Сад специй


Сад специй





        Утро, солнце, птицы поют. Обезьяны словно взбесились, носятся по крышам отеля толпами, черепицу переворачивают. Бурундуки тоже бегают по деревьям, да быстро так! Размером они совсем маленькие, с ладонь. Остановится вдруг какой-нибудь бурундук на ветке, замрет, и начинает издавать тонкий прерывистый писк, при этом поднятый хвост при каждом звуке подрагивает. Смешно на них смотреть.
        Сегодня мы решили выехать пораньше, поскольку день очень насыщен. По плану мы должны побывать на фабрике масок, фабрике батика, в саду специй. Затем, приехав в город Канди, посетить главный святыню буддистов – храм священного Зуба Будды и под вечер побывать на представлении в уникальном театре кандийского танца, где используются знаменитые цейлонские маски. Такого плотного графика у нас еще не было.

       Идем на завтрак. Кафе расположено на открытом воздухе, под навесом. Система шведского стола заставляет несколько раз сходить к блюдам, выставленным в таком количестве, будто мы приехали сюда откормиться после домашнего голодания. После второго захода к кухне мы обнаружили, вернувшись, что на наших тарелках ничего нет. Думали, работники убрали. Принесли еще. Снова вернулись, и опять нет половины продуктов в тарелках. И тут только увидели обезьян, которые так осмелели, что уселись на дереве буквально в двух метрах от нашего стола и ждали нашего ухода, чтобы что-нибудь стащить. Местные работники стоят поодаль, наблюдают эту картину и только улыбаются.
        В конце концов, мы набрали еды и сели за стол, думая, что теперь-то нам ничто не угрожает. Не тут-то было! Одна из обезьян, видя, что все ее сородичи уже что-то жуют, а она опоздала к «завтраку», решилась на дерзкий поступок. Только мы налили себе кофе, она стремглав вскочила прямо на стол, схватила булку, опрокинув чашку с кофе прямо нам на ноги, и дала деру. От неожиданности мы опешили. Один из работников кафе, наблюдавший эту сцену, решил, что пора вмешаться. Он схватил длинную палку, которой, вероятно, пользовался уже множество раз, и стал отгонять обезьян от нашего стола. Однако делал он это ласково, сердитость его была явно нарочитой. Что ж, мы не в обиде. Чем обезьяны провинились перед людьми?
        Напоследок мы увидели двух ярко-синих птиц необыкновенной красоты, которые, видимо, прилетели нас проводить. А говорят, что синей птицы не бывает! Мадуре назвал их «демалиджа». Это, говорит, хороший знак, тем более пара. Погрузив сумки и пакеты, количество которых заметно прибавилось, в машину мы двинулись в путь.

        Раз зашла речь о приметах, то было любопытно узнать, какие еще приметы существуют на острове. И тут выяснилось, что у сингалов столько разных примет, что практически вся жизнь подчинена этим верованиям. Из перечисленных нас особенно поразили несколько. Они, например, убеждены в том, что вторник и пятница – неподходящие дни для купания, что крик некоторых птиц возвещает несчастье, что черная магия (хуниям) приносит вред и несчастье. Люди, занимающиеся ею, могут воспользоваться выпавшим зубом, фотографией человека, чтобы, заговорив их, навлечь на него беду. Впрочем, последнее замечание не ново, у нас тоже такое бывает.
        Вообще ланкийцы живут под вечным страхом осквернения запретов – кили. Некоторые кили относятся к женщинам в период беременности и в период регул. В это время родные стараются их изолировать от окружающих, не разрешают появляться в общественных местах, приходить на поле, дабы своим присутствием не повредить урожаю. Существуют кили на употребление в пищу мяса животных, названия которых оканчиваются на «рен».

        Мы приехали на фабрику масок. Вот уж где раздолье туристу, чего здесь только нет: все индуистские боги, Будда в различных позах, маски лечебные и развлекательные, мебель, посуда, музыкальные инструменты, фигурки особо почитаемых животных и людей, тысячи и тысячи других предметов. Всё, что можно сделать из дерева, здесь присутствует. Но первое, что поражает в первые секунды, это стук молотков в цеху, гудение шлифовальных машинок, запах красок.

        Фабрика представляет собой одноэтажное здание большой площади, которое, похоже, не имеет ни окон, ни дверей – навес и каменные перегородки. Основная площадь отдана для торговли продукцией, рабочие располагаются по периметру территории. Все заняты работой, никто не пытается вступать с нами в разговоры. Видно, дисциплина здесь железная. Всем процессом руководят менеджеры, которые мгновенно стали нам навязывать все, что попало. При этом используются всяческие уловки, мол, мы вам и дисконтные скидки устроим, и доставку в любую точку обеспечим, и любую валюту примем.

        Сначала нам по программе рассказали о породах древесины, используемой в производстве, и способах приготовления минеральных красок с наглядной демонстрацией. Деревья на местном диалекте звучат непривычно: сурия, сапфин, хлебное дерево, мара, бальса (самое мягкое), эбеновое дерево, паттанги (оранжевого цвета), тик. Один из образцов тика имел черную сердцевину, а по краям – более светлую окраску. В процессе переговоров (в основном на пальцах, так как наш Мадуре куда-то запропастился) выяснили, что у тиков есть такая особенность: до 50 лет древесина у дерева светлая, а после 100 лет становится черной.

        Основная продукция – конечно, маски. Словосочетание «цейлонские маски» столь же широко распространено, как и «цейлонский чай». Маски бывают театральные, танцевальные, демонические, ритуальные, лечебные и проч. Маски издревле на Цейлоне выполнялись как символы духов и демонов, животных и птиц, царей и королей. Маски помогают справляться с ангиной, желудочными расстройствами и даже депрессиями. Маски используются в танцах и всевозможных обрядах.

      Большая группа масок относится к разряду театрально-танцевальных. Ритуальные танцы и театральные представления в масках составляют примечательную особенность культуры сингалов. Космология традиционных шри-ланкийских верований - сложная смесь ведических представлений, индуизма, буддизма и анимализма, при этом сохранена вера во всевозможных демонов и духов. Демонический пантеон также обширен, заполнен иерархиями и подиерархиями, которые непосвященному человеку почти невозможно охватить. В итоге получился духовный пейзаж, где Будда безраздельно властвует, но где для человека ежедневно существует реальная опасность, исходящая от дьяволов, демонов и других злых сил, которые только и ждут момента, чтобы сокрушить человека, наслать на него болезнь, отравить жизнь сомнениями и унынием. Жизнь обычного ланкийца – это постоянная борьба против этих сил.
        Отсюда и происходит использование демонических масок в ритуальных и народных танцах. Многие демоны зубасты, клыкасты, из хищно разверстых ртов у них свисают красные языки. Из ушей и ноздрей выползают змеи. Когда актеры в таких масках при свете факелов выскакивают на сцену, у зрителей душа уходит в пятки. Эффект еще усиливается, если зрачок персонажа вынесен вперед на выступе в виде цилиндрика: тогда при поворотах маски создается впечатление дикого вращения глаз.
        Главной составной частью танцев является «товиль» - танец заклинания дьявола с множеством разноцветных масок, символизирующих злых духов. Кроме товиля есть и другие танцы с масками – колам и сокари. Первоначально эти танцы исполнялись без слов, позднее прибавился речитатив. Маски, характеризующие отдельных героев, пожалуй, можно сравнить с масками Пекинской оперы или японского театра Кабуки. Одни выполнены в натуралистической манере, другие – в абстрактной. Обычно маску привязывают к лицу, но иногда надевают через голову. Вес одной маски может достигать 10 кг.
        Маски используют и так называемые «ядура» - настоящие шаманы. Будь то ритуал изгнания болезни, или заклинание злого духа, или изгнание нечистой силы – везде используются маски, символизирующие тех демонов и духов, с которыми шаману приходится входить в контакт. Кстати, обращение простых людей к шаманам весьма нередко, особенно в деревне. Шаманы также используют специальные маски в знахарских целях. Для этого существует, как говорят, 18 различных масок, соответствующих 18 основным болезням. На каждой из них изображен опеределенный демон, отвечающий за ту или иную болезнь.

        Многих демонов на масках можно опознать по цвету и форме. Например, у Бири-сания, демона глухоты, кобра выползает из одного глаза, закрывая часть лица, где должно быть ухо. Это изображение имеет непосредственное отношение к древним верованиям в то, что кобра не имеет ушей, поэтому она «слышит» глазами. Амуку-сания, демон желудочных коликов и рвоты, изображается с зеленым лицом, широко открытыми глазами и вываливающимся языком. Маска демона немоты часто имеет широко открытый рот без зубов и языка, а маска демона слепоты не имеет глаз.
        Надо сказать, что мы были шокированы этими ужасными мордами, развешанными по всем стенам. Нам пояснили, что дома надо держать маску, изображающую болезнь, от которой вы хотите избавиться. Мы вопросительно посмотрели на нашего Мадуре. Он подтвердил, что так и есть, у него, мол, самого в доме есть несколько таких масок. Что ж, если и не избавит маска от болезни, то хотя бы память останется. Кстати, присмотревшись, мы заметили, что не все маски так уж страшны, есть очень даже симпатичные. Например, в числе прочих мы выбрали маску павлина, который символизирует любовь и приносит в дом семейное благополучие.

        Мы еще долго ходили по фабрике, не зная, что выбрать, пока нас не предупредили, что сейчас сюда привезут 180 русских туристов на трех автобусах, поэтому нужно поторопиться. Быстро расплатившись за национальный цейлонский барабан, несколько масок и кобру из эбенового дерева, мы вышли на улицу. В это время происходила выгрузка шумных русских туристов, которые, прихлебывая пиво и перекрикиваясь, начинали обходить фабрику с флангов. Какое счастье, что нас возят отдельно!

        До сада специй ехать около получаса. Не теряя времени, мы снова стали различными точечными вопросами нащупывать интересную тему для беседы. И такая тема нашлась, только не всё мы успели расспросить. А началось с того, что мы увидели рисовые чеки, на которых просто каторжно трудились местные крестьяне. По пояс в грязной жиже они орудовали мотыгами. В другом месте крестьяне шли за запряженным буйволом и рыхлили жидкую от воды землю. Все они были с головы до ног испачканы этой грязью.

       Мы вслух пожалели несчастных, а в ответ услышали целую лекцию. Оказывается, несчастными выращивателей риса назвать никак нельзя, поскольку эти люди принадлежат к высшей касте в Шри Ланке – «говигама». Вообще у сингалов существует 18 каст, которые подразделяются по профессиональному признаку. Высшая – говигама (земледельцы) – включает более половины сингальцев; в нее входят разные слои населения - от крупных землевладельцев до простых крестьян. Далее следуют касты талагама (производители корицы), карава (рыбаки) и другие. К низшим кастам относятся рада или дхоти (прачки), пали (прачки, обслуживающие бедное население), оли (танцоры), беравая (барабанщики), хулували (мусорщики, ассенизаторы), пахала (мясники) и т.д. В самом низу находятся родии – люди вне касты, неприкасаемые.
        В Коломбо, говорит Мадуре, кастовость не так заметна, как в деревне. Например, староста в деревне – говигама, служащий сельского кооператива – говигама, любой начальник в деревне – говигама. Никому из членов более низших каст никогда и в голову не придет стремиться занять какой-нибудь пост в деревне.
      В общении кастовость тоже проявляется сильно. Говигама, обращаясь, например, к беравая, будет называть человека просто по имени, а пахала, скажем, более почтительно - «видане». В тоже время взрослый человек из низшей касты даже детей говигама величает почтительно – «бандара махатамайя» («королевский мальчик») или «хиндменикс» («уважаемая госпожа»). Соседей, пришедших в гости к говигама, если они из низшей касты, посадят только на веранде, причем на полу или чурбане. Но если сам говигама соизволит посетить соседей, ему предложат самое высокое кресло, а хозяева будут стоять или сидеть на корточках. Вот тебе и несчастные крестьяне!
        Кастовый признак является определяющим и при заключении браков. Даже представители патти, относительно низкой подкасты говигама, не могут рассчитывать на брачный союз с «чистыми» говигама. Межкастовый брак шокирует практически каждого. В этом случае нарушителя изгоняют из семьи и из касты. Если человек опомнится, и захочет развестись, то назад пути нет. На свадьбу гостей приглашают тоже по строгому выбору. Присутствие на церемонии человека из другой касты может привести к скандалу. Так вот, оказывается, почему на свадьбу приглашают выборочно, а на похороны всех подряд!

        Тут наш собеседник осекся и замолчал. Видимо, сболтнул лишнего, туристам этого знать не положено. После некоторой паузы он произнес, что у сингалов каст уже «почти нет совсем». Мы спрашиваем: «Совсем нет?» - «Совсем». «А у тамилов?» - «У тамилов эта вообще ужасно!». Обрадовавшись, что можно реабилитироваться, он с жаром стал рассказывать про кастовость у тамилов. Практически всё то же самое, что он только что рассказывал о сингалах, он говорил о тамилах. В заключении он привел пример из «собственной жизни, да?». Один мой друг, говорит Мадуре, из касты «саттили» - самой низшей касты у тамилов. Он по профессии врач, отец его тоже врач. Когда его вызывают на дом в семью касты брахманов, то в здание не пускают, поскольку врач принадлежит касте более низкой. Он должен лечить больного за пределами дома. Ему никогда не дадут посуду из дома. Для таких случаев в домах высших каст специально держат посуду их кокосовой скорлупы. Воду подают в этих пиалах, чтобы потом выбросить.
        Интересуемся, каким же образом в тамильских школах общаются между собой дети разных каст? При этом подразумеваем, что этот вопрос относится и к сингальским детям, но вида не подаем. «По-разному» - отвечает Мадуре. Есть и такие, что даже не разговаривают друг с другом, а на переменах все общаются по своим кастам. Учителя при этом ничего не могут сделать.
        Тут Мадуре, вероятно, придумал, как ему выкрутиться из неудобного положения. У сингалов, сказал гид, есть низшая каста. К ней относится народность «ахигунтика» - цыгане. Есть даже легенда о том, как цыгане превратились в низшую касту. Когда-то давно цыгане были единственными поставщиками мяса на королевский двор. Однажды они не смогли найти добычу на охоте, а в королевстве существовало правило, согласно которому у короля на столе должно быть 64 вида мяса или мясных блюд ежедневно. Не найдя мяса, говорит Мадуре, они раскопали свежие могилы и человеческое мясо поставили королю. У приготовленного мяса был вкус другой, не похожий ни на один из предыдущих вкусов. Королю блюдо понравилось, и он заинтересовался, что это за зверь такой. Когда тайна раскрылась, король казнил поставщиков мяса, а в отношении цыган издал указ, по которому запрещалось этой нации жить среди других людей. При этом цыгане не имели права жить на одном месте. Кормиться им разрешено только милостыней от людей, работать с населением вместе запрещено. Так цыгане не по своей воле стали кочевниками и тунеядцами. Они «зарабатывают» тем, что воруют, гадают и просят.

        Увы, разговор наш был прерван, так как мы приехали в сад специй в местечке Матале. Сад маленький, устроен как экскурсионный объект. При саде есть магазин и веранда, где производится демонстрация применения продукции. Нас подвели к молодому парню, который, к великому нашему удивлению, по-русски говорил лучше Мадуре. Говорит, что русскому языку выучился самостоятельно, по Интернету, а сейчас учится в медицинском вузе. Возраст юноши – 19 лет! Мы тут же прониклись уважением к целеустремленному парню. Представился он именем Вики.

        Сад специй «Ранвели» основан 25 лет назад. Здесь собраны растения, использующиеся в медицине, и растения-пряности. Аптека и магазин приправ находятся здесь же, на территории сада. Сад частный, помещение для магазина – государственное, используется на правах аренды. Хозяина сада зовут Джератна. Через рощу-сад ведет узкая извилистая тропинка, вдоль которой и высажены образцы растений, о которых начинает рассказывать гид Вики. Сразу надо сказать, что под каждым деревом или кустом стоит на специальном возвышении баночка или бутылочка с продуктом из данного растения. В некоторых случаях экскурсовод не только показывал продукцию, но даже пытался применить ее на нас.

        Первое растение – куркума. Порошок из корней куркумы является хорошим дезинфецирующим средством против микробов, используется как приправа для мяса и рыбы. В частности, куркума убивает сальмонеллу. Цвет порошка желтый, похож на шафран.
        Ванилла. Лиановидное растение. Цветы имеют светло-желтую или светло-зеленую окраску, цветут высоко над землей. Цветы сами не опыляются, опыление производится искусственно, при помощи специальной палочки. После цветения появляются стручки длиной 6-8 см цвета шоколада.

       Из плодов получают шоколад. Недозревшие стручки имеют желтый цвет, из них производят ванилин. Процесс прост: стручки собирают и сушат в тени, затем обдают кипятком для придания мягкости и перетирают в порошок. Ванилин готов. Ванилин в Шри Ланке применяют в кондитерской промышленности, а также при производстве мороженого. Однако описанный способ производства ванилина чрезвычайно трудоемок, и в последнее время все чаще используется искусственный ванилин.

        Трава цитронелла, из нее делают масло. Народное название – «лимонная трава». Сейчас в этом месте сада ее почти не осталось, туристы повыдергивали, чтобы понюхать. Но она растет выше в саду, в другом месте. Ситронелла используется против комаров и москитов, является составным компонентом в аэрозолях. Мазь из цитронеллы при смешивании с мазями из корицы и других растений является хорошим болеутоляющим средством. Очень сильно пахнет. Аналог вьетнамской «звездочки». Имеет исключительно травяной состав.

        Дерево какао. У представленного вида плоды желтого цвета, но существуют деревья и с красными плодами. После сбора плоды сушат, поджаривают и перетирают в порошок. Какао содержит много кальция и магния. Черный шоколад без сахара, употребляемый каждое утро, является профилактическим средством от рака. Если в чай с молоком, который пьют местные жители повсеместно, добавить какао-порошок, то, как говорит Вики, «спать не придется очень долго». Если же какао добавить просто в молоко, то полученный напиток действует на человека как снатворное.

        Нигелия. Из этой травы делают крем для эпиляции. Крем не щипет кожу, как некоторые другие мази. Наш гид тут же решил продемонстрировать действие крема на наших ногах.

        Ананас. Сорт на местном наречии называется «мурси». Это именно тот сорт, который экспортируют в Россию и Украину.

        Алоэ. Местные алоэ не имеют горечи в листьях. Используется как лекарство от гастрита. В аюрведе алоэ считается лучшим средством от ожогов и насморка.

        Имбирь. По-английски, говорит Вики, растения называется «джинджо», то есть гинкго. Мы начинаем сомневаться в правдивости его слов, поскольку гинкго и имбирь не имеют ничего общего. Имбирь содержит много кальция и железа, помогает беременным от тошноты. Но лучше, говорит гид, не экспериментировать. Спектр применения имбиря настолько широк, что невозможно все перечислить: от противовоспалительного средства при болях в горле и животе до пищевых добавок в чай и кофе. Порошковый имбирь добывают из корней, а корни внешне похожи на клубни топинамбура.

        Мускатный орех – «магми». Из кожицы плода иногда ланкийцы делают джемы. Цветы красного цвета, их сушат и добавляют в супы. Мускат используется в парфюмерии и косметике. Высохшие орехи имеют белую сердцевину. Если ее перетереть и смешать с лимоном, то получится средство, помогающее при болях в животе. В кулинарии мускатный орех добавляют везде: в тушеные овощи, мясо, рыбу. В медицине на Цейлоне из мускатного ореха производят таблетки от тошноты. Цветы можно кушать прямо сырыми – «вкусно и полезно».

        Кардамон – «король специй», как выразился наш гид. Кардамон – родственник имбиря, он особенно популярен на Ближнем Востоке. Собирается вручную, поэтому цена на него очень высока. Внутри плода есть семечки, их сушат и добавляют в кофе. Это полезно для желудка. Семена кардамона обладают очень сильным запахом, поэтому используются в качестве ароматизатора в гастрономии, особенно часто при варке риса. Кардамон не любит солнечных участков, растет в густых джунглях, предпочитая влажые и тенистые места. На плантациях кардамона сборщики вынуждены терпеть сырость и обилие пиявок, которые разводятся в таких местах в невообразимом количестве.

        Черный перец. Это древовидная лиана семейства перечных, и достигает 8 м в высоту. В лесах она обвивает деревья, которые служат опорой. Здесь сделаны специальные подпорки в виде шестов, которые она обвивает, подобно плющу. Родиной растения считается юго-западное побережье Индии, носившее ранее название Малихабар. Отсюда пошло название «малабарская ягода». Плоды сушат под солнцем 2-3 дня, тогда он становится черным. Если предварительно снять кожуру с плодов и высушить белую сердцевину, получится белый перец. Белый перец менее острый, так как основная горечь содержится в кожуре. Обычно лианы срезают и несколько раз полощут в воде, тогда кожица легко снимается.

        Красный перец. Противораковое средство, если принимать его регулярно. Экскурсовод говорит, что на Цейлоне люди раком не болеют, поскольку ежедневно едят красный перец. На Западе, развивает тему Вики, ученые постоянно ищут новые средства лечения разных болезней. В Шри Ланке ничего не ищут, тысячу лет назад всё уже было известно: это растение – от такой-то болезни, это – от такой…

        Гвоздика. Гвоздичное дерево внешне похоже на маслину, но листья более плотные и густые. Листья при растирании издают приятный запах гвоздики. Сами плоды, подобные маленьким сапожным гвоздям, появляются на дереве после отсыхания цветов. Используется гвоздика в виноделии для разогрева вина, в медицине – от зубной боли.

        Корица. Это главнейшая пряность Шри Ланки. Как говорят сами ланкийцы, корица – «гордость и беда» острова. Вся история колонизации Цейлона связана, в первую очередь, именно с этой культурой. Еще в XVI веке первые португальцы, высадившиеся на острове, оценили вкус этой пряности и завезли корицу в Европу. Затем голландцы, сумевшие выгнать португальцев взамен на обещание короля разрешить свободную торговлю корицей, развили производство до промышленных масштабов. Наконец, англичане, владевшие Цейлоном почти безраздельно, увеличили плантации корицы и стали мировым лидером по производству этой культуры. С 1948 года, когда Цейлон обрел независимость, корицу стали поставлять на рынок сами островитяне.

       Сегодня треть всего мирового производства корицы сосредоточена в Шри Ланке (название Цейлон страна сменила на Шри Ланку в 1972 году). Корица – это невысокое дерево, скорее кустарник. Ветви кустарника рубят и снимают кору. Затем кору сушат, режут на полоски, и в таком виде поставляют в торговлю. Иногда корица в форме порошка расфасовывается в пакетики.

        Сандаловое дерево вырастает огромных размеров. Из него производят масло, которым удаляют прыщи, растяжки после беременности, разглаживают морщины – «мордины», как сказал наш экскурсовод. Желтое густое масло, смешанное с алоэ-кремом, используют в парфюмерии и косметике. Для получения ароматических масел используются деревья старше тридцати лет.

        Лавр. Запах на наш лавровый лист, растущий в Крыму, совсем не похож. Ланкийцы применяют порошок из листьев в кулинарии.

        Аспарагус. Листья перетираются в кашицу, и в таком виде рекомендовано применять людям, страдающим нарушениями функций кровообращения.
        Пойпола. Из этого растения заваривают чай. Применют как жаропонижающее средство.
        Бакалос. Используется при изготовлении лекарств для диабетиков.
        Лиана с местным названием «кот гандула». Из нее делают масло от варикоза.

        Экскурсия по саду закончилась. От обилия информации голова уже мало что соображала. Мы обратили внимание на декоративные дорожки из кокосовой скорлупы. Они устроены для того, чтобы частые дожди не вымывали песок.

       Нас повели на веранду, где в изобилии были представлены различные мази, кремы, масла, настои, а также наборы этих продуктов № 1,2,3. Упаковано все достаточно красиво. Около получаса Вики нам рассказывал о достоинствах той или иной мази, явно демонстрируя личную заинтересованность в продажах. После «обработки» экскурсоводом мы двинулись в магазин. Купив несколько разных баночек, мы были шокированы инструкцией, прилагаемой к мазям. Даже по возвращении домой, мы еще долго смеялись над неумелыми переводами ланкийского текста на русский язык. Вот некоторые перлы из «инструкции»:

   - «паразитическая болезня»;
   - «Хорошо встряхните бутылочку и налейте в столовую ложку полностью. Выпить три раза в день»;
   - «Мёд… убавляет лишний весь. Помогает получить изяшную стройную фигуру без диеты и зарядков»;
   - «Натуральный востоновитель сил способствует увеличивать романтическую затею»;
   - «Для здоровых и крепких зубов чистить зубов порошком зубной щеткой два раза в день»;
   - «От москитов… Намазывать это масло до укуза или где укуза»;
   - «При намазывание это масло на черепе создает пролаждение в голове»;
   - «Продолжительное потребление такое масло делает волосы блестоящими»;
   - «Украшивать с вилькой. Угостить в горячем виде».

        Учитывая, что таких садов специй в Шри Ланке немало, можно себе представить, сколько смеха породили подобные «инструкции» у русских туристов.


       Продолжение следует...