он был столицей Шри Ланки, центром буддизма острова. За этот период в нем сменилось 113 королей. По древней легенде название города произошло от имени индийского принца Анурадха, основавшего город. По другой версии, согласно индо-арийской традиции, город был назван в честь звезды в созвездии Скорпиона – Анурадха («свет»).
Фа-Хсиен, китайский странствующий монах, посетивший в пятом веке Цейлон, писал, что Анурадхапура – город огромных размеров. Главные улицы называются Песочная, Речная, Царская и Лунная, малых улиц сосчитать невозможно. На каждой главной улице помещается десять тысяч больших и богатых домов в два и три этажа. Улицы эти усыпаны песком, - белым посередине, черным по бокам, - и украшены множеством триумфальных ворот в цветах и знаменах. И тысячи людей, лошадей, зебу, слонов, паланкинов запружают их с утра до вечера. А надо всей этой прекрасной картиной шумной человеческой жизни, над великим множеством домов и базаров, высятся золотые кровли и золотые острия монастырских дворцов, ступ и дагоб...
Четверо городских ворот были ориентированы по сторонам света, окружавшие город оборонительные стены уже в I веке достигали в высоту более трех метров. Во II веке стены Анурадхапуры надстроили и дополнили сторожевыми башнями.
А вот каким застал город И.А. Бунин в 1924 году: «Теперь Анарадхапура - маленькое и глухое лесное селение, через которое пролегает единственная улица, вернее, дорога под вековыми деревьями, еще сохранившая древнее название: Священная улица. <…> А меж тем Анарадхапура, величайшая святость буддийского мира, древнейшая столица Цейлона. Анарадхапура, ныне заросшая джунглями, превратившаяся в одно из самых глухих цейлонских селений и поражающая пилигрима только чудовищными останками былой славы, насчитывает более двух с половиной тысяч лет своего существования, из которых целых две тысячи она процветала на диво всему древнему Востоку, по размерам почти равняясь современному нам Парижу, золотом и мрамором зданий не уступая Риму, а своими дагобами, воздвигнутыми для хранения священных буддийских реликвий, превосходя пирамиды Египта».
Город сильно пострадал в ходе первых захватнических войн со стороны Южной Индии. Войска народности Чола в 997 г. разграбили Анурадхапуру, и столица была перенесена в соседний город Полоннарува. Разрушения были настолько значительными, что люди были вынуждены оставить это место. Надо сказать, что сегодня Анурадхапура ничем не отличается от описанной Буниным почти сто лет назад: та же самая единственная петляющая дорога через лес, а по обе стороны от нее – руины, руины.
Считается, что город построен во времена правления короля Пандукабхая. Его архитектура могла вполне конкурировать с современными городами. Фа-Хсиен писал, что леса, сады и парки были неотъемлемой частью плана Пандукабхая. Одним из самых больших считался королевский парк «Махамегха», в котором росло священное фиговое дерево Бо, в этом парке нашли позднее приют миссионер Махинда и его монахи. Другим городским парком был парк «Золотая рыбка» («Golden Fish»). Легенда утверждает, что в этом парке Салия, сын короля Дутугемуну (2-ое столетие до н.э), встречался с любимой девушкой Ашокамала, которая происходила из низкой касты. Ради девушки принц отказался от трона, что было неслыханно для того времени. Невеста принца собирала цветы деревьев ашока в этом королевском парке. К сожалению, оба парка не сохранились.
Во времена расцвета город славился своими ирригационными системами, которые являлись одними из самых сложных в древнем мире. Обилие ирригационных систем объяснялось тем, что Анурадхапура располагалась в сухой зоне страны, поэтому были построены многочисленные водохранилища, большинство из них сохранились и до сегодняшнего дня. Считается, что это старейшие из сохранившихся водных резервуаров, созданных искусственным путем.
Вообще, вода всегда была центральным компонентом ланкийской культуры, с самых ранних времен. Сбор урожая, сохранение и распределение воды играли основную роль в экономике и социальной структуре государства. Один король даже установил декрет, по которому ни одна капля воды не должна достигнуть моря прежде, чем она пройдет через животы шести людей или животных. Но вода имела не только практическое применение, она в определенной мере выполняла и другие функции: духовную, чувственную, эстетическую. Сам акт омовения под прохладными струями воды носил ритуальный характер, причем эти купания не были похожи на наши, когда человек ныряет в воду или плавает в бассейне. Люди, зайдя по пояс в воду, поливали на голову из ковша, и эта традиция сохранилась по сей день.
Очутившись на территории древнейшей цивилизации, первое, на что мы обратили внимание - это обилие огромных валунов и скальных образований среди дикой растительности. Потом, посещая другие места острова, мы уже не удивлялись такому пейзажу. Оказалось, что эти гигантские камни с незапамятных времен являлись для жителей всего острова не только средством защиты от внешних врагов и местами для совершения ритуальных и религиозных обрядов, но еще и одним из главнейших компонентов при создании садов и парков. Эти небольшие округлые скалы придавали какой-то фантастический вид всему ландшафту. Они, нагромождаясь друг на друга, образовывали таинственные прохладные пещеры и гроты, что послужило идее образовывать монастыри и буддийские скиты прямо в этих в пещерах. С самых ранних времен цейлонские архитекторы строили, сообразуясь с природным ландшафтом, где вода, камни и деревья естественным образом включались в структуру больших и малых поселений. Позднее стали создавать сооружения так, чтобы придать валунам и другим элементам пейзажа некую символику. В самой Анурадхапуре здания были расположены в таком отношении друг к другу, чтобы ясно определить функциональные открытые площади, а внутренние дворы использовались как зоны, разделяющие интерьер дома и внешнее пространство. Архитектура города, таким образом, представляла собой чередование зданий и скал, что ломало симметрию, столь характерную для городского строительства в начале нашей эры.
Все это самым непосредственным образом повлияло и на характер древних садов и парков, которые разбивались как при королевских дворцах, так и при монастырях. Из-за обилия скал и камней в этих садах возник специальный термин «сад валунов», предложенный археологом Сенекой Бандаранаяке. Специфика раннего сингальского сада как раз и состояла в том, что валуны были главным ландшафтообразующим элементом в саду, что нисколько не мешало использовать также цветы и деревья, воду и искусственные малые архитектурные формы.
Археологические исследования последнего времени позволяют говорить как минимум о трех замечательных парках в юго-западной части Анурадхапуры, относящихся ко II-III векам новой эры: на территории бывшего монастыря Вессагирия, при храме Исурумуния и саде королевских павильонов купания Ранмасу-уяна. Здесь сохранился бассейн, датируемый 240 г. до н.э., который является не только шедевром архитектуры, но и частью древнейшей гидравлической системы. Вода поступает в бассейн по каналу, имеющем длину около 90 км. Этот канал покрывает область в 200 га и снабжает водой более 100 деревень, проходя последовательно через 32 искусственных водоема, обеспечивающих перепад давления воды. Поразительно, что вся эта система работает до сих пор!
Остатки монастыря Вессагирия находятся в живописном месте. Низкий хребет голой скалы окружен тремя отдельными группами валунов, некоторые из них возвышаются на десятки метров вверх, образуя разнонаправленные плоскости. В каменном веке это были убежища для людей, позже место стало населяться монахами-отшельниками, а в течение V векка н.э. был построен монастырский комплекс. Время и вандалы уничтожили большинство строений, обнажив внушительное количество пещер и валунов с вырезанными лестницами и гнездами для опорных деревянных балок. Можно проследить только контуры зданий, которые когда-то существовали здесь.
Пройдя несколько сотен метров на север, мы увидели руины храма Исурумуния. Название означает «место, пригодное для отшельников». Хроники Махавамса свидетельствуют о том, что король Касапа, дабы искупить свою вину за убийство собственного отца, восстановил этот храм в течение шестого столетия и «сажал сады у ворот города и рощи манго по острову». Однако участок под храмом намного старше, чем зафиксировано в хрониках, и главная пещера с изображениями Будды была использована еще в третьем столетии до нашей эры. Сегодня здесь находится современный храм, построенный в пределах больших валунов. Валуны исчерчены множеством древних рисунков. На одном из них изображен купающийся слон среди цветов лотоса, на другом – человек и лошадь. «Влюбленные» — так называют скульптурную композицию, которая была выполнена 2500 лет назад на стене храма. Легенда из поколения в поколение передает историю о любви царского сына к девушке из касты «неприкасаемых». Закон и обычай строго запрещали им даже находиться вместе, но чувства оказались сильнее. Царевич пожертвовал богатством и славой и женился на «неприкасаемой».
Еще дальше на север находятся «королевские сады удовольствий». Начинаются они двумя небольшими бассейнами с каменными лестницами, ведущими прямо в воду, рядом – вырезанный в скале павильон для отдыха. Чуть поодаль – еще три больших водоема. Прямоугольная форма бассейнов чудесно контрастирует с хаотично разбросанными валунами, включенными в состав комплекса. Это ранний пример светского сада «удовольствия», в котором использованы принципы устройства монастырей. Сам сад расположен ниже резервуара с водой, что позволяло оборудовать в саду фонтаны, искусственные каскады и ручьи. В хрониках указывается, что сад был «щедро уставлен цветущими кустами и изящными деревьями».
Эти три описанные руины демонстрируют трансформацию сингальского отношения к естественному пейзажу: от полезности к духовности, от духовности к удовольствию. В Вессагирии существующие валуны были сначала использованы как полезные убежища, только позднее становились ядром спланированного монашеского комплекса. В Исурумнии валуны были избраны для духовных и ритуальных обрядов, составляя неотъемлемую часть храма наряду с построенным зданием. В королевских садах удовольствия скалы включены в живописную композицию сознательно для повышения эстетического наслаждения от созерцания ландшафта.
Совершенно отдельно следует сказать о монастырском комплексе Вихара Абхаягири. Монастырь Абхаягири расположен в северной части древнего города и занимает площадь около 235 гектаров. Мы довольно долго бродили по территории монастыря. Из хроник Махавамса известно, что монастырь был построен в I веке до нашей эры королем Валагамба в период его второго правления (89 - 77 гг.). Валагамба I стал королем в 103 году до нашей эры, но был низложен через 5 месяцев войсками из Индии. Вторично он взошел на престол в 89 году и правил в течение 12 лет. Монастырь был построен для группы монахов, изгнанных за ересь из монастыря Махавихара (Анурадхапура), создавших новое течение буддизма Махаяна (более либеральное направление буддизма, не отрицающее богов). Вскоре известность учения и монастыря распространилсь далеко за пределы Шри Ланки, включая Индию, Китай и Индонезию, привлекая ученых со всего мира. К сожалению, монастырские записи не сохранились, а хроники Махавамса, писавшиеся в монастыре Махавихара, не уделили должного внимания конкурирующей секте, поэтому история этого монастыря большей частью неизвестна. Лишь по сохранившимся записям китайского монаха Фа-Хсиена известно, что население монастыря в V веке нашей эры составляло 5000 человек.
Главная достопримечательность комплекса Абхаягири - дагоба - была построена королем Гаджабаху (114 - 136 гг.) и имела когда-то 115 м в высоту. Ступа построена над отпечатком ступни Будды и является одним из 8 святых мест Анурадхапуры. Сейчас размеры ступы не превышают 79 метров в высоту и 106,5 м в диаметре. Кроме главной ступы на территории монастыря есть небольшие, но не менее важные ступы. Часть из них восстановлена.
В одно из помещений заглянули и мы. Открытый зал без кровли, построенный из камня, имеет четыре входа. Восстановленно несколько монашеских келий монастыря, сгруппированных по 5 штук. Комната в ценре и 4 комнаты по углам отгорожены стеной. Цетральная комната здания, где находилась библиотека, была предназначена для учителя и использовалась в качестве классной комнаты. В угловых комнатах жили монахи, ученики, по 3 монаха в комнате. Таким образом, каждый комплекс был занят 24 учениками и одним учителем. Кирпичные стены были покрыты штукатуркой, а крыша выложена из глянцевой керамической плитки, черепки которой обнаружены при раскопках. Жилые помещения снабжались горячей и холодной водой, а так же туалетами с уникальной дренажной системой.
Здесь же, рядом, восстановлен большой бассейн Эт Покуна, размером равный шести современным олимпийским бассейнам и снабжавший водой большую часть комплекса. Другое уникальное с эстетической и технической точек зрения сооружение монастыря – бассейны-близнецы, восстановленные раньше. Даже не верится, что все это было построено в первом столетии, настолько прекрасно сохранились бассейны.
Монастырский сад, или «арама», находился рядом. Видно, что сад был спланирован в гармонии с естественными элементами пейзажа – обнаженных скал, валунов, пещер, вековых деревьев, и все это оживляли каналы и бассейны с водой. То есть, и здесь мы наблюдаем сложное архитектурное взаимодействие естественного ландшафта и искусственных сооружений, заключенных в единую композицию.
Следующая остановка – белоснежная ступа Тупарама, где по преданию хранится ключица от левого плеча Будды. Вокруг ступы множество колонн, на которых некогда была оборудована крыша для паломников, чтобы они могли укрыться от солнца и дождя. Дождь, как мы убедились за два дня пребывания на острове, идет здесь не часто, а очень часто, практически каждый день.
Строительство ступы началось во II веке нашей эры при короле Дутугемуну, том самом короле, матерью которого была Вихарамахадеви. Городской парк в Коломбо, названный в честь этой женщины, мы посещали вчера. Существует легенда, согласно которой король Дутугемуну еще при жизни, будучи уже в возрасте, передал правление страной в руки своего младшего брата, взамен взяв с него обещание, что тот достроит ступу. Однако младшему брату, только что взошедшему на столь долгожданный престол, было не до строительства ступы. Прошло несколько лет. Перед смертью старый Дутугемуну захотел увидеть, как выглядит ступа, которую, как уверял брат, он уже достроил. Чтобы усыпить бдительность Дутугемуну, младший брат велел своим подданным срочно, за одну ночь соорудить оставшуюся половину недостроенной ступы из бамбука. На следующее утро немощного Дутугемуну усадили в паланкин и издалека показали, что младший брат свое обещание выполнил.
Сегодня ступа выглядит весьма величественно. На вершине ее находится шпиль из цельного куска горного хрусталя. Центральный вход в храмовый комплекс оформлен чудесной скульптурной композицией, здесь же, как и везде у буддийских храмов, продавали лотосы для возложения Будде. Мы тоже выполнили эту традицию. Интересно, что в Тайланде принято лотосы возлагать в бутонах; здесь же все лотосы были развернуты. Во дворе монастыря гуляют монахи, верующие сидят там и сям прямо на земле небольшими группами, некоторые люди ставят свечи в специально отведенном месте.
Но самая главная святыня Анурадхапуры находится на расстоянии 15 минут ходьбы от Тупарамы – это священное дерево Бо. Дорога к дереву оформлена красивыми фонарями, по обеим сторонам растут очень старые фикусы, орхидные деревья, разнообразные пальмы и акации, между ними прогуливаются белые цапли и скачут вездесущие обезьяны.
Мы встретили несколько групп празднично одетых мужчин и женщин, идущих по этой дороге. Среди них были и монахи, причем явно не индийского типа, скорее из стран Индокитая. Паломники со всего света приезжают сюда, поскольку дерево Бо Анурадхапуры – один из самых святых объектов поклонения для миллионов буддистов во всем мире. Оно выросло из ветки дерева в Бодх Гайя в Индии, под которым принц Сидхарта Гаутама достиг просветления. Саженец был привезен на остров монахиней Сангамиттой, дочерью индийского императора Ашоки в 230 г. до н.э., и был посажен в королевском парке Анурадхапуры. Поскольку индийское дерево Бо сгорело, то теперь это самое старое, исторически документированное дерево на Земле, которому две тысячи двести тридцать лет.
Само дерево небольшое, держится на подпорках. Рядом с ним растет большое, защитное дерево. Все это огорожено высокой оградой. Тут же находится алтарь и небольшой храм. Вокруг ограды стоят люди и ждут, когда с дерева упадут листочки, чтобы подобрать их и увезти с собой. Кто-то прямо здесь медитирует или молится - иногда сутки напролет. Все храмы Шри Ланки имеют обязательно дерево Бо, и каждое из них происходит от этого дерева, растущего в Анурадхапуре. При храме находится питомник, где монахи занимаются укоренением черенков для распространения их по всему буддийскому миру. Будде его последователи приписывают следующее выражение: «Тот, кто поклоняется дереву Бо, получит такую же награду, как если бы он поклонялся лично мне».
Что же такое дерево Бо? Дерево Бо или «бодхи» – это Ficus religiosa, фиговое дерево, как его называют в Европе. Внешне выглядит как огромное лиственное дерево, часто высота и диаметр кроны примерно одинаковы. Листья имеют удлиненную серцевидную форму, молодые листья – розоватого цвета, старые – имеют цвет охры с бронзовым оттенком. В длину листья могут достигать 20 см, но обычно бывают 10-15 см. Цветы практически невидимы, а фрукты напоминают уменьшенные (1-1,5 см в диаметре) плоды инжира: такого же цвета, только сферической формы. Определенного сезона созревания плодов не существует. Мы не раз наблюдали, что плодами дерева Бо питаются летучие лисицы и разнообразные птицы.
Дерево Бо невероятно почитаемо в Шри Ланке. Там, где растет такое дерево, хоть и в диком виде, буддисты устанавливают памятные знаки в виде дагоб или даже целые храмы. Листья, плоды и древесина обладают лечебными свойствами, но на практике не используются, поскольку дерево считается священным.
Наконец, надо сказать, что паломники часто завязывают на таких деревьях ленточки в знак благодарения за удачно пройденный путь к святыне. Большинство идущих или едущих поклониться дереву Бо в Анурадхапуре преодолевают многие сотни, а то и тысячи километров, и дорога каждого из них почти никогда не бывает легкой. Если учесть, что буддисты в основном люди бедные, часто просто бессребренники, то путь приходится преодолевать пешком.