Белый дворец Ливадии – это уникальный музей, где под одной крышей располагается несколько экспозиций, освещающих разные исторические эпохи. В наше время, когда музейный менеджмент ищет новые формы работы с экскурсантами, разрабатывает интерактивные мероприятия, мы предлагаем основать Музей Роз под крышей Ливадийского дворца.
Ливадия и розы. В воспоминаниях гостей Крыма этот уголок Южнобережья всегда ассоциировался с огромным морем цветущих роз, и лишь в последние 30 лет символ Ливадии – роза – утрачен.
Розы Ливадии. Фото 1970-х гг.
В 2011 году, в дни празднования 100-летнего юбилея Белого дворца, французской фирмой «Meilland» была представлена роза ‘Ливадия’ – белоснежный сорт, шедевр современной селекционной науки. Она высажена у фонтана на партере перед входом во дворец. Надо отметить, что увековечивание чьего-либо имени в названии розы – это высочайшая честь, ее удостаиваются лучшие из лучших в мире!
Это посвящение – итог полуторавековой истории роз Ливадии, начавшейся в далеком 1861 году с момента приобретения имения Домом Романовых. Владельцы царского имения, их садовники, архитекторы и строители год от года вносили улучшения и преобразования в парковый ландшафт, доведя его к началу XX века до совершенства. Розы занимали едва ли не первое место среди цветов и деревьев, а их благоуханье наполняло ароматом воздух этого благословенного уголка Крыма. Около 100 тысяч кустов было высажено к 1911 году, что превратило Ливадию в столицу роз юга Российской империи. Даже в 1920-х годах, когда здесь действовал Крестьянский курорт, розоводство Ливадии не утратило своего первенства, каждую неделю отправляя вагонами срезанные розы в Москву, Харьков, Ленинград.
Сегодня многое утеряно, однако на территории Ливадии еще сохранились некоторые уникальные экземпляры роз, посаженные 100-150 лет назад. Они до сих пор каждую весну и начало лета обильно цветут и радуют своим прекрасным видом гостей и жителей Крыма. К ним относятся старинные китайские виды, расположенные на металлической перголе у дворца, Rosa fortuniana и Rosa banksiae alba. Из садовых плетистых сортов там же находятся ‘Alberik Barbier’ и ‘Albertine’, завезенные и посаженные в 1911 году.
Дата посадки роз под опорной стеной вдоль Свитского корпуса – май 1910-го. Среди них есть один куст сорта ‘Duc de Constantin’ розового цвета, названный в честь великого князя Константина Николаевича в 1857 году люксембургскими садоводами Супером и Ноттингом. Наконец, часть старинных роз сохранилась на опорной стене вдоль парка с северной стороны дворца, а также единственный экземпляр желтой китайской розы Rosa banksiae lutea у разрушенных императорских оранжерей.
Помимо сохранившихся роз существуют десятки других артефактов, имеющих отношение к розовой славе Ливадии. Имеются каталоги садовых заведений – поставщиков роз Императорского Двора – Б.Ф.Штамма и Э.Веркмейстера. Существуют сотни живописных работ с изображениями роз Ливадии, написанные в свое время А.Шнейдер, И.Крачковским, Е.Юнге и другими художниками. Есть также открытки и изображения роз, публиковавшиеся в специальных журналах и росших когда-то в садах и парках Ливадии. Нами найдена знаменитая ‘Роза Новичкова’, выведенная придворным садовником имения «Ливадия» Алексеем Фокичом Новичковым. Известно также, что именами владельцев Ливадии – русских императоров и императриц – названы несколько сортов роз селекционерами Франции и Англии. Эти сорта сохранились только в изображениях, и это повод для поиска и исследований. Этой теме посвящены наши книги «Императорский розовый сад» и «Розовый сад русского дворянства». Наконец, в Германии в городе Зангерхаузен есть музей роз под открытым небом, который готов поделиться сохранившимися сортами роз, имеющих «русский след».
Если же говорить о наименованиях сортов, которые росли в Ливадийском парке до революции, то таковых сохранилось на сегодняшний день порядка пятисот. Правда, все они находятся в Европе, но, как известно, «под лежачий камень вода не течет». Достаточно упомянуть лишь любимые сорта императрицы Александры Федоровны ‘Frau Karl Druschki’ (синоним ‘Снежная Королева’), ‘Baroness Rothschild’, ‘La France’.
В мире существует очень мало настоящих Музеев Роз, буквально единицы. О некоторых мы писали на страницах нашего сайта – это музеи в Шато-де-Колома (Бельгия), в Штайнфурте (Германия), в Гапсе (Голландия), в Казанлыке (Болгария), в Тайлере (США, штат Техас). В них демонстрируются предметы и экспонаты, отражающие историю культуры розы в вышеназванных странах. В основном же все музеи роз на планете, – это коллекции старинных или современных роз под открытым небом, то есть попросту сады роз. Во Франции такие розарии называют «консерваториями», от слова «консервировать», то есть «сохранять».
На этом фоне любой новый Музей Роз становится центром притяжения туристов. Мало того, он приобретает волшебную уникальность для всего постсоветского пространства, поскольку ничего подобного на всей необъятной территории от Бреста до Находки нет.
Обратимся к мнению специалистов по истории и музейному делу. Михаил Опенков в своей статье «Культура в экономике ценностей» пишет:
«Гарантией выживания в новой экономике ценностей является следование определению бренда: уникальная ценность, которая может быть глобально распространена и многократно размножена. В экономике ценностей есть заповедь, которую следует помнить всегда: надо завоевать место в умах, пробившись к одной, строго определенной целевой группе. Упор должен делать на уникальности для немногих, а не на пригодности для всех».
Здесь надо отметить, что во всем мире сегодня «экономика впечатлений» вытесняет устаревшую «экономику товаров и услуг». Тот же автор приводит пример:
«Однажды, приехав в Венецию, американец поинтересовался у портье, куда ему и его жене стоит пойти, чтобы в полной мере насладиться этим удивительным городом. Ему тут же посоветовали кафе Флориан на площади Святого Марка. Путешественники вдыхали полной грудью свежий утренний воздух, пили обжигающий кофе, наслаждались образами и звуками этого древнего города. Незабываемые минуты обошлись более, чем в 15 долларов за чашку. Стоил ли кофе таких денег? Несомненно! Сырье всюду стоит одинаково, товары материальны, услуги бывают нематериальными, а впечатления незабываемы. Менеджеры культуры на местах превращаются в режиссеров впечатлений. Несмотря на то, что результаты труда режиссеров впечатлений недолговечны, полученное впечатление остается в памяти навсегда».
Михаилу Опенкову вторит другой специалист в области брендинга территорий, Мария Клишина, старший PR-менеджер компании «Евроиндекс». Рассуждая на тему местного туризма, она пишет:
«Золотое правило маркетинга городов – выделение «своих людей», исходя из природного, культурного, исторического потенциала региона. Это могут быть рыбаки, байкеры, молодожены или искатели острых ощущений, ценители вина или гурманы, йоги или заядлые игроки, театралы или организаторы конференций, кофеманы или альпинисты и т.д. Но сосредоточиться нужно на тех, кто «близок по духу» городу, на тех, кому городу реально есть что предложить».
Нужно ли доказывать, что люди, желающие демонстрировать на весь мир «розовую славу» Южного берега Крыма, это и есть «свои люди» для Ливадии и Ялты? Розы, пускай пока в варианте Музея, и есть по выражению Клишиной тот «самобытный магнит» Крыма, который может стать новым фактором привлекательности.
В пользу перспективности и дополнительной привлекательности нашего проекта говорит не только все возрастающее доминирование «экономики впечатлений» в туризме (а уж розы всегда впечатляли людей), но пресыщение потребителей традиционными объектами. Ежегодное сокращение посещений дворцов в Алупке, Ливадии, Массандре и одновременно с этим растущий интерес ко всякого рода цветочным выставкам и шоу дает основание верить в успех предлагаемого предприятия.
«Обновить кровь» музейному делу всегда было в интересах и самих музейщиков, и их руководства на всех уровнях. В условиях рынка это стало особенно актуальным. В той же Ливадии одной из тем, заявленных в программе научной конференции в 2011 году, стояло обсуждение проблемы места и роли музеев в меняющемся мире. Выход музеев на новые перспективные рынки объявлен приоритетным направлением музейной деятельности в России (Концепция развития музейной деятельности в Российской Федерации на период до 2020 года).
Тема «Розы» может обыгрываться как угодно. В европейской практике давно используются шоу типа «Праздник Роз», «Дни Розы», «Фестиваль Роз», где уживаются на одной площадке танцы, песни, торговля, живопись, наука, светотехнические карнавалы и многое другое (см. нашу статью «Немецкие и русские праздники роз. Сравнительный анализ и пути развития отечественной культуры роз»). Даже если говорить не о Музее Роз, а о временной выставке по теме, например, «Романовы и Розы» или «Розы Бахчисарайского фонтана», то и это уже немало. Любая подобная выставка, несомненно, вызовет ажиотажный интерес публики, даже если ее проводить зимой.
Общая концепция такова. Музей Роз должен иметь несколько разделов, и поскольку это наша отечественная история, то он должен освещать в первую очередь интересные события и подвижничество людей разных эпох в области культуры роз в нашем Отечестве.
В связи с этим можно предложить следующие разделы Музея:
1) «Русские» розы. В него могут войти стенды, рассказывающие о персонах русской истории, которым были посвящены розы селекционерами разных стран. Источник информации по этому разделу – книги «Императорский розовый сад», «Розовый сад русского дворянства».
2) Розы Крыма. Здесь могут быть варианты: либо это раздел будет посвящен крымским селекционерам (Н.Гартвис, Н.Костецкий, В.Клименко, З.Клименко), либо истории предприятия «Крымроза» (ароматы, люди, достижения), либо истории крымских садов и парков, либо современным садам роз (в Никитском ботаничесокм саду, в ботсаду ТНУ).
3) Романовы и Розы. Стенды, картины, открытки, посуда с изображением роз будут знакомить посетителей с ролью роз в жизни представителей царской династии, а также ролью самих Романовых в деле развития культуры выращивания роз в Российской империи.
4) Пушкин и Розы. Упоминания о розах в его поэзии, какие сорта росли в его время, знакомство с языком цветов в эпоху жизни поэта, история роз Бахчисарайского фонтана и т.д.
5) Воронцовы и Розы. Известно, что Михаил Семенович и его жена Елизваета Ксаверьевна были неравнодушны к «царице цветов» и многое сделали для того, чтобы эти прекрасные растения распространились по всему Южному берегу Крыма. В Алупке сохранился сорт розы ‘Графиня Воронцова’, созданный вторым директором Никитского ботанического сада Николаем фон Гартвисом. В личной библиотеке генерал-губернатора Новороссии имелось много книг по садоводству, а его связи с английскими и французскими садовыми заведениями позволили собрать в парках Алупки, Массандры и Никиты чудесную по тем временам коллекцию сортов.
6) Розовая слава Ялты. Эта тема будет наиболее интересна людям пожилого возраста, которые помнят былое великолепие скверов и набережной города-курорта. В качестве экспонатов можно использовать ретроспективные документальные фильмы, открытки, картины советского времени
7) Розы в живописи. Художники всегда уделяли пристальное внимание розам. Полотна мастеров прошлого (или их репродукции и копии), а также современная живопись станут украшением любой выставки и музея.
8) Роза как символ. Розы на тканях, фарфоре, коврах, подносах, вышивке и других предметах декоративно-прикладного искусства. Использование символики розы у разных народов в разные эпохи. Схематичная символика розы в крымско-татарском искусстве.
9) Розы в жизни А.П.Чехова. Сад чеховской «Белой дачи» изобиловал красками, а 68 сортов роз, выписанных Чеховым и посаженных собственноручно, являлись гордостью писателя.
10) Китайские розы в Крыму. Видовые китайские розы, завезенные на рубеже XVIII – XIX веков в Европу и затем появившиеся в Крыму, обрели на побережье свою вторую родину. Существуют старинные экземпляры в Мисхоре, Алупке, Марате, Ливадии, Никите, которые, несмотря на преклонный возраст (159-160 лет), прекрасно себя чувствуют и каждую весну буйно цветут. Известны имена
Музейное пространство предполагает и отдельные временные выставки, которые при желании можно сделать передвижными, перемещая по другим музеям Крыма. Тематика подобных выставок: «Сказки и Розы» (розы, названные в честь сказочных персонажей), «Розы и Музыка» (розы в честь композиторов и их произведений, организация вечера романса и т.п.), «Розы и Христианство», «Розы в творчестве К.Коровина», «Розы в букетах, венках, гирляндах», «Розы и кулинария», «Розы и театр», «Розы в старинных усадьбах», «Розы и авангард», «Розы и поэзия», «Розы и филателия» и тому подобные.
Для усиления впечатлений от музея предлагаем на закрытой территории (садик при главном входе во дворец) заложить небольшой розарий с историческими сортами, где были бы такие розы как ‘Воспоминание о Мальмезоне’ (посвящение Николаю I), ‘Екатерина II’, ‘Белый Цветок’ (посвящение супруге Николая I), а также любимые сорта последней российской императрицы - ‘Frau Karl Druschki’, ‘Baroness Rothschild’, ‘La France’. В это перечень можно включить и другие «русские» сорта, названные в честь прославленных генералов, предпринимателей, представителей дворянства.
В Европе с каждым годом ширится движение по сохранению исторического наследия в области культуры роз. В Германии, Англии, Австрии, Чехии, Словакии, Румынии, Финляндии, Дании, Люксембурге и других странах, где когда-либо существовали семейные селекционные предприятия, появляются «консерватории», то есть специализированные розарии, где собраны образцы сортов, выведенных селекционерами этих стран. Если говорить о Франции, то такие музеи роз под открытым небом сейчас есть практически в каждом регионе: в Париже, Лионе, Нормандии, Эльзасе, Провансе, Бретани и других. Искусство селекции и выращивания роз сегодня во всем мире признано как одно из направлений общечеловеческой культуры наравне с живописью, архитектурой, скульптурой, литературой и театром.
Если собрать все розы отечественной селекции, а также зарубежной (имеющих «русский» след), в одном месте, мы получим Русский Исторический Розарий, музей старинных сортов роз. Нам кажется, что Ливадия, как никакое другое место, имеет все исторические основания для устройства такого розария. Такой розарий может стать новым самостоятельным туристическим коммерческим объектом, что позволило бы привлечь дополнительный доход. Современный лозунг развития Крыма «Процветание в единстве», таким образом, получил бы новое звучание и вполне реальное воплощение.